X-PDF

Статья Виды творческих письменных работ на уроках русского языка

Поделиться статьей

                                                             Л.Н. Будцева

                                                             МКОУ Рамонская СОШ №2

 

Видытворческих письменных работ на уроках русского языка

 

 Вусловиях гуманизации образования, когда главной задачей школы являетсяразностороннее и гармоничное формирование личности школьника, раскрытие еготворческих способностей, вопросы развития самостоятельной письменной речиучащихся приобретают особое значение.

 Во-первых, внутри учебной деятельности самостоятельной письменной речи отводитсяособое структурное место и функциональное значение (в возрасте шести-семи лет удетей начинают формироваться навыки письменной речи).

 Во-вторых,развитие самостоятельной письменной речи совершенствует мыслительнуюдеятельность, устную речь, память, внимание, воображение, волю, эмоциональнуюсферу младшего школьника. Письменная речь регулируется рядом психическихфункций (память, внимание, функция контроля и оценки), которые способствуютразвитию личности и определяют уровень ее развития.

 В-третьих,самостоятельная письменная речь позволяет младшему школьнику обратиться ксвоему внутреннему миру, который отражается в письменных работах. Всамостоятельной письменной речи учащихся формируется способность выражатьпереживания, мысли, чувства, свой духовный мир. Письменная речь являетсяинструментом в постижении школьником своего «Я» и Вселенной.

 В-четвертых,процесс и продукт самостоятельной письменной речевой деятельности позволяетизучить, охарактеризовать школьника не только как субъекта этой деятельности,но и как личность. Наибольшими возможностями для раскрытия школьником себя какличности в процессе образования обладает именно работа по развитиюсамостоятельной письменной речи. Известный советский психолог Л.С. Выготскийутверждал, что в процессе культурного развития ребенка происходят мощныеблагодатные изменения в его личности благодаря овладению письменной речевойдеятельностью.

 Высшимуровнем развития письменной речи учащихся является творческая работа,предполагающая высокую степень активности младших школьников и ихпознавательной самостоятельности. Цель творческих упражнений – создание своегонового, оригинального, на основе предложенного учителем или подобранногоучащимися материала. Творческое письменное выражение мысли – один из видовречемыслительной деятельности человека, в которой проявляется высшая степеньречевой активности. Творческие письменные работы оживляют уроки, увлекают самихучеников мыслеречевой деятельностью, нередко вносят элемент соревнования.

 Наиболееэффективным методом включения школьников в творческую деятельность на урокеявляется самостоятельная работа учащихся, направленная на выполнение различныхтекстовых упражнений под руководством учителя, но без его непосредственногоучастия. При этом методе работы учитель ставит вопросы, направляет деятельностьучащихся, предлагает исходный материал, на основе которого школьники создаюттворческую работу. Учащиеся анализирует материал, формулируют задание, с учетомкоторого выполняют упражнение, самостоятельно контролируют и оценивают работу.

 Рассмотримнекоторые виды творческих письменных упражнений, повышающих активность,самостоятельность учащихся и способствующих  развитию мыслительных операций(анализ, синтез, нахождение сходств и различий, обобщение и систематизация,объяснение и доказательство) за счет систематического использования антиципации(предопределения, предвосхищения учащимися содержания, видов и результатовпредстоящей учебной деятельности); целенаправленного и интенсивного развитиясловесно-логического мышления и устной речи. 

 Созданиедвух текстов из одного псевдотекста по смыслу.

 Учащимсяпредлагается прочитать запись, найти в ней несоответствие и сформулироватьзадание.

 Птицыстроят гнезда. Гнезда сделаны из травы, корешков, мха.

 Внутриони выстланы мягким пушком. Весной самка лягушки откладывает множество яиц. Ихназывают икрой. Каждая икринка превращается в головастика. 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

 Учащиесяотмечают, что запись представляет собой соединение двух текстов: первый – оптицах, второй – о лягушках и формулируют задание: «Необходимо определитьграницы двух текстов и восстановить их». Учитель просит прочитать каждый изотрывков и доказать, что это разные тексты.

 Далееучитель предлагает распространить данные тексты новыми предложениями, которыеможно помещать в любую часть исходного текста. (Учащиеся составляютвсевозможные предложения для каждого из текстов, учитель записывает их надоске).

 Затемученики по выбору записывают и дополняют один из текстов.

 Созданиетекста учащимися по кругу.

 Работапроводится в группах по 3-5 человек. Учитель контролирует время выполненияработы.

 Укаждого ученика лист бумаги. Первое предложение «Осенний лес удивляет красотой»под диктовку учителя записывает один ученик из группы.

 Затемон передает лист с записанным предложением справа сидящему по кругуоднокласснику. Получивший лист второй ученик в течение 2-3 минут долженнаписать 1-2 предложения, соответствующие содержанию первого предложения.

 Затемгруппа выбирает наиболее удачный текст для прочтения перед классом ипродумывает дополнительные задания к нему (задание по синтаксису исловообразованию, задание по синтаксису). Полезным упражнением для закрепленияявляется создание текста учащимися по кругу с использованием слов на изученноеправило, изученную часть речи и т.д.

 Творческиеписьменные работы могут применяться на последнем этапе словарно-орфографическойработы, во время введения нового слова в активный словарь детей. Так, призакреплении написаний словарных слов учитель нередко использует тематическиегруппы, которые могут составить и сами учащиеся, а затем по ним придуматьтекст. Это далеко не все виды творческих письменных упражнений, которые можетиспользовать учитель при обучении русскому языку.

 Науроке можно выделить 5-7 мин. Для проявления творчества учащихся: «Даженебольшое сочинение – это средство самовыражения личности школьника, его мыслей,знаний, чувств, стремлений».

 

                                   Список литературы

1.ВыготскийЛ.С. Мышление и речь. – М., 1999.

2.ЛьвовМ.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

3.ЛьвовМ.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2002.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет