Возможностипогружения школьников в виртуальную языковую среду на уроках английского языка.
ДавыдоваЕлена Александровна, учитель английского языка МБОУ СОШ с углубленным изучениеминформатики №68.
Современноеобщество, основой которого является взрывное развитие информационныхкоммуникационных технологий, общество знания, общество глобальное, общество,которое, с одной стороны, способствуют взаимопроникновению культур, с другой –открывает каждому сообществу возможности для самореализации.
Впоследние время педагогическим сообществом потенциал современных ИКТ все болееактивно применяется в языковом образовании.
Поэтомув рамках языкового образования методы обучения должны носить интерактивныйхарактер, отличаться креативностью и импровизацией, наличием аутентичногообщения, благоприятных условий для инновационной и творческой деятельностиобучающихся, для проявления ими инициативной позиции в учебном процессе. Втаком случае коммуникация будет диалогичной, интерактивной, продуктивной,рефлексивной, креативной и центрированной на ученике.
Однимиз таких условий, позволяющих компенсировать отсутствие естественной языковойсреды на занятиях, может стать виртуальная языковая среда.
Подвиртуальной языковой средой понимается совокупность электронных ресурсов исредств коммуникации в Интернете, которая строится на базе электронныхучебников или пособий, предназначенных для овладения различными аспектамиязыка, формирования определенных речевых навыков и речевых умений (обучениечтению, аудированию, письму, говорению и переводу), или для обеспеченияконтроля за уровнем сформированности речевых и языковых навыков. Она включаетобразовательные порталы, электронные библиотеки, электронные словари,аутентичные ресурсы Интернета, которые могут использоваться в обучениииностранному языку.
Вструктуру виртуальной языковой среды следует включить следующие элементы:
· Мультимедийный учебно-методическийкомплекс, построенный по модульному принципу, каждый модуль которого имеетзаконченную структуру и снабжен уровнем контроля.
· Виртуальное оснащение мультимедийногокомплекса, представляющее собой банк Интернет-ресурсов, отвечающих нормам икритериям отбора. Такое оснащение дополняет учебно-методический комплекс испособствует гармоничному развитию обучающегося.
· Репертуар ролевых и деловых игр в сетиИнтернет, способствующих стимулированию учебно-познавательных интересовобучающихся.
Зачемнам это на уроке?
Преподавателей английского объединяют общие проблемы. Когда речьзаходит об учениках, обычно вспоминают:
Отсутствие мотивации.Вроде подбираешь интересный материал, только живые темы, используешь отрывки изсериалов. Но вовлечь ученика все равно не получается, или получается с трудом.
Страх и неумение говорить. Тратишь много времени на практику речи, но в реальной языковойситуации ученики теряются и молчат.
В образовании VR работает на цели учителя и может решить обепроблемы сразу, как если бы вы могли одним ходом потопить двухтрубный корабликв морском бое. Как именно?
VR вовлекает. Современныеученики – преимущественно люди поколения Z (от 1995 года и младше). Это новоепоколение, и оно требует нового подхода к преподаванию языка. Прежде чемзаинтересоваться содержанием урока, такие студенты оценивают его форму. VRточно произведет на них впечатление. Кроме того, это эффективно; опираясь наслова Эдгара Дейла: студенты запоминают 10% прочитанного, 20% услышанного и 90%информации из ситуаций, имитирующих реальный опыт.
VR создает реальную ситуацию. Чтобы заговорить, нужно практиковаться в реальныхкоммуникативных ситуациях, общаться с носителями языка. Зачем еще нужен язык,как не для того, чтобы говорить на нем? Самый надежный вариант языковойпрактики – поездка в англоговорящую страну, где ты вынужден читать вывески,покупать билеты и обращаться к незнакомым людям (например, чтобы попросить илиобъяснить что-то). Но многие ли ваши ученики регулярно ездят за границу?
VR-технология создает приближенную к реальности ситуацию,мгновенно перемещая человека в центр Лондона или на собеседование в международнуюкомпанию. Студенту нужно понять речь, ответить на вопросы и прочитать материалы(вывески, презентацию). Это увлекательно, волнительно и эффективно, потому что,пройдя собеседование в виртуальном мире, ученик будет более уверен и вреальном.
Вкачестве примера образовательного портала для обучения английскому языку можнопривести в пример следующие онлайн ресурсы:
1. Skyeng — российская онлайн-школа по изучению английскогоязыка. Обучениепроизводит на учебной платформе Vimbox, а также при помощи мобильногоприложения, расширений для браузера и обучающих рассылок.
В апреле 2020 года онлайн-школа Skysmart и Просвещение запустили бесплатную интерактивную рабочуютетрадь для дистанционного обучения. Выполненные школьниками задания проверяютсяавтоматически, после чего учителю открываются данные с результатами. Винтерактивной тетради представлены задания для школьников с первого поодиннадцатый класс по английскому языку, математике, русскому языку иобществознанию. Материалы созданы методистами и экспертами Просвещение на основе учебников входящих в Федеральныйперечень учебников.
2. Wordwall— образовательный ресурс спомощью которого учитель сможет решить одну из главных задач современногоучебного процесса, а именно – повышение мотивации учащихся на урокаханглийского языка! И не только. Данная программа также поможет учителюдифференцировать и индивидуализировать учебный процесс, создавая интерактивныеили печатные упражнения с учетом возможностей каждого ребенка. И все это за паруминут, так как на сайте есть множество готовых шаблонов! Еще одно важноепреимущество – наличие большого количества интерактивных упражнений итренажеров для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку. И все это в игровойформе!
3. EngVid.com –это образовательный сайт для изучающих английский язык, на нем собраны видео урокианглийского, подготовленные преподавателями-носителями языка. Миссия проекта –“создать качественный образовательный ресурс по английскому языку, доступныйкаждому”. На EngVid.com представлены видео уроки на самые разные темы, многиеснабжены субтитрами. Уроков снято уже более 800 (!), ониохватывают грамматику, культурные различия, разные языковые нюансы,словарный запас, идиомы, произношение, акценты, подготовку к TOEFL и IELTS. Пожалуй,нет такой темы в изучении английского языка, которую бы не затронули учителя сEngVid.com.
Кромевышеприведенных сервисов в сети Интернет есть множество другихобразовательных порталов, специально созданных для обучения иностранному языку,которые могут быть включены в банк Интернет-ресурсов, применяемых для созданиявиртуальной языковой среды. В обучении английскому языку могут бытьиспользованы следующие образовательные порталы: Quizlet.com, Esl.fis.edu, British Council for kids, Audioenglish.org,Eslfast.com, Learn-english-today.co и др.
Подводя итогвышесказанному, отметим, что включение данных образовательных платформ ввиртуальную языковую среду на базе мультимедийного учебно-методическогокомплекса будет способствовать гармоничному развитию языковой культурыобучающегося и формировать межкультурную коммуникативную компетенцию, какискомую цель обучения ИЯ.
Список литературы
1. ГальсковаН.Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д.Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова – Москва: КНОРУС,2018.
2. ГальсковаН.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. – М.:АРКТИ, 2000.
3. Методикаобучения иностранному языку с использованием информационно-коммуникационныхИнтернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов истудентов / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. – Ростов н/Д : Феникс; М:Глосса-Пресс, 2010.
4. Новыйсловарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). –М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин, 2009.
[Электронный ресурс]. 2003 URL:http://window.edu.ru/resource/327/49327/files/chernov.pdf (дата обращения
