X-PDF

Статья Трудовое воспитание дошкольников

Поделиться статьей

Трудовоевоспитание дошкольников

любви к труду, формированиеэлементарных трудовых навыков, уважение к людям труда-важная задачадошкольных учреждений.

Приобщение ксамостоятельному и посильному труду, знакомство с работой взрослых являетсяважнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка,волевых качеств.

Трудовое воспитание- одноиз важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которогоявляется формирование положительного отношения к труду черезрешение следующих задач:

·        формироватьпозитивные установки к различным видам труда и творчества

·        воспитывать ценностное отношение к собственному трудутруду другихлюдей и его результатам;

·        развиватьтворческую инициативу, способности самостоятельно себя реализовать в различныхвидах труда и творчества;

·        воспитывать личность ребёнка в аспекте труда и творчества

Развитие деятельностиоказывает решающее влияние на развитие ребенка в целом. В процессе деятельностипроисходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания.Изменение деятельности ребенка приводит к развитию его психики, что, в своюочередь, создает предпосылки для дальнейшего формирования деятельности:игровой, продуктивной, трудовой. Овладение элементами трудовой деятельностиявляется прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делаетдля него значимым сами предметные и орудийные действия, требует нового уровняосвоения ими. В детском саду воспитание ребенка происходит поопределенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, вих совместной деятельности, в повседневном общении. В коллективе ровесниковребенку легче соотносить свои трудовые навыки ирезультаты труда с «трудовым поведением» своихтоварищей. Воспитатель может активнее влиять на каждогоребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, дежурства,еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и егопомощником).

В трудовой деятельностидошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможностьпостоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненнуюнеобходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи другдругу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.

Цель дошкольного воспитания развитиеактивной, самостоятельной, инициативной, творческой личности, способнойпреобразить окружающий мир, а не подстраиваться под него. Дошкольная педагогикаподчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников,поскольку существуют некоторые отличия детского труда от трудавзрослого человека.

Специфика детского труда заключаетсяв следующем:

-трудовая деятельностьдетей дошкольного возраста тесно связана с игрой, игровые ситуации помогают имвыполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов;

-труд удовлетворяетпотребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;

-дети дошкольного возрастане создают в своём труде общественно значимых материальныхценностей.

 Выполняя трудовую задачу,дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок частоотражает трудовую деятельность взрослых, выполняяразнообразные трудовые действия

– труд детейдошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

– особенностьюдетского труда является и то, что эта деятельность находится встадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;

– дети не умеютсамостоятельно ставить цель в труде, т. к. не владеют умениемудерживать в памяти весь процесс и результат;

– действия ребенка носятне целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторятьсямногократно, не преследуя определенной задачи;

– своеобразны имотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослогоположительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение совзрослым;

– дети не могутосуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности,часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда

– детей увлекает сампроцесс деятельности, но не результат труда.

                    Основные виды труда:

                    – самообслуживание;

                    – дежурства;

                    – хозяйственно-бытовой труд

                    – ручной труд

                    – труд в природе.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

         

Задачи обучения детейнавыкам самообслуживания- научить дошкольников удовлетворять повседневныеличные потребности (одеваться-раздеваться, убирать постель, содержать в порядкерабочее место).

Дежурство приучаетдошкольников помогать в подготовке к ООД, помощнику воспитателя всервировке стола, ухаживать за растениями в уголке природы.

Хозяйственно-бытовой труд учитподдерживать в порядке игровые зоны, соблюдать порядок в шкафчиках для личныхвещей, стирать мелкие вещи для кукол.

Ручной труд развиваетмелкую моторику рук. Дети учатся ремонтировать игрушки, пришивать пуговицы,подклеивать книги, сортировать природный материал.

Труд в природеприучает с раннего возраста детей ухаживать за растениями на участке,поддерживать порядок на площадке.

 

Основные методы и приемы,необходимые для руководства разными видами детского труда:

– мы определяем цель труда (еслиребенок сам ставит цель — что он хочет сделать, каков должен быть результат,можно уточнить ее либо внести другое предложение);

– мы помогаем ребенкумотивировать свой труд, обсуждаем с ним, для чего и для кого нужнаданная работа, в чем ее значение;

– мы формируем умениепланировать работу (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку длямытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);

– мы показываем иобъясняем, как лучше это сделать; советуем, как успешнее выполнить поручение,обязанность;

– мы пробуждаем интерес кпредстоящему делу, поддерживаем и развиваем его в ходе работы;

– мы помогаем выяснить,что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;

-мы вспоминаем вместе сребенком основные «трудовые правила» (работатьстарательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.);

– мы поощряемстарательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности,добиваясь намеченной цели;

– мы систематическипроверяем вместе с ребенком ход, результаты работы и вместе с ним оцениваем ее,уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности иинициативы, настойчивости в достижении цели;

– мы подключаем ребенка ксвоему труду, подаем пример добросовестного отношения к делу,помогая советом или делом в случае затруднения (но неделать работу за него)

– мы формируем у детейумение выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда ивклада каждого в общее дело, поощряем инициативу и находчивость (задаваявопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельноепринятие решения);

– мы ставим перед ребёнкомнеобходимость сделать выбор и помогаем принять правильное решение (например,можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеем приготовитьподарок к завтрашнему дню).

 

Забота о созданиигигиенических условий для труда предупреждает возможность егоотрицательного влияния на здоровье детей. Труд всегда связан сзатратой физических сил, требует напряжения, внимания. Поэтому необходимодозировать его, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Так жебольшое внимание уделяется оборудованию труда дошкольниковВоспитатель обязательнопроверяет оборудование перед началом работы. Использование инвентаря должносочетаться с культурой труда: приучать детей к тому, чтобы рабочееместо всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядканаходятся под руками. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимыфартучки, щётки, тазики, подносы. Для работы в уголке природы лейки.Предметы для труда (лопаты, совки, вёдра, лейки и др.) должныбыть удобны для детей и изготовлены из лёгкого материала, но достаточнопрочного и безопасного для здоровья детей.

Результат воспитания ребёнка небудет достигнут, если нет единства и преемственности в воспитательном процессев детском саду и в семье.

На родительском собранииважно выработать общую систему приобщения к труду детей, донести дородителей важность совместного труда дома. Содержаниесовместных трудовых мероприятий для родителей и детей можетбыть разнообразным: подготовка раздаточного или счётного материала, субботникипо облагораживанию территории детского сада, создание элементов костюмов дляпраздников и т. п. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместныетворческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне идр.) Такие общие для родителей и детей дела прекрасно реализуютдидактические и воспитательные задачи трудового воспитания.

Таким образом, толькотворческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивныхустановок к различным видам труда и творчества в современныхобразовательных условиях позволит достичь хороших результатов. Теоретическоеисследование показало, что осуществлённое в рамках данной работы изучение подтвердилоактуальность проблемы трудового воспитания в ДОУТрудовоевоспитание в семье проникает во все явления общественной жизни идолжно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любойпедагогически целесообразной деятельности с ребёнком. Труд – главныйвоспитатель. Необходимо помочь ребёнку увидеть в нём источник развитиясвоих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой иобщественной жизни, к сознательному выбору профессии. Можно сделать вывод отом, что трудовое воспитание в ДОУ – это целостная система.Участие ребёнка в общественно полезном и производительном труде рассматриваетсяв тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитаниеми развитиемТруд ребёнка в ДОУ должен правильно,педагогически целесообразно организован. Ребёнок познаёт в труде окружающуюдействительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свойкругозор, становится более прилежным в учёбе, начинает интересоваться техникой,производством. Все это превращает труд в активный стимул дляполучения новых знаний. Нужно стараться воспитать у ребёнканравственное отношение к труду, вызвать у него интерес к работе,добиться осознания им полезности своего труда для общества, помочьувидеть перспективы его развития. Познание радости труда для людей,радости труда в коллективе, превращает труд в потребность,служить источником моральных чувств ребёнка. Единство цели, совместная работа,общие переживания, помощь товарищам, в будущей работе в коллективе будут воспитывать вребёнке нравственные черты, как верная дружба, понимание интересов коллектива,бескорыстность.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет