X-PDF

Статья Современный урок: новые подходы

Поделиться статьей

СОВРЕМЕННЫЙУРОК: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

Шакирова ЕленаВикторовна

Учительрусского языка и литературы МАОУ «Средняя школа №3» города Когалыма

lena.schakirova@yandex.ru

 

ВВЕДЕНИЕ

Школаявляется важнейшим институтом в жизни каждого человека. Именно школьные годыприходятся на сознательный возраст, когда ребенок начинает проявлять интерес кнаукам, в это время появляются первые задатки для выбора будущей профессии. 

Обучениев школе по-прежнему остается актуальным способом привития знаний, умений, навыковвсех областей науки. Несмотря на то, что школа для ребенка – это общение сосверстниками, социальное развитие, однако самая главная цель школы – этообучение. Одним из основных способов привития знаний в школе является урок.

Урокпредставляет собой организационную единицу учебного процесса. Функция урока –это достижение завершенной, но частичной цели.

Внастоящее время привычно различать понятия «традиционный урок» и «современныйурок». Традиционным принято считать урок, применяемый педагогами до введенияФГОС. Времена меняются, вот введён уже и ФГОС третьего поколения, люди меняютсвое мышление согласно времени, ввиду этого система преподавания обязанаадаптироваться к этим изменениям. Современный урок содержит в  себе современныетенденции, однако традиционное преподавание также может быть полезно, посколькуимеет множество достоинств. Меняющиеся времена не могут изменить лучшее вуроке. То, что накапливалось веками, сохраняет ценность всегда. Нельзя обойтисьбез прочных, систематических, глубоких знаний, без воспитанной традиционнымуроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

Натрадиционном уроке легко работать, ввиду того, что он имеет простую, привычную,хорошо отработанную до мелочей  организацию.

         В нашей работе мы остановимся на основных подходах современного урока русскогоязыка и литературы с учетом ФГОС.

СОВРЕМЕННЫЙУРОК

Великомурусскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому принадлежат следующиеслова: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учительруководил самостоятельным процессом и давал для него материал». Несмотря на то,что деятельность Ушинского пришлась на третью четверть двадцатого года, данныеслова раскрывают суть урока и системы образования в условиях внедрения ФГОСвторого поколения. ФГОС третьего поколения в сам урок существенных изменений невнесли. В чём же новшества новых ФГОС?

  • В них чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие  «мягких» навыков  — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 
  • Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.
  • Определено базовое содержание программы воспитания.
  • Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ. [4]

         Современныйурок — это расширение кругозора учащихся, развитие его личности, а именно речи,ответа, личностных особенностей, культуры общения. Современный человек – это нетолько эрудит, но и тот, кто обязан уметь использовать свои знания для решенияновых проблем. Ввиду этого урок нового поколения должен быть составлен наоснове жизненных ситуаций, видении перспективных условий для решения задач,предлагаемых обществом.

Основные подходы

Решениевсех этих задач может обеспечить такой подход в обучении, каксистемно-деятельностный. Однако ведущие семинары по проблеме внедрения иприменения данного подхода показали, что современный учитель не до концапонимает сути данного подхода. В методике преподавания до сих пор преобладаюттрадиционные методы, которые не позволяют до  конца перестроиться на новыенаправления в организации учебной деятельности [1; 56].

Системно-деятельностныйподход в обучении  представляет собой выстраивание совместной деятельностиучащихся и учителя на всех этапах урока. Данное взаимодействие подразумеваетстановление цели урока личной целью самого ученика. Иными словами, ученик сам,применяя различные средства, должен планировать свою деятельность, а результатурока должен стать для него значимым. В данном случае успех ученика зависит отнего самого, и ведущей должна быть именно его готовность прилагать личныеусилия для достижения результатов в различных сферах деятельности [1; 98].

Системно-деятельностныйподход способствует развитию личности ребенка на основе универсальных учебныхдействий, достижению личностных, предметных и метапредметных результатов.Согласно данному подходу, ученик становится организатором и управленцемучебного процесса, у ученика есть право на ошибку и на её анализ, путем осознаниядопущенной ошибки. Задача учителя при таком подходе – создавать условие успеха,на почве отсутствия страха и скуки у ученика, которые, в свою очередь, тормозятразвитие ребенка.

Всовременном уроке важны технологии обучения, которые обеспечивают формированиеу учащихся универсальных учебных действий, достижение метапредметныхрезультатов. На уроках русского языка мы с детьми периодически обращаемся кзнаниям, полученным на уроках литературы. Учащиеся выполняют задания по русскомуязыку, используя тексты из произведений классиков, которые мы изучаем налитературе. В свою очередь, изучение произведений на литературе невозможно беззнаний истории. Уже в 5 классе при изучении рассказа «Муму» И.С. Тургенева детизнакомятся с таким понятием как «крепостное право». Для того, чтобы понятьпроизведение, понять героев, детей погружаем в жизнь России 19 века. «Бородино»,«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купцаКалашникова» М.Ю. Лермонтова, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Война и мир» Л.Н.Толстого… Все произведения русской классической литературы! Их изучениеневозможно без понимания и знания эпохи написания произведения. Конечно, науроках литературы не обходимся без таких вопросов: «Чему учит произведение?», «Актуальноли оно в наше время?».

Безусловно,знания, которые учащиеся получают на уроках русского языка и литературыприменяются ими ежедневно. Большинство учащихся это понимает.

Итак,современный урок в рамках новых ФГОС должен отвечать следующим требованиям:

·       Урок должен быть  хорошо организован,кабинет должен соответствовать техническим требованиям современного урока;

·       Деятельность учителя должна быть хорошоспланированной, должны быть четко поставлены цели и задачи;

·       Задача учителя – подвести ребенка ксамостоятельному определению темы, цели и задач урока, поскольку именно такимспособом обучающийся присваивает задачи себе;

·       Урок должен быть проблемным и развивающим;

·       Учитель организует проблемные и поисковыеситуации, активизирует деятельность учащихся;

·       Учитель своим поведением должен создаватьблагоприятную и доброжелательную обстановку, на уроках не должны быть намеки настресс и переживания, поскольку они являются тормозящим развитие элементами [2;94].

Организоватьурок, соблюдая данные требования, очень сложно. Главным ресурсом для достижениявсех целей современного урока является, без сомнений, учитель и, прежде всего,его отношения к учебному процессу и детям, его творчество, профессионализм, егожелание работать с каждым ребенком.

 

 

 

Список литературы

 

1.    Беликов В.А. Образование. Деятельность.Личность. — М.: Академия естествознания. — 2010. [Электронный ресурс] — Режимдоступа: https://monographies.ru/en/book/view?id=76

2.    Лукьянова, М. И. Проектирование и анализсовременного урока в соответствии с требованиями ФГОС общего образования / М.И. Лукьянова. – Текст : непосредственный // Управление современной школой.Завуч. – 2017. – № 5. – С. 83-95 : 2 табл. – Библиогр.: с. 94-95 (9 назв.). –ISSN 1999-5814.

3.    Патрикова Т.С. Готовая картапедагогических технологий, чтобы ученики достигали результатов по ФГОС накаждом уроке // Справочник заместителя директора школы. – 2018. — №10.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

4.    ПриказМинистерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет