X-PDF

Статья ТЕМА ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА

Поделиться статьей

УДК377.131.11

ТЕМАПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА

 

МорозОксана Игоревна, студентка 2 курса

БПОУОО «Орловский автодорожный техникум»

Научныйруководитель: Тасканова Ольга Вячеславовна

 

В представленной работе рассматриваются некоторыеаспекты передачи темы памяти о Великой Отечественной войне, воздействиеизобразительного искусства в его специфических приёмах и выразительныхсредствах на духовный мир, на формирование картины мира человека.

 

Жанровая живопись, бытовой жанр, тема памяти,советская живопись.

 

Введение.

        В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне особенно актуальнойстановится тема памяти о событиях тех лет. Они запечатлены в историческихкнигах, документах, кино- и фотоматериалах. Особую роль в отображениивоспоминаний о войне играет искусство, так как оно является фундаментом вдуховном развитии общества.

На занятиях по дисциплине «Обществознание» студентыизучают раздел «Духовная сфера жизни общества», в котором присутствует тема«Искусство. Виды искусства». Специфика искусства как формы общественногосознания определяется его предметом, художественно-образной формой отображениядействительности и выполняемыми им функциями в обществе. Так одной из подобныхформ становится изобразительное искусство, способное через визуальные образыдонести нам не только объективные характеристики, но и эмоциональнуюсоставляющую идеи объекта. Данные идеи функционально способствуют развитию духовногомира, мировоззрения личности. Студенты, знакомясь с видами искусства, обучаютсяформировать своё личностное отношение к действительности, формируют правильнуюкартину мира. Это особенно  актуально для тех поколений, чьё духовноевзросление приходится на начало XXI века.

Предмет искусства широк. Он охватывает всемногообразные области жизни и деятельности людей. Следовательно, спецификапредмета отражения в искусстве обуславливает специфику формы отражения –художественный образ передаёт внутренний мир художника, его чувства, мысли, тоесть обогащает таким образом наш духовный мир [1,с.179].

В представленной работе рассматриваются некоторыеаспекты передачи темы памяти о Великой Отечественной войне, воздействиеизобразительного искусства в его специфических приёмах и выразительныхсредствах на духовный мир, на формирование картины мира человека.

Цель работы: рассмотреть, какреализуется тема памяти о Великой Отечественной войне в восприятии художниковпослевоенного времени и как интерпретируется представителями разных социальныхгрупп современного российского общества.

Объектом и предметом исследования в предложеннойстатье являются произведения советских художников, написанные в период с 1947по 1990-е годы (то есть в послевоенное время), а также проблема восприятиясовременным обществом подобной жанровой живописи, посвященной памяти о войне.

Задачи исследования:рассмотреть и проанализировать  некоторые аспекты тематики в отображении памяти о Великой Отечественной войне в творчестве советских художников ивосприятие их жанровой живописи представителями разных поколений современногообщества.

Гипотеза исследования: визобразительном искусстве, в творчестве советских художников послевоенноговремени присутствует разнообразная жанровая тематика, но особую значимость вбытовом жанре приобретает мотив памяти о трагических событиях ВеликойОтечественной войны, так как он является связующим звеном между поколениями.

Методы исследования:

1)     Теоретическийанализ литературы и материалов сети Internet

2)     Системныйанализ материала;

3)     Социологическийопрос-анкетирование.

Теоретическая значимостьрезультатов исследования в данной работе заключается в определении роливоздействия изобразительного искусства (на конкретных примерах) на воспитаниедуховности современного человека.

Практическая значимость работысостоит в том, что она может использоваться  студентами для повышенияобразовательного уровня и преподавателями при изучении тем по дисциплине«Обществознание» в среднем профессиональном образовании.

Основная часть.

В ходе исследования темы памяти о ВеликойОтечественной войне особенно интересным мне показалось наличие обширнейшегохудожественного материала – произведений художников послевоенного времени. Ихглубокое осмысление воспоминаний о войне особо значимо для последующихпоколений конца XX – началаXXI века всвязи со сменой ценностных ориентиров. Особое место в тематике картин,посвященных войне, занимает жанровая живопись. Жанровая живопись  (бытоваяживопись, бытовой жанр) означает «жанр изобразительного искусства,представляющий реальную, обычно современную художнику повседневную жизнь.Сюжеты бытового жанра отражают сложившийся жизненный уклад – труд и отдых,будни и праздники, нравы и обычаи, взаимоотношения людей» [2,с.461].

В отличие от характерного для изображения сценвоенного времени батального жанра, бытовой жанр позволяет соприкоснуться с«живой жизнью» предшествующих поколений. Нам интересны не только художественныеприёмы создателей полотен, но и внутренний мир героев картины, их судьбы,окружающий быт и т. д. Главная задача художника – непосредственное воздействиена эмоциональный фон личности, и в этом заключается основная идея, что «этонужно не мёртвым – это нужно живым».

В представленной работе рассматриваются ианализируются 3 тематических блока, по-разному отображающих память потомков оВеликой Отечественной войне. Систематизация по данным блокам, по мнению автора,наглядно и достоверно отображает тематику жанровой живописи о войне.

1)                Изображениевеличайшей радости, ликования, наслаждения мирной жизнью, временем новыхсвершений и надежд. Таково полотно Н.Чуприна «День Победы», 1947 год(приложение1). Художник показывает яркий солнечный день, массы людей,поздравляющих друг друга. Общий колорит картины ярок, пронизан майским светом,фигуры подаются в динамике.

Порой  эта радость молчалива, как на картине Вл.Костецкого«Возвращение», 1947 год (приложение 2). В центре – многофигурная композиция:семья припала в объятиях к солдату, вернувшемуся живым с войны. Немое счастьена одном дыхании – так образно можно описать эту сдержанную по колориту, ноэмоциональную по содержанию картину.

На полотне Лактионова «Письмо с фронта», 1947 год(приложение 3), тоже яркий день, и солнечные блики скользят по фигурам людей,собравшихся вокруг солдата, который принёс весточку в семью. Сколько радости налицах людей, слушающих обнадёживающие вести с фронта. Скоро конец войне, жизньвходит в привычное русло, и мы видим, как счастливы родные. Письмо с фронта –настоящий праздник для них.

2)                Второенаправление – изображение невыносимой боли и горечи утраты, ведь война – этовеличайшая трагедия для людей. Художники послевоенной поры отображают скорбь вбесконечных отголосках памяти. Нет забвения тем, кто погиб, и не вернуть их.Таково полотно В.Попкова «Вдовы» (цикл 1966-1968 годов) – приложение 4, с егоособым композиционным решением и символическим колоритом красного цвета. Этополотно – живописный памятник всем вдовам, старым и молодым, не дождавшимсясвоих мужей с полей сражения.

Особо выделяются в нашем тематическом блокепроизведения Г.Коржева начала 1960-х гг. «Мать», «Старые раны» (приложение 5 ).Лаконичные портреты созданы в так называемом «суровом стиле». В них неткрасоты, приглаженности, образы реалистичны. На первый взгляд, они отторгаютзрителя своей неприглядностью, землистым колоритом и резкими«кинематографическими» ракурсами композиций. Но такова реальность, и еёзапечатлел художник. Ведь в 60 – 70-е гг прошедшая война продолжала волноватьлюдей всех поколений, даже тех, кто не принимал в ней участие.

Глубокая проблематика свойственна и полотну В.Кузнецова «С Победой,сынки!» 1984  года(приложение 6). Автор создает двуплановую композицию. Старики поднимают тост заскромно накрытым, но всё же праздничным столом. Кого поздравляют они с Победой?Пять фотографий на стене. Пять сыновей, навсегда ушедших в бой. Художникпередаёт через лаконичность композиции противоречивые чувства: с одной стороны– радость и торжество праздника, с другой – немую боль «осиротевших» родителей,их бесконечную стойкость и мужество. Художник подчёркивает важную деталь.Портреты сыновей убраны расшитыми праздничными рушниками, и мы проводимпараллель с убранством икон в русских избах. Это сообщает картине особыйсакральный смысл: каждый, кто погиб за Родину, достоин вечной памяти ипочитания. Недаром великие воители прошлого часто причислялись к лику святых.

3)                Третьенаправление послевоенной жанровой живописи демонстрирует перекличку поколений,показывает, что герои прошлого присутствуют в настоящем, а потому не могут бытьзабыты.

Таков строгий проблемный поиск художника В.Попкова. Наего полотне «Шинель отца» 1972 года (приложение 7), автопортрете и бытовойкартине одновременно, создан образ прошлого и настоящего. Реалии «живой» жизни(герой в старой шинели, палитра художника на первом плане) созвучны туманнымфигурам из воспоминаний. Русские женщины, также поднявшие на своих плечахтяжесть войны, пытливо, пристально вглядываются в души потомков. Это образсовести, неиссякаемой памяти, нравственное мерило для будущих поколений.

Выразительно передал своё восприятие памяти поколенийживописец С. Бессонов. Его картина 1985 года «Я с вами» из цикла «Душа солдата»(приложение8)  изображает трогательную бытовую сцену: бабушка и внук в уюте деревенскогодома. Мальчик рассматривает медали  и ордена, принадлежащие когда-то деду.Образ его присутствует на картине, скорее всего, рассказ бабушки его«оживляет». И вот он, как живой, но незримый герой, остаётся с семьёй, потомучто память о нём не иссякнет. Важно передавать эти воспоминания молодомупоколению, чтобы внуки и правнуки чтили заслуги павших в бою, утверждаетхудожник.

Также звучит перекличка поколений в картинах «Память» И.Симонова( 1985 год) и «Последний салют» И.Кравцова 1978 года – приложения 9, 10.Центральные образы этих полотен не живущие ныне наши современники, а те, ктоостался в воспоминаниях, ушёл только физически, но в памяти будет жить.

Можно назвать десятки и сотни известных произведенийживописи, связанных общей темой памяти. Мы видим, что все эти картины не простоконстатируют  факт свершившихся событий, а по-новому, через глубокуюпроблематику художественного образа, осмысливают важность сохранениявоспоминаний о последствиях войны. Эта память должна быть передана последующимпоколениям, чтобы не прерывалась духовная связь между людьми в российскомобществе.

Так в какой же степени присутствует эта связьпоколений в настоящее время? В данной работе приведены  и проанализированырезультаты исследования – опроса-анкетирования, позволяющие установить, в какойстепени реализуется актуальность темы памяти на основе жанровой живописисоветских художников второй половины XX века.

Анкетируемая группа знакомилась с репродукциямипредставленных картин и отвечали на вопросы.

Исследование-анкетирование№1 проводилось анонимно. В него вошли 3 вопроса:

1)     Укажитеавтора и название картины.

2)     Определите,с каким историческим событием связан сюжет произведения?

3)     Назовитекакие-либо картины о Великой Отечественной войне бытового жанра, известные Вам.

Группа опрашиваемых составляла 50 человек. В неё вошли2 социально-возрастные категории: 1) студенты техникума в возрасте до 18 лет(25 человек); 2) взрослые – родители студентов и преподаватели – старше 18 лет,в основном средний возраст этой группы составлял 40 лет (25 человек).

 

Результаты исследования систематизированы и включены втаблицу:

Таблица№1.

Вопросы

Участники до 18 лет

Участники старше 18 лет

Вопрос №1(опознано 10 картин- 100%)

10%

20%

Вопрос №2 (количество участников, назвавших историческое событие – 100%)

80%

100%

Вопрос №3 (количество участников, назвавших 1 произведение дополнительно – 100%)

10%

40%

По результатам анкетирования видно, что студенты до 18лет не знают (затрудняются определить) указанные картины (см. Вопрос №1) идругие жанрово идентичные произведения о войне (см. Вопрос №3 ).

Участники старшего возраста более успешно называюткартины (Вопрос №1) и дополнительно показывают знание других сходныхпроизведений живописи (Вопрос №3).

Достаточно высок результат по вопросу №2 у обеихсоциально-возрастных групп: показатель от 80 до 100%.

После анализа результатов опроса проведеноисследование-анкетирование №2. В нём принимала участие только группа студентовв возрасте до 18 лет – 25 человек. Им был предложен 1 вопрос с вариантамиответа: «Нуждаетесь ли Вы в дополнительной базе знаний по различным видамискусства?» Варианты ответа:

1)     Да,мне это необходимо и интересно;

2)     Наверное,это необходимо;

3)     Нет,не нуждаюсь.

Итоги опроса (в процентах от общего числареспондентов, равного100%) внесены в таблицу №2.

Таблица№2.

Вариант №1(Да…)

Вариант №2 (Наверное…)

Вариант №3 (Нет…)

28%

40%

32%

 

Следовательно, 68% студентов проявили интерес к даннойпроблеме и осознали необходимость подобных знаний.

Заключение.

В заключение можно сделать вывод, что в действительноститема памяти о Великой Отечественной войне в живописи советских художниковпослевоенного времени знакома и интересна только узкому кругу специалистов, а большаячасть общества не интересуется данной тематикой и не знакома с ней.

«В духовном противостоянии с фашистскими агрессорамиискусство сыграло особую роль. Произведения изобразительного, музыкальногоискусства, литературы и кинематографа, созданные в духе лучших культурныхтрадиций страны, помогали миллионам людей осознать своё место в общем строю.Патриотическое начало доминировало в произведениях тех лет»[3,с.314].

Молодое поколение нужно воспитывать на примерахсоотечественников. Именно искусство располагает мощными средствами воздействияна людей, ведь оно затрагивает прежде всего чувственную сферу. И в следующиедесятилетия россияне должны руководствоваться словами Роберта Рождественского:«никто не забыт, ничто не забыто». Только тогда страна имеет право называтьсявеликой, если люди, проживающие на её территории, помнят и чтят свою историю.

 

Литература

1.ЗоринВ.И. Евразийская мудрость от А до Я: толковый словарь / В.И.Зорин –Алматы:Создик-Словарь,2002.-408 с.- С.179

2.БольшаяРоссийская энциклопедия: в 30 т./ Председатель Науч.-ред. Совета Ю.С. Осипов.Т. 4. Большой Кавказ – Великий канал. – М.: Большая Российская энциклопедия,2006. – с.461.

3.ИльинаТ.В. История искусств. Русское и советское искусство. – М.: Актис-пресс, 1989.– с.314.

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Приложение1.

 

 

Н. Чуприн.

День Победы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

В.Костецкий. Возвращение

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.8%
НЕТ
41.2%
Проголосовало: 966

Лактионов. Письмо с фронта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

https://i.pinimg.com/originals/67/88/11/678811949145d7c88403773931319c15.jpg

 

В.Попков. Вдовы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1645803/pub_5dce71f32fb64b4381e2d79d_5dce72d16e8b7e61c05bc98b/scale_1200

Г.Коржев. Мать. Старые раны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

https://pbs.twimg.com/media/DKatzVPWAAAKO68.jpg:large

В.Кузнецов.  С Победой, сынки!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7.

http://поисков.рф/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0/%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F/05a8f984041f807260e4579089e10963.jpg

В. Попков. Шинель отца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8.

Русская

С. Бессонов. Я с вами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9.

Игорь

 

И.Симонов. Память

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10.

https://cs6.pikabu.ru/post_img/big/2015/05/09/1/1431125858_1279758798.jpg

И.Кравцов.

Последний салют

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.8%
НЕТ
41.2%
Проголосовало: 966

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет