Трудовоевоспитание дошкольников
любви к труду, формированиеэлементарных трудовых навыков, уважение к людям труда-важная задачадошкольных учреждений.
Приобщение ксамостоятельному и посильному труду, знакомство с работой взрослых являетсяважнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка,волевых качеств.
Трудовое воспитание- одноиз важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которогоявляется формирование положительного отношения к труду черезрешение следующих задач:
· формироватьпозитивные установки к различным видам труда и творчества
· воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду другихлюдей и его результатам;
· развиватьтворческую инициативу, способности самостоятельно себя реализовать в различныхвидах труда и творчества;
· воспитывать личность ребёнка в аспекте труда и творчества
Развитие деятельностиоказывает решающее влияние на развитие ребенка в целом. В процессе деятельностипроисходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания.Изменение деятельности ребенка приводит к развитию его психики, что, в своюочередь, создает предпосылки для дальнейшего формирования деятельности:игровой, продуктивной, трудовой. Овладение элементами трудовой деятельностиявляется прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делаетдля него значимым сами предметные и орудийные действия, требует нового уровняосвоения ими. В детском саду воспитание ребенка происходит поопределенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, вих совместной деятельности, в повседневном общении. В коллективе ровесниковребенку легче соотносить свои трудовые навыки ирезультаты труда с «трудовым поведением» своихтоварищей. Воспитатель может активнее влиять на каждогоребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, дежурства,еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и егопомощником).
В трудовой деятельностидошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможностьпостоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненнуюнеобходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи другдругу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.
Цель дошкольного воспитания развитиеактивной, самостоятельной, инициативной, творческой личности, способнойпреобразить окружающий мир, а не подстраиваться под него. Дошкольная педагогикаподчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников,поскольку существуют некоторые отличия детского труда от трудавзрослого человека.
Специфика детского труда заключаетсяв следующем:
-трудовая деятельностьдетей дошкольного возраста тесно связана с игрой, игровые ситуации помогают имвыполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов;
-труд удовлетворяетпотребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
-дети дошкольного возрастане создают в своём труде общественно значимых материальныхценностей.
Выполняя трудовую задачу,дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок частоотражает трудовую деятельность взрослых, выполняяразнообразные трудовые действия
– труд детейдошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;
– особенностьюдетского труда является и то, что эта деятельность находится встадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
– дети не умеютсамостоятельно ставить цель в труде, т. к. не владеют умениемудерживать в памяти весь процесс и результат;
– действия ребенка носятне целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторятьсямногократно, не преследуя определенной задачи;
– своеобразны имотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослогоположительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение совзрослым;
– дети не могутосуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности,часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда
– детей увлекает сампроцесс деятельности, но не результат труда.
Основные виды труда:
– самообслуживание;
– дежурства;
– хозяйственно-бытовой труд
– ручной труд
– труд в природе.
Задачи обучения детейнавыкам самообслуживания- научить дошкольников удовлетворять повседневныеличные потребности (одеваться-раздеваться, убирать постель, содержать в порядкерабочее место).
Дежурство приучаетдошкольников помогать в подготовке к ООД, помощнику воспитателя всервировке стола, ухаживать за растениями в уголке природы.
Хозяйственно-бытовой труд учитподдерживать в порядке игровые зоны, соблюдать порядок в шкафчиках для личныхвещей, стирать мелкие вещи для кукол.
Ручной труд развиваетмелкую моторику рук. Дети учатся ремонтировать игрушки, пришивать пуговицы,подклеивать книги, сортировать природный материал.
Труд в природеприучает с раннего возраста детей ухаживать за растениями на участке,поддерживать порядок на площадке.
Основные методы и приемы,необходимые для руководства разными видами детского труда:
– мы определяем цель труда (еслиребенок сам ставит цель — что он хочет сделать, каков должен быть результат,можно уточнить ее либо внести другое предложение);
– мы помогаем ребенкумотивировать свой труд, обсуждаем с ним, для чего и для кого нужнаданная работа, в чем ее значение;
– мы формируем умениепланировать работу (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку длямытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);
– мы показываем иобъясняем, как лучше это сделать; советуем, как успешнее выполнить поручение,обязанность;
– мы пробуждаем интерес кпредстоящему делу, поддерживаем и развиваем его в ходе работы;
– мы помогаем выяснить,что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;
-мы вспоминаем вместе сребенком основные «трудовые правила» (работатьстарательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.);
– мы поощряемстарательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности,добиваясь намеченной цели;
– мы систематическипроверяем вместе с ребенком ход, результаты работы и вместе с ним оцениваем ее,уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности иинициативы, настойчивости в достижении цели;
– мы подключаем ребенка ксвоему труду, подаем пример добросовестного отношения к делу,помогая советом или делом в случае затруднения (но неделать работу за него)
– мы формируем у детейумение выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда ивклада каждого в общее дело, поощряем инициативу и находчивость (задаваявопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельноепринятие решения);
– мы ставим перед ребёнкомнеобходимость сделать выбор и помогаем принять правильное решение (например,можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеем приготовитьподарок к завтрашнему дню).
Забота о созданиигигиенических условий для труда предупреждает возможность егоотрицательного влияния на здоровье детей. Труд всегда связан сзатратой физических сил, требует напряжения, внимания. Поэтому необходимодозировать его, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Так жебольшое внимание уделяется оборудованию труда дошкольников. Воспитатель обязательнопроверяет оборудование перед началом работы. Использование инвентаря должносочетаться с культурой труда: приучать детей к тому, чтобы рабочееместо всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядканаходятся под руками. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимыфартучки, щётки, тазики, подносы. Для работы в уголке природы лейки.Предметы для труда (лопаты, совки, вёдра, лейки и др.) должныбыть удобны для детей и изготовлены из лёгкого материала, но достаточнопрочного и безопасного для здоровья детей.
Результат воспитания ребёнка небудет достигнут, если нет единства и преемственности в воспитательном процессев детском саду и в семье.
На родительском собранииважно выработать общую систему приобщения к труду детей, донести дородителей важность совместного труда дома. Содержаниесовместных трудовых мероприятий для родителей и детей можетбыть разнообразным: подготовка раздаточного или счётного материала, субботникипо облагораживанию территории детского сада, создание элементов костюмов дляпраздников и т. п. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместныетворческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне идр.) Такие общие для родителей и детей дела прекрасно реализуютдидактические и воспитательные задачи трудового воспитания.
Таким образом, толькотворческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивныхустановок к различным видам труда и творчества в современныхобразовательных условиях позволит достичь хороших результатов. Теоретическоеисследование показало, что осуществлённое в рамках данной работы изучение подтвердилоактуальность проблемы трудового воспитания в ДОУ. Трудовоевоспитание в семье проникает во все явления общественной жизни идолжно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любойпедагогически целесообразной деятельности с ребёнком. Труд – главныйвоспитатель. Необходимо помочь ребёнку увидеть в нём источник развитиясвоих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой иобщественной жизни, к сознательному выбору профессии. Можно сделать вывод отом, что трудовое воспитание в ДОУ – это целостная система.Участие ребёнка в общественно полезном и производительном труде рассматриваетсяв тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитаниеми развитием. Труд ребёнка в ДОУ должен правильно,педагогически целесообразно организован. Ребёнок познаёт в труде окружающуюдействительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свойкругозор, становится более прилежным в учёбе, начинает интересоваться техникой,производством. Все это превращает труд в активный стимул дляполучения новых знаний. Нужно стараться воспитать у ребёнканравственное отношение к труду, вызвать у него интерес к работе,добиться осознания им полезности своего труда для общества, помочьувидеть перспективы его развития. Познание радости труда для людей,радости труда в коллективе, превращает труд в потребность,служить источником моральных чувств ребёнка. Единство цели, совместная работа,общие переживания, помощь товарищам, в будущей работе в коллективе будут воспитывать вребёнке нравственные черты, как верная дружба, понимание интересов коллектива,бескорыстность.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)