Моришенков Владимир Геннадьевич, учительанглийского языка.
Воспитание учеников начальной школы науроках английского языка.
Федеральныйгосударственный образовательный стандарт предполагает, что воспитаниеобучающихся станет одной из главных задач выполнения этой программы. В целомгосударственная политика в проблеме воспитания ориентирует педагогов навоспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности,гражданина и патриота России, способного к высококачественной профессиональнойдеятельности и ответственности за принимаемые решения.
В силу спецификипредмета иностранный язык имеет большой воспитательный и развивающий потенциал.Изучая иностранный язык, обучающиеся имеют возможность ознакомиться с образцамиродной и мировой культуры. Процесс обучения иностранному языку вводит учениковв диалог культур и имеет четко выраженную культуроведческую направленность.
В ходе изученияиностранного языка формируется нравственный облик ученика, так какзатрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыкикритического мышления, дающие возможность соотнести свои взгляды с нормамиобщественной морали.
Именно на урокеиностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика,так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических компетенций,затрагивает вопросы отношения и поведения человека в той или иной жизненнойситуации.
Предполагается, что иностранный язык, каки любая другая дисциплина, должен стать существенным формирующим личностьфактором, который необходим для разностороннего развития индивида и полноценнойреализации его возможностей в самостоятельной жизни. Вмладшем школьном возрасте игра, бывшая главной дошкольной деятельностью,сменяется учебной деятельностью, которая становится главной. Дети с интересомзнакомятся и начинают изучать школьные предметы, включая иностранный язык. Издесь первостепенной задачей учителя является правильно, грамотно, интереснодля учеников спланированные и проведённые уроки, в том числе и в воспитательныхаспектах. При этом содержание предлагаемого к изучению материала имеет,несомненно, важное значение. Общее развитие учеников начальной школы стимулируется работой стекстами, выполнением сопутствующих заданий, использованием наглядных пособий.Разнообразные по содержанию и направленности тексты формируют у них такиепонятия как уважение к старшим, забота о младших, любовь к семье, родственниками близким людям. Предлагаемый к чтению материал даёт возможность знакомиться систорией, культурой и традициями стран изучаемого языка – Великобритании, США,Канады, Австралии, Новой Зеландии. Одной из важных форм работы на уроке хотелбы выделить самостоятельную работу учащихся в плане познавательнойдеятельности, расширения кругозора и получения знаний применимых на практике.Для более полного раскрытия творческих способностей учеников и повышенияэффективности обучения регулярно использую парные и групповые методы работы вовремя урока. В результате у ребят формируется критическое мышление и повышаетсясамостоятельность в выборе решений и последующих действиях. УМК«Spotlight»предоставляет достаточное количество тем и материалов, посвящённых семье,отношениям с друзьями, природе, школе и странам изучаемого языка, что,безусловно, в должной степени позволяет ученику осознать свою собственнуюнациональную принадлежность и одновременно выработать уважительное отношение клюдям других культур. Первоначальнодети с любопытством слушают иностранную речь. Затем пытаются повторить заучителем или диктором аудиофайла звуки, слова, целые предложения. Далее ужесамостоятельно строят по данным образцам диалоги и небольшие рассказы. Учебник«Spotlight» содержитмножество самых разных заданий – рассказов, сказок, песенок, стихов, игр,проектов, являющихся образцами англоязычной речевой культуры. Всоответствии с ФГОСом одной из главных целей изучения иностранного языкаявляется развитие у учащихся коммуникативной компетенции. Соответственно, вобучении общаться вижу одну из своих основных задач при проведении уроков.Ученика необходимо научить высказывать своё мнение и отношение по самым разнымжизненным вопросам. Читая и обсуждая тексты, беседуя на уроке, у ребятпостепенно вырабатываются общечеловеческие ценности в широком смысле,формируется личная гражданская позиция. Коммуникативная культура учащихсяпостепенно развивается посредством сравнения культур родного русского языка иизучаемого английского. При этом очень важным фактором является позитивное,толерантное восприятие и отношение к иному, в данном случае англоязычному, мируи их культуре, традициям, образужизни. Раздел «Special Days!» учебника «Spotlight»,следующий через всю начальную школу, даёт интересный информативный материал обобычаях в англоязычной среде и возможность сравнить их с аналогичными в нашейстране. Множестворазноплановой познавательной информации представлено в разделах «Spotlight on Russia» и «Spotlight on the UK / the USA / Australia», что должнопомочь детям в познании культуры родной страны и в значительной степенисформировать гражданское и национальное самосознание. На уроках в начальной школе, в том числе и английского языка, вполне уместноиспользование различных технологий – ИКТ, игровой, проектной,здоровьесберегающей. Применяю их в конкретных ситуациях, стараясь развитьосновы аналитического мышления своих учеников. Воспитаниепроводится в ходе всего учебного процесса и непосредственно связано с решениемпрактических задач – обучением речи, пониманию, письму и чтению. Подводя итог,хотел бы подчеркнуть, что изучение иностранного языка повышает духовно –нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияниена память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Изучение иностранногоязыка способствует нравственно – эстетическому развитию, оказывает воздействиена духовное становление личности.
Список использованнойлитературы:
1. Арапова Е.М.Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогическихидей «Открытый урок». – М., 2009.
2. Пассов, Е.И.Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.:Глосса-пресс Феникс,2010.
3. Современныеобразовательные технологии: учебное пособие/Под ред. Бордовской Н. В. –М.:КноРус, 2013.
4. Быкова Н.И., Поспелова М.Д.Рабочие программы «Английский язык 2-4 классы»/ Быкова Н.И., Поспелова М.Д. –М: Просвещение, 2011.
