X-PDF

Статья Структурные и языковые особенности текста-рассуждения. Устные рассуждения в речи учителей и учащихся

Поделиться статьей

                                                                                      Аминова  М.Р

магистрант1 курса факультета русской филологии

ГОУ «ХГУимени акад. Б.Гафурова»

СТРУКТУРНЫЕИ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ.УСТНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ В

РЕЧИУЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

Развитиеречевой деятельности детей происходит на всех уроках обучения: и   естествознания,и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развитияречевой деятельности являются уроки русского языка и литературы. Рассмотримвозможности реализации задач развития речи на уроках русского языка, аконкретно – роль рассуждения как средства развития речи.

Однаиз особенностей методов обучения применительно к работе по разви-тию речизаключаются в их сочетании с таким дидактическим средством, как текст, чтовполне понятно: задача учителя – научить школьников создавать   текст.

«Текст»употребляется в методике как синоним слова высказывание в зна-чении «результатречевой деятельности», чаще применительно к письменно-му высказыванию (текстстатьи, текст изложения, анализ текста, но и текст устноговыступленияПовествование, описание, рассуждение – традиционно в методике этошкольные жанры сочинений. В сущности, же это определенные типы текстов.

Каждыйиз них имеет свои структурные и языковые особенности. Если в ходе высказывания– ход, развитие действия, временные отношения, перед нами   повествование; еслираскрытие признаков предмета – определительные отношения, мы строим описание;если же главное – аргументация, выявление причинно-следственных отношений, мысоздаем рассуждение. Элементы повествования и описания в рассуждении играюттакую же подчиненную роль,  как описание и рассуждение в рассказе или элементыповествования и рассуждения в описании.

Всочинениях-повествованиях рассказывается о каком–нибудь событии, ко-тороеразвертывается во времени, имеет динамику. Поэтому общая схема повествованиятакова: а) начало события; б) его развитие; в) конец события.

Описание– это такое ученическое сочинение, в котором раскрываются признаки предмета,отобранные пишущим в зависимости от задачи высказывания, его замысла. Поэтомуоно строится по другой композиционной схеме:

а)часть, в которой передается общее впечатление от предмета, указывается егоназначение, дается оценка; б) часть, в которой раскрываются признаки предмета,подтверждающие его общую характеристику.

Врассуждении обычно различаются следующие части: тезис – часть, со-держащаямысль, которая будет доказываться; доказательная часть, содержащая аргументы.При этом порядок частей, как в описании, так и в рассуждении может бытьразличным. В этих текстах может быть и третья часть, подчеркивающая высказанноеранее впечатление от предмета, его оценку (в описании), содержащая вывод (врассуждении). В простом рассуждении объясняется или доказывается одна мысль иобычно формулируется один вывод, в более сложных – несколько мыслей исоответственно делается более обобщенный вывод или несколько выводов.Понятие орассуждении, принятое в логике, лингвистике и методике обучения языкамсущественно отличаются. При первоначальном исследовании текстов типарассуждения лингвисты рассматривали их с точки зрения соотнесенности слогической формой, выделяя посылки и умозаключение. Считалось, что еслисуществует возможность преобразования человеческого, обычного высказывания всоответствующую логическую структуру, то это текст типа рассуждения [7, с.17]

«Такаялогическая форма, в которой обосновывается истинность того или иного положения,называется доказательством. В доказательстве выделяются три части: 1) тезис -то, что нужно доказать; 2) аргументы — то, чем доказывается тезис; 3)рассуждение, которое показывает, как доказывается тезис, каким образомосуществляется переход от посылок к аргументам» [7, с.17].

Такимобразом, в логике под рассуждением понимается вывод из некото-рых предложений,называемых посылками, нового положения — заключения, его обычно называютумозаключением [7, с.17].

Соответственно,логическое умозаключение может соотноситься с выво-дом или тезисом в лингвистическомпонимании. Таким образом, то, что логики называют доказательством, лингвистыопределяют как рассуждение. Однако нельзя сводить рассуждение к умозаключению,потому что тогда возникает круг в определении понятий: рассуждение, существуеттогда, когда есть  умозаключение, «умозаключение налично тогда, когда цельговорящего -прийти к новому суждению или доказать его, т.е, когда необходимоосуществить рассуждение» [7, с.17].

Крометого, следует разграничивать философскую логику (логику рассуждения) и логикуизложения — совокупность правил и приемов членения и развертывания материала вречи, чтобы не сводить текстовое явление к логической форме, тем самым, обедняянаше понимание текста.

Еслираньше в методической традиции описание, повествование и рассуж-дениерассматривались как типы текста, то в последнее время все чаще употребляетсятермин типы речи, в том числе в параллельных школьных учебниках (Е.И. Никитина,М.М. Разумовская) и программах по русскому языку. Мы  используем оба терминакак синонимы, так как обращаемся к заданиям из разных пособий и учебников,цитируем разные источники; однако предпочтение отдается типу текста, так какдети учатся создавать текст того или иного жанра.[7, с.17]

Основаниемдля выделения рассуждения служит так же членение всех ти-пов текста на двебольшие группы: констатирующие-представляющие, изображающие (традиционныеописание, повествование, а также в некоторых  классификациях сообщение,определение) и аргументативные. Среди аргументативных текстов выделяютрассуждение (М.П. Брандес, О.А. Нечаева, А.Б. Мордвинов и др., рассуждение идоказательства (О.Д. Митрофанова), рассуждение и объяснение (М. Цветкова),умозаключение-рассуждение (В.В. Одинцов), объяснение, доказательство иразмышление (В.Н. Мещеряков) и др. Однако границы этих аргументативных текстов- разновидностей рассуждения – часто размыты, не во всех случаях возможноединство основания для деления понятий; большинство классификаций построено дляанализа микротекстов: композиционно-речевых форм, прозаических строф, абзацев,функционально смысловых типов речи, сложных синтаксических целых, способовизложения. Сложное синтаксическое целое — компонент текста, микротекст,представляющий собой ряд высказываний, которые объединены общей темой и имеютструктурные показатели связи; в нем более или менее отчетливо выделяются такиеэлементы композиции смысла, как зачин, развитие и концовка.

Т.Б.Трошева предлагает полевую структуру рассуждения, где «в центре поля находитсясобственно рассуждение как подтип речи, наиболее последовательно выражающийпричинно-следственные отношения между суждениями — от причины к следствию, а неот следствия (тезиса) к причине (основанию)» [30,с. 12].

Эторассуждение точнее других соответствует умозаключению как форме мышления; оносвойственно строго логичной научной речи, оформляет выведение нового научногознания, демонстрирует ход авторской мысли, путь решения проблемы. «Прилегающиек центру область занимают подтипы речи, которые служат для того, чтобы придатьвысказанным суждениям более аргументированный характер: доказательство(коммуникативно-познавательная функция — установление истинноститезиса),(установление ложности тезиса), подтверждение(или эмпирическое доказательство,функция установления достоверности высказанного положения посредствомподкрепления его фактами), и обоснование (функция установления целесообразностиутверждения, действия)». Доказательство, опровержение и подтверждениесоответствуют коммуникативному вопросу «Действительно ли это так?», обоснованиедает ответ на вопрос «Действительно ли это нужно, целесообразно?». Эти четыреподтипа объединяются на основе структурного сходства: они включают тезис,«образующий ключевую часть построения, и аргументы — комментирующую часть»,которая призвана полностью или частично снять сомнения, относительновыдвинутого в качестве тезиса положения. Далее от центра располагаетсяобъяснение. Оно служит не столько для подтверждения справедливости тезиса илиего опровержения, сколько для раскрытия причин; реальных явлений. Исходя изэтого, можно сделать вывод, что, по классификации Т.Б. Трошевой, в школьнойпрактике чаще всего встречаются подтипы объяснение и подтверждение, режеопровержение и доказательство. [7,с.19]

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

Вметодической традиции (Т.А. Ладыженская, В.Н. Мещеряков. И.Н. Зайдман рассматриваютсятак же макротексты как жанры, разновидности ученических сочинений). [7,с.20]

Подмакротекстом типа рассуждения (часто называемым сочинением-рассуждением вшкольной практике) мы понимаем ряд взаимосвязанных микротекстов,преимущественно рассуждений, хотя могут использоваться сложное синтаксическоецелое повествовательного и описательного типов (примеры, факты, подтверждающиеили опровергающие высказанное суждение), одиночные предложения илинейно-синтаксические цепи предложений, представляющие собой текст с основнойкоммуникативной задачей — объяснить, доказать, установить истину, получитьновые знания путем анализа или установления причинных и (или)условно-следственных связей и отношений.

Атезисы, выводы доказательство, примеры и т.д. в методике обычнорас-сматриваются как неразвернутые микротемы, которые не всегда нуждаются вразворачивании. [7,с.20].

Помнению В.Н. Мещерякова, традиционные сочинения-рассуждения являются, по сути,сочинениями-доказательствами, потому что в процессе логического действияобосновывается истинность какой-либо мысли с помощью других мыслей и непредставляет собой цепь умозаключений, изложенных в логически последовательнойформе. В сочинении-доказательстве можно поставить вопрос «Почему?» или «Можноли это доказать?». В рассуждении-объяснении такие вопросы бессмысленны; обобъяснении свидетельствуют, кроме того, слова и словосочетания типа:оказывается; вот почему; как выяснилось; дело в том что и др. Однако самисследователь указывает, что в текстах-объяснениях и доказательствахиспользуются по существу одни и те же приемы. [7, с.20].

Всеисследователи указывают на характерное для рассуждения наличиепричинно-следственных связей, которые отличают данный тип текста от других, наего особую структуру. При этом количество обязательных компонентов у разныхученых отличается: от двух (то, что обосновывается – обоснование), трех (тезис,доказательства, вывод) до восьми. [7, с.21]

Остановимсяна специфических для рассуждения языковых средствах. Для рассуждения характернадиалогизация монолога (использование побудительных, вопросительных предложенийс целью привлечь внимание к излагаемому), что позволяет установить речевойконтакт с получателем информации. С  точки зрения синтаксиса в рассужденииупотребляются сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия,цели, условия, присоединительными, бессоюзные сложные предложения, безличныеконструкции, вопросно-ответная форма и побудительные предложения, вводныеслова: оценивающие достоверность — возможно, вероятно, конечно, несомненно,источник сообщения — на мой взгляд, по словам, отношения перечисления,присоединения, добавления, обобщения — во-первых, во-вторых, кстати, впрочем,следовательно, согласитесь, таким образом, подчеркивающие внимание к собеседнику– согласитесь, судите сами, признаться и др. [7,с. 22-24]

Длярассуждения характерны глаголы, включающие в свое значение «ука-зание на способполучения информации, которая становится содержанием мнения/значения субъекта»:понять, догадаться, сделать вывод, думать, ви-деть, знать, прочитать[5,с.2,10],так как оценки и предложения должны быть мотивированы.

Длятекстов типа рассуждения по их коммуникативной сущности харак-терноупотребление форм выражения согласие/несогласие, сомнение.Лексические способывыражения: глаголы не соглашаться, протестоватьи др., существительные с сильнымоценочным компонентом чепуха, бред, глупости; частицы да и нет, как возражениявысказыванию с отрицанием; наречие трудно, подчеркивающее сомнение привыражении несогласия. Лексико-синтаксические способы: сочетания я думаю, язнаю, я верю, как я знаю, я боюсь, мне кажется и др., отражающие субъективноеотношение говорящего к высказыванию и предмету. Кроме того, возражение исомнение может быть выражено при помощи вопросов, переспросов, иронии.[7,с.24]

Исследователиуказывают также на употребление сослагательного накло-нения, например, варгументах условного и гипотетического типа, а также на использование всегоспектра лексики в диапазоне невозможность-необходимость с семантикой: невозможность,редкость, маловероятность, неясность, неопределенность, сомнительность,уместность, допустимость, вероятность, обычность, обоснованность,достоверность, уверенность, неизбежность, очевидность, обязательность. [3,с.49]

Таккак в основе рассуждения как типа текста лежат логические операции обоснования,сравнения, сопоставления, вычленения главного и второстепенного, т.е. теоперации, которые свойственны научному поиску, на уроках по разным предметамдолжны использоваться устные высказывания типа рассуждения. Ученики усваиваютприемы рассуждения, воспринимая логику размышлений учителя и авторов школьныхучебников, поэтому особенно важно, как педагог учит рассуждать, где он помогаетили мешает ребенку в производстве речи. Чтобы определить, какие тексты ученикидолжны понять во время объяснений учителя, и какие речевые произведенияиспользуются школьниками в их учебно-научной речи, т.е. какие высказывания онидолжны создавать самостоятельно, рассмотрим особенности устных рассуждений вречи учителей и учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1.Балаян,А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога / А.Р. Балаян. -М.,1971.-22 с.

2.Блонский П.И.Психология младшего школьника /П.И. Блонский. – М., 1997.- 345с.

3.Гамезо,М.В./ М.В. Матюхина// Возрастная и педагогическая психология/ Под. ред.М.В. Гамезо. – М.,1984. – 235с.

4.Воробьева,М.Б. Особенности реализации оценочных значений в научном тексте /М.Б.Воробьева. — М., 1985.- 176 с.

5.Дмитриевская М.А. Глаголы- знания и умения (значение и употребление) / М.АДмитриевская. -М., 1985.- 20 с.

6.Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в шко-ле.Проблемысовершенствования содержания и методов обучения русскому языку/ Н.И. Жинкин. –М.,1969. – с. 105

7.3айдман И.Н. Обучение рассуждению с учетом уровня развития школьников:Учебно-методическое пособие / И.Н. 3айдман. — Новосибирск: Изд.НГПУ, 2001.-131с.

8.Трошева, Т.Б. Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля

литературногоязыка XVIII – XX вв. Автореф. дис. докт. филол. наук. / Т.Б. Трошева. -Екатеринбург, 2000. – 28с.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет