Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области –Барышевская средняя школа № 9
(МБОУ – Барышевская СШ № 9)
630554 Новосибирская область, Новосибирский район, с.Барышево,ул. Матросова, 5, тел/факс: 2-936-393
Статья
«Знакомство с культурой и традициямирусского народа в ДОУ»
Воспитатель первой категории:
Иванищева О.В.
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, нопреимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальныеявления»
Виссарион ГригорьевичБелинский
В этих словах заключается великая мудрость.Действительно, отторжение подрастающего поколения от человеческой культуры –одна из серьёзных проблем нашего времени. И развивать у детей пониманиекультурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо сдошкольного возраста.
Приобщая ребёнка к культурному наследию своегонарода, мы можем обеспечить ему духовно-нравственное воспитание через знакомствос культурой и традициями русского народа, народные праздники и игры необходимыдля подрастающего поколения.
Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер,пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневнойжизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях,организованных в детском саду и дома.
Цель: формирование у детей первоначальных представлений о народныхпраздниках, играх, истории и жизни русского народа.
Задачи:
-знакомить дошкольников с некоторымиобрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей кучастию в них;
— расширять первоначальные знания орусском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, докучные сказки)учить использовать их в активной речи;
— знакомить детей с русским народнымбытом;
— формировать духовно-нравственноеотношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своейнации, понимание своих национальных особенностей;
— формировать чувство собственногодостоинства как представителя своего народа и толерантного отношения кпредставителям других национальностей.
Для решения этих задач вмногочисленной литературе рекомендуется включать в содержание воспитанияследующее:
1. Народные праздники. Народные игры.
2. Приобщать детей к крестьянскойкультуре и быту.
3.Знакомить с предметаминародно-прикладного искусства.
Работу можно планировать в соответствии с народным календарём.
Основными формами приобщениядетей к культурному наследию, являются:
— Занятия;
— Беседы;
— Фольклорные праздники, развлечения;
— Игры-путешествия в прошлоепредметов;
— Выставки;
— Индивидуальная работа с детьми.
Практически в любую формуможно включить русскую народную игру.
«Игра в значительной степени являетсяосновой всей человеческой культуры»
А.В. Луначарский
Не следует рассматривать русскуюнародную игру только как средство развлечения. Русская народная игра – этошкола воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детейловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру исправедливости, чести и порядочности, любви к дому. Русские народные игрыотличаются богатством интеллектуального содержания, требуют от играющихвнимания, сообразительности, волевого напряжения. А сколько новых впечатлений черпаютдети в народной игре!
Вообще, хочется здесь добавить, чтопраздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольноговозраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние начувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлеченийспособствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общимипереживаниями, учат взаимодействовать в коллективе; произведения фольклора,песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотическиечувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового освоей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет ихкругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственномуразвитию. Чем больше вклад в подготовку, тем больше удовлетворения отпраздника!