X-PDF

Статья Знакомство с миром профессии

Поделиться статьей

Название:Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ «Знакомство с миром  профессий»

Авторы: Вилкова И.Н., Борисова М.В.

Типпроекта: краткосрочный, информационный — практикаориентированный.

Образовательнаяобласть: социализация, коммуникация, познание, труд, художественное творчество.

Продолжительность:октябрь – ноябрь 2022.

Актуальность.

Времяне стоит на месте, меняются стандарты и требования к образованию. Крометрадиционных форм в развитии детей, мы постоянно ищем новые пути, стараемсяшагать в ногу со временем. Современные дети уже не мечтают стать космонавтами ине стремятся в бизнесмены. Зато все чаще от ребенка можно услышать: «Я будублогером». Знакомство с профессиейодно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительноезнакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем. Так как именно профессия во многомопределит окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни.

    Помните эти всем известные строчки С. Михалкова? «А что у вас?» — это книжка непросто случайный разговор мальчишек и девчонок во дворе в стихах, так вненавязчивой форме С. Михалков знакомит детей с профессиями.

    Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Труд – тожесоциальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразнаядействительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствоватьнеобходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных иинтересных целей.

     Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих трудящихся,несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы. Мыосуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями.

      Возможность работы обусловленаследующими факторами:

 

Дошкольныйвозраст детей является наиболее благоприятным периодом для формированиялюбознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес кразличным профессиям.

Родителивоспитанников работают на предприятиях разной направленности, а для детей этоговозраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папыи мамы.

      Очень эффективным оказался проектныйметод. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим поэтапныйисследовательский поиск, результаты которого обобщаются в одно целое. В сборематериала для проектов участвовали педагоги, дети и родители.

Категориядетей: 6-7 лет «Золотая рыбка»

Цельпроекта: Формирование представлений о профессияхчерез создание собственного  видеоблога.

Задачи:

-Датьпредставления о профессиях и трудовых процессах.

-Формировать навык излагать мысли, красиво говорить, не бояться камеры. -Активизироватьсловарь детей новыми словами («видеоролик», «видеоблогер», «блогерство»,«лайк», «гаджет»)

-Научить детей вести авторский блог.

-Упражнять в умении создавать видеоролики, определять материал для созданиявидео (хобби, танцы, любимое занятие).

-Развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию.

Предполагаемыерезультаты (умения, навыки, созданный продукт)

-Удетей сформируется представление о профессиях и трудовых процессах.

-Детинаучатся владеть связной диалогической и монологической речью как обязательной составляющейуспешного общения.

-Будутразвиты коммуникативные навыки, творческий потенциал, личностные качества:самостоятельность, инициатива, взаимовыручка, сопричастность общему делу,ответственность, уважение друг к другу, самооценка совместной творческойдеятельности.

-Дошкольникинаучатся создавать видеоролики на определенную тему и выкладывать блоги вгруппе в ВК.

Сформированность у дошкольников интереса кпрофессиям взрослых

Воспитаниеуважения к труду взрослых и результатам их деятельности

-Воспитывать положительную мотивацию в ознакомлении с миром профессий;настойчивость в получении продукта деятельности.

Принципы:

Принципподдержки инициативы детей в различных видах деятельности;

Принципсодействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценнымучастником образовательных отношений;

Принциппостроения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностейкаждого ребёнка;

Принципполноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащения детскогоразвития;

Принципформирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка вразличных видах деятельности.

Принципвозрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий,требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципразвивающего образования (системности и последовательности);

Принципновизны (использование новейших информационных технологий);

Принципинтеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг вдруга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Необходимые условия реализации проекта:

Интерес детей и родителей.

Методические разработки.

Интеграция со специалистами детского сада.

Методыпроекта:

Анкетирование

Наблюдение

Беседы

Совместныеигры

Экскурсии

 просмотрвидеозаписи, игра.

Индивидуальнаяработа: один ребенок из группы участвует всоздании видеоблога о детском саде.

Работапо реализации проекта велась в четырех направлениях: самообразование, работа сдетьми, педагогами, родителями.

Подбори изучение разнообразного материала по теме.

Составлениеперспективно — тематического плана работы «Знакомство с миром  профессий»конспектов занятий.

Картотекаигр.

Разработкабуклетов, консультаций, журналов для родителей.

Ресурсноеобеспечение проекта:

Подборкаметодической литературы по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями»

Интернет– ресурс;

Методическийинструментарий (подборка карточек с заданиями, конспекты бесед, занятий ит.д.);

Художественнаялитература (подборка стихов);

Видеоэкскурсии для детей.

Материалпредложенного творческого проекта в ДОУ «Знакомство с миром  профессий» можноиспользовать на занятиях по окружающему миру в старшей и подготовительнойгруппах детского сада, направленных на изучение профессий и профессиональныхфункций, определение первоначальных профессиональных интересов ребенка.

Планработы

Сроки

Методы и приёмы

Вид детской деятельности

Работа с родителями

Октябрь 3 неделя

Презентация

 

Беседы

 

Рассматривание иллюстраций

 

Рисование

НОД: «Как появились профессии». «Встречи с интересными людьми различных профессий». «Трудовые династии».

 

«Все профессии важны, все профессии нужны».

 

Сюжетные картины о профессиях. Рассматривание рисунков, фотографий о профессиях.

 

«Кем я хочу быть». «Профессия моей семьи».

 

Сбор и информации и подбор иллюстраций по теме «Профессии».

Беседы с родителями об участии в проекте.

 

Консультация: «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями».

 

Октябрь 4 неделя

Чтение художественной литературы

 

Рисование

 

Экскурсия на кухню детского сада.

 

Лепка

 

Стихотворение С Маршак «Почта».

 

«Почтальон».

Наблюдение за работой повара. Цель: закрепить и расширить знания и представления детей о труде взрослых.

 

«Хлебобулочные изделия».

 

Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр: «Салон красоты», «Аптека», «Поликлиника», «Автомастерская», «Заправка».

 

Приобретение костюмов разных профессий: врача, пожарного, инспектора ДПС, парикмахера

 

Папка–передвижка «Профориентация дошкольника».

 

 

Ноябрь  1 неделя

Беседа

 

Чтение художественной литературы

 

Дидактическая игра

 

Рисование

 

 

 

«Знакомство с профессией полицейского».

 

С. Михалков «Дядя Степа».

 

«Что нужно для работы парикмахера?».

 

«В парикмахерской».

Консультация: «Как сформировать положительное отношение к труду взрослых».

Ноябрь 2 неделя

Сюжетно – ролевые игры

 

Аппликация

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

 

Беседа

 

Рисование

«Пожарные». «Служба спасения».

 

«Пожарная машина».

 

«Что значит быть трудолюбивым?».

 

Выставка рисунков «Кем быть?».

Вовлечение родителей в совместную познавательно -творческую деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада.

 

Консультация: «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников».

Ноябрь 3 неделя

Беседа

 

Дидактическая игра

 

Развлечение

«Мир интересных профессий». «Кем вы хотите стать, когда вырастите».

«Кому, что нужно для работы».

Памятка для родителей: «Как знакомить детей с профессиями».

 

План работы:

1 этап Подготовительный:

№ п/п

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.1.     

Диагностика детей и анкетирование родителей по профориентационной работе.   

Определения уровня сформированности первоначальных знаний детей о профессиях родителей

1.2.

Изучение нормативно-правовой и методической литературы в рамках ознакомления с новыми технологиями и интересными идеями по подготовке детей старшего дошкольного возраста к профессиональной ориентации.    

Повышение профессиональной компетенции по данной теме.

1.3.

Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д).     

Использование данного материала в рамках проекта

1.4.

Составление перспективно-тематического плана

Перспективно-тематический план

1.5.     

Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей

Конспекты

1.6.

Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды

Созданы условия для реализации задач данного проекта

1.7.     

Подбор материала для проведения занятий

Использование материала в рамках проекта

1.8.

Подбор стихов, потешек, речитативов.

Использование для развития ритмичности

1.9.

Опрос детей с целью выявления знаний детей о профессиях.

Определения уровня теоретических и практических знаний детей о профессиях.

 

II этап – практический

№ п/п

Содержание деятельности

1

1.      Образовательная деятельность:

Тема № 1: «Чем занимаются видеоблогеры?»

Цель: Знакомство с профессией видеоблогер, расширение представлений о профессиях журналистики.

Задачи:

Образовательная: Дать представление о профессии видеоблогер, представление о том, что необходимо для создания видеоблогов. Научить работать со схемой/алгоритмом для создания видеоблога.

Развивающая: развивать словарь детей словами: «видеоблог», «видеоблогер», «блогерство», «лайк» и др.

Воспитательная: Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Тематический план к занятию №1

Вводный Мотивация: погружение в профессию. Придя на практику, дети сразу попадают в кинозал и объясняют героям мф

Кто же такой блогер?  Ребенок имеет представление:

— о детском видеоблогинге

— о профессии видеоблогер

Основной Дети просматривают несколько небольших детских видеоблогов : Мимилашка, Рома и Хелпик, Like Nastya (на выбор). После этого с воспитателем обсуждают, что видеоблоги бывают разные, при съёмке могут помогать взрослые, что необходимо для того, чтобы снять видеоблог Понимание детьми назначения и особенностей блога.

Дети ориентируются в том, что необходимо учесть, чтобы выступление в блоге понравилось другим. Определяют схему/алгоритм создания видеоблога.

Заключительный

 Беседа. Дети рассказывают о своих любимых видеоблогерах, что понравилось, о своих предпочтениях Ребенок понимает, что для того, чтобы блог был интересным нужно много уметь и много работать.

2.     Конкурс рисунков «Кем быть?», «Профессии моих родителей».

3.     Чтение художественной литературы: Б. Житков «Что я видел?», Г. Брагиловская «Наши мамы, наши папы», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта»

2

1.     Образовательная деятельность

Тема № 2: «Как сделать видеоблог интересным»

 

Цель: Совершенствование составления содержания видеоблога.

Задачи:

Образовательная: Совершенствовать умение самостоятельно выбирать информацию для блога, средства ее передачи

Развивающая: Развивать творческие речевые и коммуникативные способности в процессе создания блога.

Воспитательная: Побуждать к самостоятельному анализу и оценке своих результатов и результатов сверстниковТематический план к занятию №2

Вводный Просмотр мульт-сказки про «шоу блогеров» семьи Барбоскиных ссылка, которые не могут привлечь внимание слушателей и правильно организовать свой видеоблог. Педагог предлагает детям попробовать себя в качестве видеоблогера, выбрать любую игру (игрушку) и попробовать рассказать о ней так, чтобы другим понравилось и захотелось такую же. Ребенок примеряет на себя роль видеоблогера.

Основной Дети рассказывают о любимой игре или игрушке (по очереди, по желанию объединяются в пары).

Заключительный Детям предлагается дома вместе с родителями создать своей видеоблог о будущей професии.

Совместно с воспитателем делают вывод о том, что не каждый видеоролик интересен, пытаются решить, что необходимо сделать, чтобы ролик стал более интересным. Ребенок учится анализировать просмотренный материал, адекватно реагировать на оценку своего видеоролика. Воспитатель предлагает детям устроить соревнование, кто больше наберет лайков, ролики необходимо выложить в группу в ВК. Где оценивать их будут родители. Познавательный интерес к профессии видеоблогера, желание сделать свой ролик лучше

2.     Знакомство детей с профессиями родителей. (врач, повар, швея, шахтёр, шофёр и т.д.)

Уточнение представления детей о профессиях, пробуждение любознательности, интереса к деятельности взрослых, выработка положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.

3.     Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр в группе в течение дня:

Дидактические игры: «Знаю все профессии», «Кому, что нужно для работы?», «Кто с кем сотрудничает», «Кем быть?», лото «Профессии».

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Поликлиника», «Супермаркет», «Дом быта», «Мы – шахтёры», «Строители», «Юные водители», «Пожарные», «Служба спасения» и др.

3

1.      Образовательная деятельность

Тема 3: «Гонка за лайками»

Цель: Презентация видеоблога на тему «Моя профессия».

Задачи:

Образовательная Способствовать формированию представления о профессии и трудовых процессах.

Развивающая: Развивать творческие речевые и коммуникативные способности в процессе создания блога.

Воспитательная: Поощрять стремление детей к самовыражению средствами формата общения «видеоблог».

Тематический план к занятию №3

Основной Дети по очереди просматривают видеоролики друг друга, снятые дома. После каждого просмотра проходит голосование, ребята ставят лайки, используя карточки (или просто поднимая большой палец, и проговаривают, почему видеоролик понравился.

Заключительный:  Победитель получает «Золотой лайк» (их может быть несколько).

 

 

Работа с родителями   

1       Оформлениеинформационного стенда для родителей по теме проекта «Ярмарка профессий».        Повышениепедагогической компетентности по формированию представлений о социальнойзначимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями всовременном мире.

2       Консультации потеме проекта: «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительногоотношения к труду у дошкольников», «Из чего складывается трудолюбие?»,«Трудовое воспитание в семье».    

3       Разработкабуклета «Ознакомление детей с трудом взрослых»   

4       Организацияразвивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития удетей интереса к профессиям взрослых.     

Заключение

У детей сформировалось понимание значенияслова «профессия».

У детей появилась возможность найти друзейпо интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности. Прослеживаетсяположительная динамика развития трудовых навыков и умений у дошкольников.

В результате реализации проекта упедагогов сформированы положительная мотивация и навыки овладения методикойигрового взаимодействия с детьми.

Разработаны методические рекомендации поознакомлению детей с профессиями.

Подготовлены видеоблоги в группе в контактеДОУ.

Оформлена выставка детских работ «Работавсякая нужна, работа всякая важна». Игровая развивающая среда пополненасюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.

 

Проведенная работа позволила подвестидетей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех.Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить.Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать своиденьги, уважают люди.

Отношение к профессии вырабатывается впроцессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большоевлияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду.Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формированиясистемных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения кмиру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получаютвозможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденнаябеседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способностьустанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовойдеятельности взрослых.

Список литературы

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников сокружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. -М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 стр.

Детство: Примерная основнаяобщеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г.Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 — 528 с.

Коломинский Я. Л., Панько Е. А., ИгумновС. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическаядиагностика, профилактика и коррекция — СПб: Питер, —480 с: ил., 2004

Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мирпрофессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов — Балашов: Изд-во«Николаев», 2004.

Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми4-7 лет / Т.В. Потапова — М.: ТЦ Сфера, 2008. Шорыгина Т.А. Профессии, какиеони? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет