УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГООДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 48»
ЮРИДИЧЕСКИЕИ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Работа директора
МБОУ г. Горловки «Школа № 48»
СидоренкоЕлены Олеговны
Горловка, 2023
Управленческое решение — это выбор, который долженсделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой имдолжностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках егодолжностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целейорганизации). Принятие решений является основой управления. Ответственность запринятие важных управленческих решений — тяжелое моральное бремя, что особенноярко проявляется на высших уровнях управления.
Одной из характерных особенностей современногоменеджмента является необходимость высокого профессионального уровняуправленца, возросшая интеллектуализация управленческого труда. Основноепредназначение менеджера — обеспечить эффективное функционирование, устойчивоеразвитие или выживание организации.
Разработка управленческого решения — один из наиболееважных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степенизависит успех дела. Только профессиональный менеджер владеет технологиямивыработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективноеуправление организацией в сложной экономической обстановке практическиневозможно.
Процесс принятия решений при кажущейся простоте оченьнепрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомыхпрофессиональным менеджерам.
Решение в сфере управления представляет собойобдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот,воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолениемстоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихсяальтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной длярешения возникшей проблемы. Проблема представляет собой сложный теоретическийвопрос или практическую ситуацию (например, разница между фактическим ижелательным состоянием системы), не позволяющие в данных условиях получитьжелательный результат. Такое несоответствие и преодолевается путем принятияуправленческого решения.
В каждой организации осуществляется разработка управленческихрешений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческихрешений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой еедеятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций,внутренней культурой. Современную организацию отличают масштабы управленческойдеятельности, ее отделение от непосредственного процесса производства илиоказания услуг. Благодаря современным коммуникационным технологиям резковозросли информационные потоки, возможности оперативной работы с большимимассивами информации. В связи с этим разрабатываются эффективныеинтеллектуальные системы сопровождения, а также поддержки процесса выработки ипринятия управленческих решений.
Управленческое решение как категория управления выражаетсущность процесса воздействия на персонал средствами и методами, адекватнымивозможностям организации и обеспечивающими наилучшие целевые результатыдеятельности.
Управленческое решение рассматривается как видуправленческой деятельности, посредством которой обеспечивается активизациясовместной деятельности людей, ее целенаправленность и результативность.Ключевой категорией процесса управления выступает функция или видуправленческой деятельности, отражающей совокупность управленческих отношений поформированию воздействия на персонал. Поэтому функция выступает как объективнонеобходимая область процесса управления, имеющего целевую, временную,пространственную определенность и конечную результативность и являетсяважнейшей функцией управленческого цикла. Управленческое решение представляетсобой наиболее оптимальный вариант из возможных прогнозных альтернатив,принимаемый в установленном порядке, имеющий обязательное значение,определяющий средства достижения цели, организующий деятельность субъектов иобъектов управления.
Процесс разработки решения, сочетая в себе формальныеи неформальные аспекты, различается степенью участия в нем человека. В связи сэтим выделяется два основных подхода к принятию управленческого решения:
ØНормативныйподход, основанный на дедуктивной логике, рассчитанной на то, как мы должныдумать, а не то, что мы думаем на самом деле. Чем больше количественнойопределенности изучаемого явления, тем больше доля формальной стороны приразработке и принятии решений. Данный подход позволяет принимать рациональныерешения, в которых учитывается не прошлый опыт, а лишь объективныйаналитический процесс. Идея усиления значимости формальных аспектов вразработке решений может в будущем привести к тому, что в противостоянии«человек — искусственный интеллект» (сотрудник или компьютер) менеджер можетотдавать предпочтение машинам и технологиям, игнорируя значимость человеческогофактора.
ØДескриптивныйподход, основанный на том утверждении, что в конфликте чувства и разума всегдапобеждает чувство, поэтому процесс принятия решения венчает неформальныйаспект. Оставаться беспристрастным к содержанию и качеству решений менеджеру непозволяет социальная среда, в которой осуществляется процесс управления. Чемменее определенно происходящее, хуже количественные представления о проблемнойситуации, тем больше доля творчества людей. Данный подход позволяет приниматьследующие типы решений:
-Интуитивные решения — это выбор, сделанный только на основе ощущения того,что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательнымвзвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже впонимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что мы называем озарениемили шестым чувством, и есть интуитивные решения.
-Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажутся интуитивными,поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, — это выбор,обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том,что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результатальтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравыйсмысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Суждение какоснова организационного решения полезно, поскольку многие ситуации ворганизациях имеют тенденцию к частому повторению. В этом случае ранее принятоерешение может сработать снова не хуже, чем прежде (это основное достоинствозапрограммированных решений). Поскольку решение на основе суждения принимаетсяв голове управляющего, оно обладает таким значительным достоинством, какбыстрота и дешевизна его принятия. Оно опирается на здравый смысл, но истинныйздравый смысл встречается очень редко. Это тем более верно, когда приходитсяиметь дело с людьми, т.к. зачастую ситуация искажается потребностями людей идругими факторами. Вероятно, более важно, что одного лишь суждения будетнедостаточно для принятия решения, когда ситуация уникальна или очень сложна.
Суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая, всамом деле, нова, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он могбы основать логический выбор.
Поскольку суждение всегда опирается на опыт,чрезмерная ориентация на последний смещает решения в направлениях, знакомыхруководителям по их прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель можетупустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной,чем знакомые варианты выбора. Еще важнее, что руководитель, чрезмерноприверженный суждению и накопленному опыту, может сознательно илибессознательно избегать использования возможностей вторжения в новые области.Если довести эту мысль до конца, то боязнь новых сфер деятельности можеткончиться катастрофой.
-Кроме того, существуют и рациональные решения. Главное различие между решениямирациональными и основанными на суждении заключается в том, что первое не зависитот прошлого опыта. Данный вид состоит из пяти основных этапов: диагнозапроблемы, формулировки ограничений и критериев для принятия решения, выявленияальтернатив, оценки альтернатив и окончательного выбора.
Можно выделить основные требования к качествуинформации для принятия управленческого решения:
— своевременность;
— достоверность (сопределенной вероятностью);
— достаточность;
— надежность (сопределенной степенью риска);
— комплексностьсистемы информации;
— адресность;
— правоваякорректность информации;
— многократностьее использования;
— высокая скоростьсбора, обработки и передачи данных;
— возможностькодирования;
— актуальностьинформации.
Управленческие решения оказывают непосредственноевлияние на все виды управленческой деятельности. Качество и эффективностьуправленческих решений выступают характеристиками деятельности менеджера иаппарата управления: разработки и реализации программ и планов деятельности;функционирования системы управления; достижения целей и стратегий управления; осуществленияинновационных, инвестиционных, производственных, маркетинговых процессовуправления.
Наиболее важные решения, касающиеся функционированияорганизации в целом, осуществляемые периодически и охватывающие длительныйпериод развития, сопровождаемые прогнозным обоснованием и расчетами рисков.
Важные специальные решения, касающиеся актуальныххозяйственных проблем, осуществляемые периодически и рассчитанные на конкретныесроки (средне- или краткосрочные). Решения такого типа обусловленыинновационными прорывами, резкими изменениями конъюнктуры на международныхрынках, финансовыми кризисами, чрезвычайными ситуациями.
Повторяющиеся решения с малой долей неопределенности,обусловленной отклонениями от принятой технологии по известным причинам.
Решение — это выбор одного из возможных альтернативныхвариантов, осуществляемый лицом, принимающим решение, и направленный надостижение поставленной цели. Решение может рассматриваться и какорганизационный акт, и как одна из центральных составляющих процесса управленияорганизацией.
Принятие решений — многостадийный организационныйпроцесс, имеющий сложные прямые и обратные связи, сочетающий интеллектуальнуюдеятельность членов организации с применением различных моделей и методов, атакже современной техники сбора, передачи и обработки информации.
Процесс выработки и реализации управленческого решения- это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованиемразличных методов и технических средств, направленная на поиск выхода изопределенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализациивоздействия на объект управления.
В организационном аспекте данный процесс представляетсобой совокупность закономерно следующих один за другим в определеннойвременной и логической последовательности этапов, между которыми существуютсложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретныетрудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Этуповторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработкии реализации решений, которую можно представить в виде алгоритма.
1. Диагностикапроблемы.
2. Формулировкаограничений и критериев принятия решения.
3. Определениеальтернатив
4. Оценкаальтернатив
5. Выборальтернативы
6. Реализация
7. Обратная связь
Решение проблемы предполагает как генерированиеальтернативных вариантов решений, выбор наиболее предпочтительногоальтернативного варианта решения, так и его реализацию. Кроме того, существуети обратная связь, позволяющая руководителю оценить последствия решения и вслучае необходимости предпринять меры для корректировки ситуации.
Алгоритм принятия управленческихрешений представляет собой последовательную совокупность действий,основанных на исходных данных, направленных на решение задачи, и может бытьпредставлен следующим образом:
· Идентификацияпроблем или потенциальных угроз. Важным элементом идентификации являетсяпостановка вопроса.
· Формированиечёткой и структурированной информации по обозначенным проблемам и угрозам,анализ полученных данных. Данный этап является основным, поскольку последующиерешения принимаются на основе существующей информации.
· Сборинформации о подобных проблемах и угрозах, анализ методов решения проблем иполученных результатов.
· Презентацияобщей структуры проблемы и вероятные пути её решения, и прогнозированиерезультатов.
· Принятиерешения, разработка критериев его эффективности.
Большинство управленческих решений в процессе ихреализации так или иначе поддаются корректировке с целью устранения каких-либоотклонений или учёта новых факторов, т.е. являются корректируемыми.
· Доведениепринятого решения до исполнителей.
· Контрольза исполнение принятого управленческого решения.
Алгоритм принятия управленческих решений:
1. Постановкапроблемы.
2. Постановказадач.
3. Выявлениеальтернатив. Поиск идей, стратегий, вариантов.
4. Организацияисполнения решения.
5. Организацияисполнения.
6. Контрольисполнения решения.