X-PDF

Статья Стресс и экзамены для выпускников.

Поделиться статьей

Microsoft diagnosticheskiy_instrumentariy.doc

241.5 КБ

Microsoft diagnosticheskiy_instrumentariy.doc

241.5 КБ

Microsoft kurs_treninga_po_profilaktike_stressovyh_sostoyaniy_u_uchashchihsya_v_period_podgotovki_k_gosudarstvennym_ekzamenam.doc

58 КБ

https://school-science.ru/9/8/44455

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/01/19/kurs-treninga-po-profilaktike-stressovyh-sostoyaniy-u#:~:text=%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%D0%BE%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F%20%D1%81%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D0%95%D0%93%D0%AD%20%2D%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8.

Психологическая поддержка выпускниковво время сдачи  ЕГЭ – это важный фактор психоэмоциональной подготовки.

Цель занятий психологической службы  —  отработкастратегии и тактики поведения участников педагогического процесса в периодподготовки к Единому национальному   тестированию, т.е. научить ребятвести себя в стрессовых ситуациях, показать возможные сценарии выхода из них; оказать консультативную помощь  родителям и учителям в период  сдачи ЕГЭ.

СОДЕРЖАНИЕ

1.    Мини-лекции«Как готовиться к экзаменам»

2.    Упражнения«Прощай, напряжение!»

3.    Тесты«Час – пик»

4.    Тренинги«Экзамены – не война, с них возвращаются»

5.    методическиерекомендации родителям по психологической готовности к ЕГЭ.

6.    Методическиерекомендации учителям по психологической готовности к ЕГЭ

Мини-лекции «Как готовиться кэкзаменам»

Тема1. «Как готовиться к экзаменам»

Цель:сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.
Время: 15 минут.

Какподготовиться психологически
— Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям,сохраняя спокойствие.
— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайсязапомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннегонапряжения, усталости, достижению расслабления.

Чтоделать, если устали глаза? В период подготовки кэкзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал иорганизм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания.Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
Выполни два любых упражнения:
— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15секунд);
— напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд),потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
— нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потомв противоположную сторону.

Режимдня.  Раздели день на три части:
— готовься к экзаменам 8 часов в день;
— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотекупотанцуй — 8 часов;
— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделайсебе тихий час после обеда.

Питание. Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами.Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты,шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Местодля занятий Организуй правильно свое рабочеепространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовойтональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность

Какзапомнить большое количество материала Повторяйматериал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, чтознаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник,выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткийплан ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний деньперед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Какразвивать мышление.  1. Хочешь быть умным — научисьразумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когданечего больше сказать.
2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и самомышление невозможно без знаний.
3. Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями. Источникизнаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Онидают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодарявопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них. 

 5.Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не даютвозможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важноформировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое впривычном.
6. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки,сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления.
7. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, темболее гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх насообразительность, в решении логических задач и головоломок.
8. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развитиямышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активноеиспользование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешьсам.

Некоторыезакономерности запоминания. 1. Трудностьзапоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее,чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чемвыше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учитьс перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу
4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чемна простое многократное чтение.
5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше,разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условияподдержки работоспособности. 1. Чередоватьумственный и физический труд.
2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдаватькувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткаммозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глазаот книги, посмотреть вдаль). 4. Минимум телевизионных передач!

Тема2.  «Как вести себя во время экзаменов»

Цель:познакомить выпускников с правилами поведения до и во время экзамена.
Время: 15 минут.

Одежда должна быть спокойных тонов.Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде,слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательныхэмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена.Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все чтохотите.

Рекомендации по поведению до ив момент экзамена

  1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.


2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.


3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз:«Я спокоен! Я совершенно спокоен». Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше тыне будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тембольше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.


4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.


5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.


6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех,умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, ясовершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять нестоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кистив кулаки.


7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
— задержка дыхания (2–3 секунды).
8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и незадавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: какзаполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.


9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебясуществуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк сзаданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводитьк тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.


10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые тыне сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тестеесть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.


11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было впредыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.


12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай теответы, которые явно не подходят.


13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложносделать выбор. Доверься своей интуиции!


14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобыуспеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.


15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике этонереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности,а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

 

Тема 3.  «Как управлятьсвоими эмоциями»

Цель: научить управлятьэмоциями.
Время: 10 минут.

Как разрядить негативныеэмоции? Можно разрядить свои эмоции, высказавшисьв кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.
Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушкуили выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копитсяв мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Производи любые спонтанныезвуки — напряжение может быть «заперто» в горле.
Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта.Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевнымздоровьем.
Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу,созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахиспособны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудныхситуациях.
Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потомстолько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущихв мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты отпсихических перегрузок — смех и плач. Смех оказывается своеобразной защитойнервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохии дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебныесвойства плача и смеха.
А сейчас выполним ряд упражнений на снятие эмоциональногонапряжения.
1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем.Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляясжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить этоупражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
2. Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговыедвижения в каждой ладони.
3. Слегка помассируйте кончик мизинца. . Поместите орех наладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехомкруговые движения в течение 3 минут.

Упражнения «Прощай,напряжение»

Упражнение1.«Прощай, напряжение!»

Цель: обучить сниматьнапряжение приемлемым способом.
Время: 10 минут.
Инструкция: Сейчас мы с вамипосоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все своенапряжение. Закиньте подальше.
Анализ:
-Как вы себя чувствуете?
-Расстались ли вы со своим напряжением?
-Ощущения до и после упражнения.


Упражнение2.«Повтори за мной».

Цель: развитиефакторов, влияющих на успешность приема и передачи информации.
Время: 15 минут.
Инструкция: Встаньте в круг, сейчаспод веселую музыку мы потанцуем, но делать это будем так: вначале каждыйвыполнит какое-нибудь движение, а по моему хлопку надо выполнять движениесоседа справа. Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя покругу, вернется к своему «автору».
Анализ:
-Какое у вас настроение?
-К кому вернулось его движение?
-Изменилось оно или нет?
-Покажите, какое движение было первоначальным?

Упражнение3.«Молодец!»

Цель: формированиеуверенного поведения в момент стресса.
Время: 10 минут
Инструкция: Вам необходиморазделиться на две группы по принципу: внешний — внутренний. А теперь ярасскажу, что вы будете делать. Образуйте два круга: один внутренний, а другойвнешний. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего,встать друг напротив друга и по моему сигналу по очереди начать говорить освоих достижениях. Тот, кто слушает, загибает пальцы и произносит фразу накаждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец!Два!» И так далее. Если вы думаете о себе только плохо, все равно мужественноутверждайте о себе только хорошее.
Если кто-нибудь из вас почувствует смущение или неуверенностьпри выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален инеповторим! Я люблю себя, я уникален и неповторим!»
Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свойадрес, вспомните о том, что вам еще нужно развиваться и развиваться и,естественно, вы пока еще не можете быть совершенны.
По моему сигналу внутренний круг остается на месте, а участникивнешнего круга делают шаг влево и меняют партнеров. Игра продолжается.
Анализ:
-Много ли хорошего вы вспомнили про себя?
-Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получилось!»?
-Что вы говорите о себе, если сделали грубую ошибку?
-Почему так важно говорить хорошее о самом себе?
-Чему вы научились у своего партнера?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Упражнение 4.«Чего я хочу достичь»

Цель: настроить науспех, развивать актерский талант.
Время: 15 минут.
Инструкция: Посидите несколькомгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вамхотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов, с помощью мимики ижестов, рассказать группе об этом? Задача остальных: догадаться, о чем идетречь.
Анализ:
Трудно ли было выбрать важную цель?
Как вы себя чувствовали, когда рассказывали без слов о своейцели?
Верите ли вы, что сможете достичь этой цели? Что нужно сделатьдля этого?
Чему вы научились, узнав о том, к чему стремятся другиеучастники?
Не слишком ли глобальны ваши цели? Или, может быть, слишкоммелкие? Или как раз достижимые?

Упражнение 5.«Эксперимент»

Цель: научитьсамообладанию в стрессовых условиях.
Время: 10 минут.
Техника проведения: каждомуучастнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первыйвзгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.
Инструкция: Вам необходимо за 30секунд прочитать три последовательных отрывка:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГУщиХ ног

Анализ:
-Сразу ли вы справились с заданием?
-Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
-В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
-Как развить самообладание?

Упражнение 6.«Я хвалю себя за то, что…»

Цель: развитие эмпатии,повышение самооценки.
Время: 10 минут.
Инструкция: Я вам предлагаюпохвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобыбольше хвалили, но это происходит так редко. И у вас есть сейчас возможностьпохвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу «Я хвалю себя за то,что…»
Анализ:
-Трудно ли было хвалить себя?
-Какие чувства вы испытали при этом?

Упражнение 7.«Привет и комплимент в подарок»

Цель: развитиекоммуникативных умений, воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.
Время: 15 минут.
Инструкция: Как только я включумузыку, вы будете передвигаться по аудитории, подходить друг к другу,устанавливать контакт глаз, здороваться, дарить комплименты, записывая их налисте тому, кому они адресованы. После выполнения упражнения каждый зачитываетвсе подаренные ему комплименты.
Анализ: Трудно ли было даритькомплименты?
Что лучше — дарить или получать?
Ваше состояние после выполнения упражнения?

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/01/19/kurs-treninga-po-profilaktike-stressovyh-sostoyaniy-u#:~:text=%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%20%C2%AB%D0%A1%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%20%D0%BB%D0%B8,%D1%87%D0%B5%D0%BC%2070%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B2.

Тест науверенность в себе

1.Когда я договариваюсь с кем – ни будь, явсегда нервничаю.

2.Меня удручает, если кто – то проходитпередо мной без очереди

3.Если мой друг критикует мою работу, явнутренне проклинаю себя.

4.Я злюсь, когда мне подают холодный суп.

5.Мне кажется, за мою учебу мне могли быставить оценки получше.

6.Если человек, который мне оченьсимпатичен, хочет со мной договориться, я обливаюсь потом.

7.Если я допустил какую – то ошибку, мнестановится нехорошо.

8.В школе я часто не понимаю объяснений. Яэтого жутко боюсь.

9.Если мой друг (подруга) критикуют моюприческу, я ощущаю обиду.

10.У моего знакомого трудности в дружбе.Мне от этого нехорошо.

11.Человек, которого я хорошо знаю, делаетмне сомнительное предложение. Я отказываюсь.

12.Мой новый друг (подруга) носит такой жесвитер, как у меня. Мне это противно.

13.Я написал в газету статью. Мой друг(подруга) жестоко раскритиковал ее. Я был просто в бешенстве.

14.Когда надо мной потешаются, меня этозлит.

15.Я могу преодолеть любые трудности.

16.Мои родители отпустили меня ненадолгоодного прогуляться. После этого они устроили скандал. Я все выслушал, но ничегоне сказал.

17.Если мне предъявляют претензии запоступки, которые я не совершал, я соглашаюсь без возражений.

18.Приятель – китаец угостил меня чем – тонепонятным. Я отчаянно пытался справиться с палочками, но отказался от вилки.

19.Учителя утверждают, что я часто отсутствуюв школе, и вообще не надежен. Хотя мой друг советует высказать свое мнение, яне решаюсь.

20.Завуч разругал меня за ошибку, закоторую я вообще не отвечаю. Так как он очень разъярился, то я ему не возражал.

21Я терпеливый человек.

22.На улице я встречаю человека, с которымне прочь познакомиться. Но прохожу мимо, не желая себя компрометировать.

23.Если моему другу (подруге) что – то ненравится во мне, я подчиняюсь его желанию.

24.Я не нарушаю правила поведения в школе,т. к. боюсь учителей.

25.Я могу забыть о том, о чем меняпопросили друзья, родители.

26.Я полностью в себе уверен.

27.Я люблю подшучивать над другими.

28.Я не могу отстаивать свое мнение.

29.Я могу делать что – то, вопреки своимпланам.

30.Я всегда даю деньги в долг.

Ответ:  Неверно – 1 б.  Верно –5 б.  

Оценкарезультатов.

Фактор Ч = выражение собственных чувств.Вопросы:1, 9, 12,15, 22

Фактор К = критичность

Вопросы:11, 15, 16, 26, 30

Фактор М = собственное мнение

Вопросы:3, 15, 19, 28, 30

Фактор Т = требовательность

Вопрос:5, 17, 21, 25, 29

Фактор С = терпимость к человеческимслабостям

Вопрос:3, 10, 18, 24, 27

 

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/01/19/kurs-treninga-po-profilaktike-stressovyh-sostoyaniy-u#:~:text=%D0%90%D0%BD%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%C2%AB%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA,%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B5%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B2.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет