X-PDF

Статья«Методы и приемы смыслового чтения при работе с текстом на уроках литературного чтения»

Поделиться статьей

«Методы и приемы смыслового чтения

при работе с текстом на уроках литературного чтения»

Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью

Эдмунд Берк

Начальная школа – этап в жизни ребёнка,который связан с формированием у обучающегося основ умения учиться испособности к организации своей деятельности.

          Одним изважнейших аспектов успешного обучения является формирование читательскойкомпетенции. 

          В последнеевремя в России идет процесс падения уровня читательской культуры, как увзрослых, так и у детей. 34% россиян книги не читают совсем, 21% — читают произведенияв кратком изложении, 17% отдают предпочтение электронной книге, 37% родителейне читают детям книги, а включают мультфильмы. По результатам международныхисследований (PISA), за последние 10 лет российские подростки не поднималисьвыше 32-34 места по пониманию текста. 

Чтение — универсальная техника получения знаний в современномобществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлениюего смысла на основе читательского опыта.

«Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит ихименовать». Поэтому от умения читать, извлекать необходимую информацию зависит успех ученика и его желание учиться.

Анализпроблем, связанных с читательской деятельностью младших школьников, показал,что это связано с низкой скоростью чтения или неумением выбирать вид чтения взависимости от цели, что снижает мотивацию и как следствие — у ученика плохаяуспеваемость. Немало детей наоборот, умеют читать еще в детском саду, вначальной школе они демонстрируют высокий темп чтения, но при этом не всегдапонимают то, о чем говорится в тексте, некоторые обнаруживают полное равнодушиек прочитанному, а иногда и неприязнь к книге. Чтобы быть компетентным в разныхвопросах учебной деятельности, ученик должен читать 120-150 слов в минуту иуметь работать с информацией..

Навык чтения – явление сложное. Он складываетсяиз двух сторон: технической смысловой.

Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения,выразительность. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.

Этапы становления навыка чтения:

1.Аналитический этап.  Цель аналитического чтения – понять отношение автора к предметуили явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Все три компонента(восприятие, произнесение и осмысление) обучения чтению разорваны между собой –признак его — это слоговое чтение. Обычно происходит на этапе обучения грамоте.

2.Синтетический этап.  Цель синтетического чтения – выявить, какие задачи поставилавтор в этом тексте и каким образом решил их. На этом этапе ребёнок начинаетчитать целыми словами. Главным признаком перехода на этот этап является наличиепри чтении интонирования. Обычно это происходит на втором году обучения вначальной школе.

3.Этап автоматизации.  Цель – оценить авторский текст и решить, согласен ли читательс ним. Техника чтения доведена до автоматизма и не осознаётся чтецом. На этомэтапе дети имеют самостоятельную эмоциональную реакцию на прочитанноепроизведение, есть желание поделиться впечатлениями без дополнительных вопросовучителя, самостоятельно обсудить прочитанное.

Цельсмыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловитьвсе детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательноевчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

В процессеобучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:

пониматьтекст;

-анализировать;

-сравнивать;

-видоизменять;

— генерировать(создавать тексты под свои цели и задачи).

Выделяютследующие виды чтения:

просмотровое (видсмыслового чтения, цель которого получить общее представление о тексте)

ознакомительное (вид, с помощью которого определяется главный смысл,ключевая информация)

изучающее (вид, при котором в зависимости от цели, происходит поискполной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего прочитанноговыделяется главное, а второстепенное опускается).

рефлексивное (этосамое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущиесобытия, прочитав заголовок или по ходу чтения)

Для обучения смысловому чтению используются следующие методыи приемы:

Развитие умения анализировать задание.

— Поиск ключевых слов в задании и умение вчитыватьсяв инструкцию.

Ответы на поставленные вопросы (и письменные, иустные).

— Определение последовательности событий в тексте.

— Формулирование простых выводов после прочтения.

— Преобразование прочитанного текста в таблицу.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовойинформацией.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанноготекста.

— Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать своюточку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Нахождение нужной информации в различных источниках:словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

 

1 класс обучениедетей выразительному чтению и его осознанного восприятия:

 — практическое отличие текста от набора предложений.

— выделение абзаца, смысловых частей под руководствомучителя.

 — знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видетьпоследовательность событий.

— озаглавливание текста (подбор заголовков).

— составление схематического или картинного плана подруководством учителя.

2 класс — обучение детей работать стекстом:

— смысловое чтение;

— владение пересказом разного вида;

— деление на абзацы и составление плана прочитанноготекста (произведения);

— выделение опорных слов (словосочетаний);

— характеристика героев и их поступков.

— подбор антонимов и синонимов к словам.

 — нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельнопроверочные слова.

3 – 4 класс :

обучение находить информацию;

— интерпретировать тексты и рефлексировать ихсодержание, давать оценку прочитанному;

— самостоятельное выделение основной мысли (в целомтекста или его фрагмента);

— нахождение информации в тексте на поставленныевопросы в прямой или иной форме;

— выделение главной и второстепенной информации;

 — прогнозирование содержания по заглавию,иллюстрации, отрывку;

— самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

 -сравнивание текстов разных жанров, разныхстилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) спохожим содержанием.

 

Смысловоечтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на урокахлитературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Когдаребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работаетвоображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами.Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром.Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и,как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Приемыобучения смысловому чтению:

1.«Чтение в кружок».

Цель:управление процессом осмысления текста во время чтения.

 Учительозвучивает задание: Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Вашазадача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобыпроверить, понимает ли он читаемый текст».

Детиработают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задаютвопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или неточен, слушающие его поправляют.

2. «Чтение просебя с вопросами».

Цель: формированиеумений вдумчивого чтения.

Учениксамостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задалбы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

3. «Чтение состановками».

Цель: управлениепроцессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагаетработать с текстом в следующем ключе: Мы будем читать текст состановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут бытьнаправлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующегоотрывка.

4. «Ассоциативныйкуст».

Цель: актуализациязнаний, формирование установки на чтение.

Учитель пишетключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) илисразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации,предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их надоске в виде схемы.

6. «Читаем испрашиваем».

Цель: формированиеумений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы,работать в парах.

Ученики про себячитают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

Ученикиобъединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить впрочитанном.

Один из учениковформулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

Обсуждениеключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

9.Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы.

Вопросытакого плана возникают на протяжении всего урока .

«Тонкие»вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;

«толстые»вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа.

Послеизучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три«толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают другдруга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. 

«Толстые»вопросы Объясните почему….?

Почемувы думаете….?

Предположите,что будет если…?

Вчём различие…?

Почемувы считаете….?

«Тонкие»вопросы Кто..? Что…? Когда…?

Может…?Мог ли…?

Былоли…? Будет…?

Согласныли вы…?

Верноли…?

11.Приём «Составление вопросов к тексту».

Анализинформации, представленной в объёмном тексте, формулировка  вопросов к тексту,для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся  не использованные данные; нужны дополнительные данные.

13.Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума». Шестьлепестков – шесть типов вопросов.   Ромашка блума Простые вопросы. Отвечая наних, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющиевопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если яправильно поняла, то…?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о…?».Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительнотого, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативноймимики.

Интерпретационные(объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторыхситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – какпринуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установлениепричинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогдаон из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный типвопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элементсамостоятельности.

Творческиевопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементыусловности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы….?», «Как вы думаете, как будет ….?».

Оценочныевопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов.«Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практическиевопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией ипрактикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

17.Приём «Ключевые слова».

Этослова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

18.Приём  «Верные и неверные утверждения».

 Универсальныйприем, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительнойдеятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей вмыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Стратегияформирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию,умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к рядуутверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-»

19.Приём «Верите  ли вы…».

Проводитсяс целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивациюсамостоятельного изучения текста по этой теме.

Проводитсяв начале урока, после сообщения темы.

20. Приём «Синквейн».

Развиваетумение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи,синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Структурасинквейна:

Существительное(тема).

Дваприлагательных (описание).

Триглагола (действие).

Фразаиз четырех слов  (описание).

Существительное(перефразировка темы).

Посколькуданная программа является принципиально новой по своему содержанию, представимпланируемые результаты еѐ выполнения полностью.

21.Прием «Написание творческих работ».

Хорошозарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детямпредлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела илисамому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, взависимости от их уровня развития.

  • 23. Дерево предсказаний. На доске рисуется силуэт дерева:

Ствол дерева —это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальнаяситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева —это варианты предположений, которые начинаются со слов:Возможно…,Вероятно,…. Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева —обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения(указанного на ветви).

На уроках, построенных по методу РКМ,прием Дерево предсказаний применяется на стадии вызова ианализируется на стадии размышления, или рефлексии.

В начальной школе

  • Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами.
  • Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее.
  • Не использовать прием больше одного раза на уроке.
  • Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.

Технологиясмыслового (продуктивного) чтения включает в себя три этапа работы стекстом:

Iэтап. Работа с текстом до чтения

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определениесмысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение егогероев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующейтексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2.Постановка  целей  урока (учитывается общая готовность учащихся к работе). 

 IIэтап. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста.

Самостоятельноечтение в классе или чтение — слушание, или комбинированное чтение (на выборучителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальнымивозможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпаденийпервоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраскойпрочитанного текста.

2.Перечитывание текста.

Медленное«вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3.Анализтекста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседапо прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловыхчастей и прочее).  Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4.Беседа по содержанию текста.

Обобщениепрочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости)к отдельным фрагментам текста.

5.Выразительное чтение.   

IIIэтап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная(смысловая) беседа по тексту.

Коллективноеобсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций(истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление иформулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомствос писателем.

Рассказо писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника,дополнительными источниками.

3.Работас заглавием, иллюстрациями.

Обсуждениесмысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение виденияхудожника с читательским представлением.

4.Творческиезадания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся(эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

 Наблюденияпедагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладеет навыкамисмыслового чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для негопроизведениями.

«Пониманиеи преобразование информации»

 

Фрагментвнеклассного занятия по произведению В. Осеевой «Синие листья». Заоснову в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя 3этапа работы с текстом:

1.     Этап. Работа с текстом до чтения

2.     Этап. Работа с текстом во время чтения.

3.     Этап. Работа с текстом после чтения.

Первыйэтап включает в себя

а)Постановку цели чтения

б)Определение характера текста

в)Просмотр заголовка

г)Предположение о цели его написания

Стратегияпредтекстовой деятельности

«Прием рассечениевопроса».

Цель: смысловаядогадка о возможном содержании текста по его заглавию.

О чем пойдет речьв тексте В. Осеевой «Синие листья»?

Прием «Верите ливы, что…»

Этот приемспособствует вдумчивой работе с текстом, умению делать выводы о точности иценности информации. С этими утверждениями учащиеся работают дважды: до чтениятекста и после знакомства с ним.

1.     Верите ли вы, что сегодня мы познакомимсяс новым интересным произведением.

2.     Верите ли вы, что листья бывают синие?

Такимобразом, основная цель работы с текстом до чтения – развитие важногочитательского умения антиципации, то есть умение предполагать содержаниетекста.

2Этап. Работа с текстом во время чтения.

Прием«Дерево предсказаний». Его используют после первой или второй остановки (приемчтения со стопом) при работе с сюжетными текстами.

Учитель читает начало рассказа. У Катибыло два зеленых карандаша, а у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю: (ребята,как вы думаете, о чем она может попросить?). Ответыдетей.                                     

– Дай мне зеленый карандаш. А Катя иговорит:                                                                                                     -Спрошу умамы.                                                                                                                                                    Приходят на другой день обе девочки в школу. СпрашиваетЛена:                                                                      -Позволиламама?                                                                                                                                                      А Катя вздохнула и говорит:              Мама-то позволила, а брата я неспросила.                                                                                                             – Ну что ж, спроси еще у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другойдень.                                               – Ну что, позволил брат? –спрашивает Лена.                                                                                                          –Брат – то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.                                                                                    (Как вы думаете, дала Лена карандаш?) Ответы детей. -Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да нерисуй много.                              – Мне, — говорит Лена, — тольколисточки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.                         –Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взялакарандаш.                                                                                                                                                 (Как вы думаете почему Лена не взяла карандаш?)Удивилась Катя, побежалаза ней:                                                                                                                            — Ну, что ж ты? Бери!                                                                                                                                                 -Не надо, —  отвечает Лена. На уроке учительспрашивает:                                                                                   — От чего у тебя, Леночка, листья на деревьяхсиние?                                                                                            — Карандаша зеленогонет.                                                                                                                                          А почему же ты у своей подружкине взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:                 — Яей давала, а она неберет.                                                                                                                                      (ПочемуЛена промолчала на вопрос учителя? Почему Катяпокраснела?)                                                          Посмотрелучитель на обеих:                                                                                                                                     -Надо так давать, чтобы можно было взять.

Повторное чтение(про себя)

1.     Найдите в тексте слова которые показываютповедение Кати, подчеркните. Почему  она себя так ведет?

2.     Найдите слова, которые показываютповедение Лены. Как бы вы поступили на ее  месте. Как вы думаете, что нам хотелсказать автор? Какова основная мысль этого рассказа?

Прием «Мозговойштурм» позволяет активизировать младших школьников помочь разрешить проблему,выбрать из данных пословиц те, которые отражают основную мысль сказки.

Перечень пословиц:

Жадность всякомугорю начало, жадность до добра не доведет, жадный сам себе покоя не дает, ужадного среди зимы снега не выпросишь, худо томукто добра не делает никому,добро потеряешь – опять наживешь, друга потеряешь — уже не вернешь. 

 В качестведомашнего задания можно предложить  составить план для пересказа.

Фрагмент2. Анализ произведения Ю. Коваля «Воробьиное озеро». 

Ребята, я сейчасвам прочту название произведения с которым мы сегодня познакомимся.Предположите,  о чем пойдет речь в тексте? (Предположения детей). Используетсяприём «Ассоциативный куст»

Учитель читает двапервых  абзаца применяя приём «Чтение с остановками».

Давным-давнослыхивал я рассказы про воробьиное озеро. Говорили, что там ловятся огромныелещи, которые не влезают в таз, окуни, которые не влезают в ведро, чудовищныещуки, которые вообще ни во что не влезают.  Удивительно было, что щуки да окунитакие огромные, а озеро – Воробьиное.

Что удивило автора? (Ответы детей).

            ….Я искал и добрался однажды до воробьиного озера. Не слишком большое, но и немаленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо по середине раскали его водытри острова. Острова эти были похожи на узконосые корабли, которые плывут другза другом, а парусами у кораблей – березы.

— Что увиделавтор? (Ответы детей). На что они были похожи? Почему?

Текст читаетсяучителем до конца.

— Какие вашиожидания подтвердились, а  что для вас было неожиданным?

— А чем бы васзаинтересовало это место? ( Ответы детей).

— Ребята,  прочитайтеэтот текст самостоятельно про себя и ответьте на вопрос. Объясняет ли автор,почему это озеро называют Воробьиным? (Ответы детей).

 — Ребята, как выдумаете, почему автор не дал нам ответа на этот вопрос?

ЮрийКоваль, чуть приоткрыл нам красоту этого чудесного места и дает нам возможностьсамим пофантазировать и ответить на этот вопрос.

Представьтесебя писателями и сочините свой рассказ с объяснением, почему это озеро назвалиВоробьиным?

Домашнее задание детивыбирают самостоятельно из вариантов, подготовленных учителем:

·        нарисовать иллюстрацию к этому рассказу;

·        Подготовить «тонкие» и «толстые» вопросы  

            Такимобразом, можно сказать, что применение приемов и методов технологии смысловогочтения помогают научить обучающихся размышлять над текстом до чтения, активноосмысливать по ходу чтения, уметь выражать свою точку зрения по прочитанномупроизведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет