X-PDF

Статья Специфика работы на уроках чтения с детьми с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью, ФГОС, 1 вариант)

Поделиться статьей

Специфика работы на уроках чтения с детьмис интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью, ФГОС, 1 вариант)

Урок чтения являетсяодним из самых важных предметов и имеет большое значение во всей системеучебно-воспитательной работы. Навык чтения является базой, на которой вдальнейшем строится процесс обучения и развития ребенка.

Чтение — сложныйпсихофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совместнойдеятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов ивключает зрительное восприятие, узнавание и различение букв. На основевосприятия зрительной модели слова и последующего соотнесения буквенных значковсо звуками воспроизводится слово. В процессе этого воспроизведенияосуществляется соотнесение звукового образа со значением, т.е. происходитпонимание читаемого.

Процесс овладения чтением- это процесс формирования навыка, а поэтому он подчиняется основнымзакономерностям формирования этого навыка. Прежде чем превратиться вавтоматизированный акт, чтение проходит ряд этапов. Эти этапы качественноотличаются друг от друга, однако строгих граней они не имеют, а переходятпостепенно один в другой.

Недоразвитиепознавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественноесвоеобразие, а также психопатологические особенности обусловливаютнедостаточную готовность ребёнка с интеллектуальной недостаточностью ковладению чтением.

Процесс формированиянавыка чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет определённыеособенности. Умственно отсталый ребёнок овладевает чтением значительно дольше,чем нормально развивающийся ребёнок. Обучение чтению у детей с интеллектуальнойнедостаточностью растягиваться во времени, а промежутки между ступенямизначительно продолжительнее.

Овладение чтением детьмис интеллектуальной недостаточностью характеризуется, прежде всего, качественнымсвоеобразием на всех этапах формирования навыка. Для умственно отсталых детейсложным является усвоение букв. Особенно затруднен у умственно отсталыхшкольников процесс слияния звуков в слоги, замедленное узнавание ипонимание прочитанного слова, медленный темп чтения

Как мы знаем, навык чтения складывается из такихкачеств как правильность, беглость, выразительность и осознанность. Процессформирования этих навыков у детей интеллектуальными нарушениями весьмасвоеобразен. Каждый ребенок проходит эти этапы в соответствии со своимипсихофизическими особенностями. В связи с тем, что состав класса коррекционнойшколы крайне неоднороден по своему составу, то в процессе обучения чтению детиоказываются на разных этапах овладения навыком чтения и это создаетдополнительные трудности для фронтальной работы на уроке. Так, в одном классе могутнаходиться дети, которые освоили навык чтения и читают по слогам, целымисловами, а так же дети, у которых с трудом формируется графический образ буквы,присутствуют сложности в сливании слогов, отдельные дети могут читатьглобально.

Рассмотрим немного подробнееформирование навыков правильного чтения.

Правильность чтения – это чтение безискажения звуков с соблюдением правильного ударения в словах. У детей синтеллектуальными нарушениями встречаются следующие ошибки: перестановки,замена, пропуски букв; замена, перестановка, угадывание слогов, при чтении словдети забывают первые слоги, не могут составить слово из прочитанных слогов. 

Для формирования правильности чтенияиспользую специальные упражнения. Так как большую часть урока занимаетнепосредственно чтение, для детей с умственной отсталостью это сложная,монотонная работа, то я стараюсь разнообразить задания для детей. Так, накаждом уроке проводится речевая минутка. Она может включать в себяартикуляционную гимнастику, скороговорки, работы со слогами и слоговымитаблицами, работа со словом.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

В работе со слоговыми таблицами используюследующие приемы: чтение по столбикам, строчкам, прочитай столбик сопределенной буквой, чтение по цепочке, змейкой и т.д. Чтобы более слабыеученики были включены в процесс, использую игру «Попугай» (дети садятся парами,один ученик прочитывает слог, второй прочитывает за ним этот же слог). Причтении детям может даваться разная инструкция, в зависимости отсформированности его навыков чтения. Один ребенок читает, весь столбик илистрочку с одной буквой, детям, которые читают лучше можно дать заданиепрочитать слоги через один. Так же для развития зрительного и речеслуховогоанализаторов называю определенный слог, дети его ищут, закрывают фишкой илизакрашивают. Так же для тренировки переключаемости использую слоговые цепочки,«марсианские стихотворения». Использую различные игры со слогами. Например,детям раздаются карточки с картинками, им необходимо выделитьпервый/второй/последний слог в слове и составить новое слово.

В своей работе на уроках чтения яактивно использую средства ИКТ. Это могут быть интерактивные элементы, когдаперед детьми нарисована картинка и детям нужно подобрать нужное слово,предложение или наоборот, составить из букв слово, расположить буквы или слогив правильном порядке.

При индивидуальной работе детямраздаются карточки с заданиями, на которых перечислены слова или предложения инарисованы картинки, и нужно их соотнести. Карточки подбираются в соответствиис возможностями ребенка.

В основной части урока осуществляетсяработа с текстом. Перед работой с текстом обсуждаем непонятные и прочитываемсовместно с детьми трудные слова. Работая со связным текстом, всегда вначаледаю образец правильного чтения, потом читаю текст вместе с детьми, затем текстчитают сильные дети, после этого слабые. Для того чтобы мотивировать детей наповторное прочтения текста, я использую традиционные приемы: чтение по цепочке,эстафетой, по абзацам, выборочное чтение, чтение по ролям. Перед чтением поролям всегда обсуждаем характер каждого героя, интонацию.

Дети с умственной отсталостьюнеусидчивы, расторможены, отвлекаемы, у них нарушена эмоционально-волеваясфера. Поэтому я включаю в урок подвижные игры, но игры, которые способствуютразвитию навыка чтения. Так, например, при работе над сказкой Толстого «Мышкавышла гулять» после прочтения и обсуждения содержания, я использовала следующуюигру: я показываю карточки, на которых  написаны слова «петух», «мышка», «кот»,а дети выполняют определенное движение.

Следует помнить, о том, что любойурок создается, прежде всего, с ориентацией на индивидуальные особенности техобучающихся, которые будут присутствовать на уроке, на их умения, знания инавыки. Иными словами, модель урока чтения может быть универсальной, но воплощениена практике будет всегда индивидуальным и неповторимым, поскольку уникальны,неповторимы, не похожи друг на друга наши дети. 

Источники:

        Аксенова А.К. Методика обучения русскомуязыку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак.Педвузов

        Перевозникова О.П. Особенности нарушениячтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет