УДК377.131.11
ТЕМАПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА
МорозОксана Игоревна, студентка 2 курса
БПОУОО «Орловский автодорожный техникум»
Научныйруководитель: Тасканова Ольга Вячеславовна
В представленной работе рассматриваются некоторыеаспекты передачи темы памяти о Великой Отечественной войне, воздействиеизобразительного искусства в его специфических приёмах и выразительныхсредствах на духовный мир, на формирование картины мира человека.
Жанровая живопись, бытовой жанр, тема памяти,советская живопись.
Введение.
В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне особенно актуальнойстановится тема памяти о событиях тех лет. Они запечатлены в историческихкнигах, документах, кино- и фотоматериалах. Особую роль в отображениивоспоминаний о войне играет искусство, так как оно является фундаментом вдуховном развитии общества.
На занятиях по дисциплине «Обществознание» студентыизучают раздел «Духовная сфера жизни общества», в котором присутствует тема«Искусство. Виды искусства». Специфика искусства как формы общественногосознания определяется его предметом, художественно-образной формой отображениядействительности и выполняемыми им функциями в обществе. Так одной из подобныхформ становится изобразительное искусство, способное через визуальные образыдонести нам не только объективные характеристики, но и эмоциональнуюсоставляющую идеи объекта. Данные идеи функционально способствуют развитию духовногомира, мировоззрения личности. Студенты, знакомясь с видами искусства, обучаютсяформировать своё личностное отношение к действительности, формируют правильнуюкартину мира. Это особенно актуально для тех поколений, чьё духовноевзросление приходится на начало XXI века.
Предмет искусства широк. Он охватывает всемногообразные области жизни и деятельности людей. Следовательно, спецификапредмета отражения в искусстве обуславливает специфику формы отражения –художественный образ передаёт внутренний мир художника, его чувства, мысли, тоесть обогащает таким образом наш духовный мир [1,с.179].
В представленной работе рассматриваются некоторыеаспекты передачи темы памяти о Великой Отечественной войне, воздействиеизобразительного искусства в его специфических приёмах и выразительныхсредствах на духовный мир, на формирование картины мира человека.
Цель работы: рассмотреть, какреализуется тема памяти о Великой Отечественной войне в восприятии художниковпослевоенного времени и как интерпретируется представителями разных социальныхгрупп современного российского общества.
Объектом и предметом исследования в предложеннойстатье являются произведения советских художников, написанные в период с 1947по 1990-е годы (то есть в послевоенное время), а также проблема восприятиясовременным обществом подобной жанровой живописи, посвященной памяти о войне.
Задачи исследования:рассмотреть и проанализировать некоторые аспекты тематики в отображении памяти о Великой Отечественной войне в творчестве советских художников ивосприятие их жанровой живописи представителями разных поколений современногообщества.
Гипотеза исследования: визобразительном искусстве, в творчестве советских художников послевоенноговремени присутствует разнообразная жанровая тематика, но особую значимость вбытовом жанре приобретает мотив памяти о трагических событиях ВеликойОтечественной войны, так как он является связующим звеном между поколениями.
Методы исследования:
1) Теоретическийанализ литературы и материалов сети Internet
2) Системныйанализ материала;
3) Социологическийопрос-анкетирование.
Теоретическая значимостьрезультатов исследования в данной работе заключается в определении роливоздействия изобразительного искусства (на конкретных примерах) на воспитаниедуховности современного человека.
Практическая значимость работысостоит в том, что она может использоваться студентами для повышенияобразовательного уровня и преподавателями при изучении тем по дисциплине«Обществознание» в среднем профессиональном образовании.
Основная часть.
В ходе исследования темы памяти о ВеликойОтечественной войне особенно интересным мне показалось наличие обширнейшегохудожественного материала – произведений художников послевоенного времени. Ихглубокое осмысление воспоминаний о войне особо значимо для последующихпоколений конца XX – началаXXI века всвязи со сменой ценностных ориентиров. Особое место в тематике картин,посвященных войне, занимает жанровая живопись. Жанровая живопись (бытоваяживопись, бытовой жанр) означает «жанр изобразительного искусства,представляющий реальную, обычно современную художнику повседневную жизнь.Сюжеты бытового жанра отражают сложившийся жизненный уклад – труд и отдых,будни и праздники, нравы и обычаи, взаимоотношения людей» [2,с.461].
В отличие от характерного для изображения сценвоенного времени батального жанра, бытовой жанр позволяет соприкоснуться с«живой жизнью» предшествующих поколений. Нам интересны не только художественныеприёмы создателей полотен, но и внутренний мир героев картины, их судьбы,окружающий быт и т. д. Главная задача художника – непосредственное воздействиена эмоциональный фон личности, и в этом заключается основная идея, что «этонужно не мёртвым – это нужно живым».
В представленной работе рассматриваются ианализируются 3 тематических блока, по-разному отображающих память потомков оВеликой Отечественной войне. Систематизация по данным блокам, по мнению автора,наглядно и достоверно отображает тематику жанровой живописи о войне.
1) Изображениевеличайшей радости, ликования, наслаждения мирной жизнью, временем новыхсвершений и надежд. Таково полотно Н.Чуприна «День Победы», 1947 год(приложение1). Художник показывает яркий солнечный день, массы людей,поздравляющих друг друга. Общий колорит картины ярок, пронизан майским светом,фигуры подаются в динамике.
Порой эта радость молчалива, как на картине Вл.Костецкого«Возвращение», 1947 год (приложение 2). В центре – многофигурная композиция:семья припала в объятиях к солдату, вернувшемуся живым с войны. Немое счастьена одном дыхании – так образно можно описать эту сдержанную по колориту, ноэмоциональную по содержанию картину.
На полотне Лактионова «Письмо с фронта», 1947 год(приложение 3), тоже яркий день, и солнечные блики скользят по фигурам людей,собравшихся вокруг солдата, который принёс весточку в семью. Сколько радости налицах людей, слушающих обнадёживающие вести с фронта. Скоро конец войне, жизньвходит в привычное русло, и мы видим, как счастливы родные. Письмо с фронта –настоящий праздник для них.
2) Второенаправление – изображение невыносимой боли и горечи утраты, ведь война – этовеличайшая трагедия для людей. Художники послевоенной поры отображают скорбь вбесконечных отголосках памяти. Нет забвения тем, кто погиб, и не вернуть их.Таково полотно В.Попкова «Вдовы» (цикл 1966-1968 годов) – приложение 4, с егоособым композиционным решением и символическим колоритом красного цвета. Этополотно – живописный памятник всем вдовам, старым и молодым, не дождавшимсясвоих мужей с полей сражения.
Особо выделяются в нашем тематическом блокепроизведения Г.Коржева начала 1960-х гг. «Мать», «Старые раны» (приложение 5 ).Лаконичные портреты созданы в так называемом «суровом стиле». В них неткрасоты, приглаженности, образы реалистичны. На первый взгляд, они отторгаютзрителя своей неприглядностью, землистым колоритом и резкими«кинематографическими» ракурсами композиций. Но такова реальность, и еёзапечатлел художник. Ведь в 60 – 70-е гг прошедшая война продолжала волноватьлюдей всех поколений, даже тех, кто не принимал в ней участие.
Глубокая проблематика свойственна и полотну В.Кузнецова «С Победой,сынки!» 1984 года(приложение 6). Автор создает двуплановую композицию. Старики поднимают тост заскромно накрытым, но всё же праздничным столом. Кого поздравляют они с Победой?Пять фотографий на стене. Пять сыновей, навсегда ушедших в бой. Художникпередаёт через лаконичность композиции противоречивые чувства: с одной стороны– радость и торжество праздника, с другой – немую боль «осиротевших» родителей,их бесконечную стойкость и мужество. Художник подчёркивает важную деталь.Портреты сыновей убраны расшитыми праздничными рушниками, и мы проводимпараллель с убранством икон в русских избах. Это сообщает картине особыйсакральный смысл: каждый, кто погиб за Родину, достоин вечной памяти ипочитания. Недаром великие воители прошлого часто причислялись к лику святых.
3) Третьенаправление послевоенной жанровой живописи демонстрирует перекличку поколений,показывает, что герои прошлого присутствуют в настоящем, а потому не могут бытьзабыты.
Таков строгий проблемный поиск художника В.Попкова. Наего полотне «Шинель отца» 1972 года (приложение 7), автопортрете и бытовойкартине одновременно, создан образ прошлого и настоящего. Реалии «живой» жизни(герой в старой шинели, палитра художника на первом плане) созвучны туманнымфигурам из воспоминаний. Русские женщины, также поднявшие на своих плечахтяжесть войны, пытливо, пристально вглядываются в души потомков. Это образсовести, неиссякаемой памяти, нравственное мерило для будущих поколений.
Выразительно передал своё восприятие памяти поколенийживописец С. Бессонов. Его картина 1985 года «Я с вами» из цикла «Душа солдата»(приложение8) изображает трогательную бытовую сцену: бабушка и внук в уюте деревенскогодома. Мальчик рассматривает медали и ордена, принадлежащие когда-то деду.Образ его присутствует на картине, скорее всего, рассказ бабушки его«оживляет». И вот он, как живой, но незримый герой, остаётся с семьёй, потомучто память о нём не иссякнет. Важно передавать эти воспоминания молодомупоколению, чтобы внуки и правнуки чтили заслуги павших в бою, утверждаетхудожник.
Также звучит перекличка поколений в картинах «Память» И.Симонова( 1985 год) и «Последний салют» И.Кравцова 1978 года – приложения 9, 10.Центральные образы этих полотен не живущие ныне наши современники, а те, ктоостался в воспоминаниях, ушёл только физически, но в памяти будет жить.
Можно назвать десятки и сотни известных произведенийживописи, связанных общей темой памяти. Мы видим, что все эти картины не простоконстатируют факт свершившихся событий, а по-новому, через глубокуюпроблематику художественного образа, осмысливают важность сохранениявоспоминаний о последствиях войны. Эта память должна быть передана последующимпоколениям, чтобы не прерывалась духовная связь между людьми в российскомобществе.
Так в какой же степени присутствует эта связьпоколений в настоящее время? В данной работе приведены и проанализированырезультаты исследования – опроса-анкетирования, позволяющие установить, в какойстепени реализуется актуальность темы памяти на основе жанровой живописисоветских художников второй половины XX века.
Анкетируемая группа знакомилась с репродукциямипредставленных картин и отвечали на вопросы.
Исследование-анкетирование№1 проводилось анонимно. В него вошли 3 вопроса:
1) Укажитеавтора и название картины.
2) Определите,с каким историческим событием связан сюжет произведения?
3) Назовитекакие-либо картины о Великой Отечественной войне бытового жанра, известные Вам.
Группа опрашиваемых составляла 50 человек. В неё вошли2 социально-возрастные категории: 1) студенты техникума в возрасте до 18 лет(25 человек); 2) взрослые – родители студентов и преподаватели – старше 18 лет,в основном средний возраст этой группы составлял 40 лет (25 человек).
Результаты исследования систематизированы и включены втаблицу:
Таблица№1.
Вопросы |
Участники до 18 лет |
Участники старше 18 лет |
Вопрос №1(опознано 10 картин- 100%) |
10% |
20% |
Вопрос №2 (количество участников, назвавших историческое событие – 100%) |
80% |
100% |
Вопрос №3 (количество участников, назвавших 1 произведение дополнительно – 100%) |
10% |
40% |
По результатам анкетирования видно, что студенты до 18лет не знают (затрудняются определить) указанные картины (см. Вопрос №1) идругие жанрово идентичные произведения о войне (см. Вопрос №3 ).
Участники старшего возраста более успешно называюткартины (Вопрос №1) и дополнительно показывают знание других сходныхпроизведений живописи (Вопрос №3).
Достаточно высок результат по вопросу №2 у обеихсоциально-возрастных групп: показатель от 80 до 100%.
После анализа результатов опроса проведеноисследование-анкетирование №2. В нём принимала участие только группа студентовв возрасте до 18 лет – 25 человек. Им был предложен 1 вопрос с вариантамиответа: «Нуждаетесь ли Вы в дополнительной базе знаний по различным видамискусства?» Варианты ответа:
1) Да,мне это необходимо и интересно;
2) Наверное,это необходимо;
3) Нет,не нуждаюсь.
Итоги опроса (в процентах от общего числареспондентов, равного100%) внесены в таблицу №2.
Таблица№2.
Вариант №1(Да…) |
Вариант №2 (Наверное…) |
Вариант №3 (Нет…) |
28% |
40% |
32% |
Следовательно, 68% студентов проявили интерес к даннойпроблеме и осознали необходимость подобных знаний.
Заключение.
В заключение можно сделать вывод, что в действительноститема памяти о Великой Отечественной войне в живописи советских художниковпослевоенного времени знакома и интересна только узкому кругу специалистов, а большаячасть общества не интересуется данной тематикой и не знакома с ней.
«В духовном противостоянии с фашистскими агрессорамиискусство сыграло особую роль. Произведения изобразительного, музыкальногоискусства, литературы и кинематографа, созданные в духе лучших культурныхтрадиций страны, помогали миллионам людей осознать своё место в общем строю.Патриотическое начало доминировало в произведениях тех лет»[3,с.314].
Молодое поколение нужно воспитывать на примерахсоотечественников. Именно искусство располагает мощными средствами воздействияна людей, ведь оно затрагивает прежде всего чувственную сферу. И в следующиедесятилетия россияне должны руководствоваться словами Роберта Рождественского:«никто не забыт, ничто не забыто». Только тогда страна имеет право называтьсявеликой, если люди, проживающие на её территории, помнят и чтят свою историю.
Литература
1.ЗоринВ.И. Евразийская мудрость от А до Я: толковый словарь / В.И.Зорин –Алматы:Создик-Словарь,2002.-408 с.- С.179
2.БольшаяРоссийская энциклопедия: в 30 т./ Председатель Науч.-ред. Совета Ю.С. Осипов.Т. 4. Большой Кавказ – Великий канал. – М.: Большая Российская энциклопедия,2006. – с.461.
3.ИльинаТ.В. История искусств. Русское и советское искусство. – М.: Актис-пресс, 1989.– с.314.
Приложения.
Приложение1.
Н. Чуприн.
День Победы.
Приложение 2.
В.Костецкий. Возвращение
Приложение 3.
Лактионов. Письмо с фронта.
Приложение 4.
В.Попков. Вдовы
Приложение 5.
Г.Коржев. Мать. Старые раны.
Приложение 6.
В.Кузнецов. С Победой, сынки!
Приложение 7.
В. Попков. Шинель отца.
Приложение 8.
С. Бессонов. Я с вами.
Приложение 9.
И.Симонов. Память
Приложение 10.
И.Кравцов.
Последний салют