Всероссийскаяолимпиада школьников по русскому языку
2022– 2023 уч. год
Школьныйэтап
10-11классы
№ |
Содержание задания |
Макс. кол-во баллов |
||||||||||
1. |
Выпишите из текста все наречия и расставьте в них ударения. Исстари повелось на Руси, что к зиме надо готовиться вовремя, загодя. Хозяйке следует выскоблить добела деревянные полы в избе, наполнить доверху кадушки мочеными ягодами и солеными грибами, досуха просушить всю зимнюю одежду на летнем солнце. Вставать хозяйка должна затемно, а на дворе управляться с работой засветло. Запасов, сделанных до наступления зимы, должно хватить надолго. Всякая хорошая хозяйка старалась так вести хозяйство, чтобы другим завидно было.
|
5 |
||||||||||
2. |
Даны предложения, в одном из которых зашифрована русская пословица. Пословица соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения. Нынешняя ситуация в нашей фирме, увы, нестабильная. И самое плохое, по прогнозам аналитиков,- это ещё икорка, а рыбка впереди. Надо готовиться к серьёзным трудностям. Догадайтесь, какая пословица зашифрована, напишите её и дайте толкование её значения.
|
2 |
||||||||||
3. |
Что обозначает каждое из приведённых ниже выражений? Что их объединяет? Какое из них является в этом ряду лишним? Объясните свой выбор.
Страна ацтеков, страна викингов, страна восходящего солнца, страна гейзеров, страна детства, страна кенгуру, страна кленового листа, страна пирамид, страна тюльпанов, страна фьордов.
|
10 |
||||||||||
4. |
Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу. 1. Укажите формальный способ образования этих глаголов. 2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл. 3. Опишите смысл всех других глаголов. |
4 |
||||||||||
5. |
Определите синтаксическую функцию инфинитива. 1) А завтра снова мир залить вставало солнце ало. (В.Маяковский) 2) Мысль не застать её в Пятигорске молотком ударила мне в сердце. (М.Лермонтов) 3) Разубедить его в чем-нибудь трудно. (А.Чехов) 4) Он должен был обезоружить младое сердце… (А.Пушкин) 5) Лейтенант всего лишь просит огоньку туда подбросить. (А.Твардовский) Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428 |
5 |
||||||||||
6. |
Разделите, разъясняя, данные слова на словообразовательные типы (СТ), объединяя в один СТ слова, образованные от одной и той же части речи с помощью одного и того же суффикса и имеющие одинаковое словообразовательное значение. Царапина, виноградина, глубина, осетрина, орлица, книжница, морщина, учительница, хлебница, волчица, картофелина, свинина, домина, морщина, пепельница, победительница, львица, вышина, рощица, холодина, мыльница, отметина, горошина, подпалина, конина, ширина, вдохновительница, лужица, сахарница, толщина, медведица, жемчужина |
9 |
||||||||||
7. |
В каждом сложноподчиненном предложении определите тип придаточной части, вводимой компонентом «что»; укажите, какой частью речи является компонент «что»; назовите его функцию. 1. И русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на поляне лесной. |
15 |
||||||||||
8. |
Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание. Укажите вариант ответа, в котором в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номер ответа.
Эксперт написал, что одно «неудачное» слово делает всё задание целиком некорректным. Поясните мнение эксперта. Измените задание так, чтобы оно стало корректным.
|
6 |
||||||||||
9. |
В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Но ежели пир? |
1 |
||||||||||
10. |
Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.) 1.Въниде (Ной) въ ковчегь… и плава ковчегъ 40 дьни. 2.Яко же бо плаваеть птица сквозѣ вздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду. 3.Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгла надъ водами стояаше.
|
9 |
