Тематические праздники как средствостимулирования интереса к учению младших школьников
Когда я училась в школе, на стене в нашемкабинете была надпись из детской песенки Учиться надо весело, чтоб хорошоучиться!
Ребят,поступающих в первый класс, переполняет ожидание, волнение, надежда, желаниеучиться, быть не просто девочкой или мальчиком, а учеником!
И, тем не менее, в настоящее времянаблюдается снижение интереса к учению. Это влечет за собой накоплениеотрицательных эмоций по отношению к учебе. По данным психологическихисследований 90% детей приходят с высоким уровнем интереса к учебнойдеятельности, к концу 1 года обучения интерес к учению уже составляет 60%. Опросы показывают, что самой частой причиной снижения интересадети называют скуку.
Таким образом, возникаетпротиворечие между требованиями к подготовке учащихся и низким уровнеммотивации к обучению.
Современныетребования, предъявляемые к начальному образованию, получившие четкуюформулировку в ФГОС НОО, считают одним из образовательных результатовготовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивациик обучению и познанию, умение учиться.
Таким образом, основной задачей начальнойшколы становится развитие интереса к учению, создающего условия длямаксимальной самореализации ученика.
Немаловажную роль вформирование познавательного интереса играет внеклассная работа, наиболее распространеннойи привычной формой которой стали тематические праздники.
Еще древнегреческие философы отмечалибольшие воспитательные возможности праздника. По Платону игра, как основнаясоставляющая праздника, характеризует его воспитательную сущность. Аристотельопределяет высший смысл праздника в «высоком досуге» и познании истинногосчастья. Философ полагал, что наслаждение праздником формирует гармоничногочеловека.
Тематические праздники — одна изтрадиционных и наиболее часто встречающихся форм внеклассной работы с детьми вначальной школе. Темой праздника могут стать значимые даты, знаменательныеисторические и культурные события.
В тематическом празднике ребеноквовлекается в различные виды деятельности — познавательную, игровую,художественно-эстетическую, социальную.
Тематические праздники несут в себе нетолько знакомство с событиями, фактами, именами, но и с культурой, нравами,обычаями. Таким образом, тематические праздники способствуют познаниюокружающего мира и себя в этом мире.
Нужный эффект от тематического праздникадостигается в том случае, если в нем учитываются и удовлетворяются потребностиребенка. Для младшего школьника актуальна потребность в познании, игре,общении, физической активности и творческом самовыражении. В процессеподготовки и проведения тематического праздника ребенок оказывается вовлеченнымв многообразные виды деятельности.
Как и любой праздник, тематическийпраздник обладает своей особой средой, праздничным настроением. Участие в праздничномдействии формирует и развивает у ребенка инициативность, уверенность в себе,чувство коллективизма (команды) и ответственности за общее дело.
Успешностьпраздника зависит от качества его подготовки. Учащиеся начальных классовбольшое внимание уделяют внешней атрибутике. Большую роль играет подобраннаямузыка, костюмы, атрибуты, подходящие по теме. Благодаря этому тематический праздник создает условия дляразвития творческих способностей детей.
Такимобразом, можно сказать, что тематический праздник способствует творческомусамовыражению и обогащению интеллектуальной, социальной, эмоциональной идуховной сфер ребенка.
Тематический праздник способствуетреализации следующих задач:
· укрепление взаимодействия семьи и школы в воспитании детей;
· создание неформальных форм общения и сотрудничества внутриколлектива;
· расширение кругозора детей и повышение познавательнойактивности;
· раскрытие творческого потенциала детей и создание условий дляего реализации;
· развитие личностной самостоятельности и ответственности.
К.Д. Ушинский: «Воспитатель не должен забывать,что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения,убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет»
Л.Н. Толстой: «Интерес может раскрыться лишь вусловиях, не стесняющих проявление способностей и наклонностей ученика. Вобучении, лишенном свободы, не могут проявиться интересы ребенка»
Тематический праздник в начальной школе можетпроводиться как в рамках внеклассной воспитательной работы, так и в рамкахвнеурочной деятельности
Вывод:Тематический праздник является примером культурно-образовательногопространства, средством самовыражения, а также обогащения интеллектуальной,социальной, эмоциональной и нравственной сферы младших школьников.
тематический праздник стимулирует развитиепознавательных интересов младших школьников, если его сценарий соответствуетдидактическим принципам, а организация и проведение праздника объединяетинтересы, способности и возможности всех его участников.
Для многих учащихся класса именно внекласснаядеятельность становится фактором школьной привлекательности, поскольку здесьиспользуются игровые формы, конкурсы, состязания — то, что позволяет ребенкупроявить инициативу, реализоваться в различных видах деятельности, закрепитьполученные на уроках знания и навыки.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А.Развитие познавательной активности в начальной школе //Вопросы психологии. -1984 — №5. — с. 36-41.
2. АнаньевБ.Г. Познавательные потребности и интересы //Ученые записки ЛГУ. Психология. -Л., 1959. — Вып. 16. — №265. — с. 41-46.
3. БогдановаО.С, Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. — М.:Просвещение, 1980. — 207 с. 10 .БожовичЛ.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды /Под ред.Д.И. Фельдштейна/ — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 — 352 с.
4 .Болотина Л.Р.,Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. -М.: Просвещение, 1978. — 128 с 13 .БондаревскийВ.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. — М.:Просвещение, 1985. — 144 с. 14 .Власова Н.Н.Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста//Вопросы психологии. — 2007. — № 3. с. 32-50
5. Воспитание у учащихся познавательнойактивности: Сборник статей /Волгоградский педагогический институт им. А.С.Серафимовича. — Волгоград: ВГПИ, 1971. — с.24-35.20 .Воспитательный процесс: сущность,содержание, технология. /Под ред. В.К. Кириллова. — Чебоксары: изд-во ДГУ,1994. — 275 с.