STEAM -ТЕХНОЛОГИИ: ИННОВАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Аннотация:В данной статье автор рассуждает на тему внедрения в дошкольное образованиеновых эффективных технологий. Одним из таких нововведений является STEAM — образование,включающее в себя модульную программу, которая обеспечивает интеллектуальноеразвитие детей в процессе научно — технического творчества.
Ключевыеслова: инновационные технологии, интеллектуальное развитие, научноеэкспериментирование, конструирование, техническое творчество.
Развитиетехнологий в современном мире набрало очень высокий темп. В техническом мире отчеловека требуется не только понимание устройства сложных механизмов иалгоритмы расчётов, но и творческое мышление, нестандартный подход к решениюразнообразных задач. Такое творческое мышление необходимо развивать в человекес раннего детства. В этом случае появляется навык к техническому творчеству,который очень востребован в наши дни.
Понимаязапрос общества к современному человеку, педагогу необходимо подстраиваться иискать новые эффективные технологии. Одной из таких является STEAM — технология,являющаяся современным образовательным феноменом, формирующим у детей навыкирешения нестандартных жизненных ситуаций, умение видеть межпредметные связи иприменять их на практике. Она помогает педагогам приблизить дошкольников кобласти точных наук (в доступной для них форме), делая акцент наинтерактивность и развитие интеллектуальных способностей в процессенаучно-технического творчества.
РеализацияSTEAM — технологийна разных уровнях образования должна иметь свою специфику. В дошкольномобразовании ставится акцент на проектно-исследовательскую и игровуюдеятельность, ориентированную на развитие самостоятельности в поиске решенийжизненных проблем, конструирование продуктов деятельности во взаимодействии.
Предполагается,что итогом включения такой инновационной технологии в процесс обучениядошкольников, будет овладение начальными навыками во всех этих областях. Детидолжны получить первичное представление в таких непростых для работы сферах. Нопознакомившись с ними в раннем детстве, да ещё и в игровой форме, дошкольникибудут легко включаться в задачи, связанными с точными науками, не будут ихбояться и относиться к ним, как к вопросам с повышенным уровнем сложности.
Процессвнедрения STEAM — технологии на базе ДОУ включает в себя организацию пространствагруппы таким образом, чтобы дети могли проводить исследовательскую,экспериментальную и проектную деятельность. Кроме того, необходимо создаватькабинеты информационных технологий, LEGO -центры, STEAM — лаборатории.
ВнедрениеSTEAM — технологии в повседневную жизнь дошкольников обозначает, чтовсе пять направлений (естественная наука, технология, инженерия, искусство иматематика) должны плотно встроиться в другие виды деятельности детей. Дошкольникидолжны порционно, в маленьких пропорциях получать теоретическую информацию,которую тут же будут проверять на практике. Если работа педагога организованаправильно, то за время, проведённое в ДОУ до школы, ребёнок познакомится срядом профессий из области информационных технологий и точных наук, научитсядействовать креативно, а не шаблонно, будет рад представлять свои собственныеизобретения и проекты на публике.
Инновационнаяпрограмма STEAM — технологии основывается на следующих модулях:
1.Дидактическая система Ф. Фрёбеля.
2.Проведение экспериментов с неживой и живой природой.
3.Конструирование из LEGO.
4.Развитие математических способностей.
5.Робототехника.
6.Мультистудия «Я творю мир».
Всемодули включают в себя задания, игры и упражнения, которые стимулируютинтеллектуальное развитие, комплексно воздействуя на разные навыки дошкольника.Ребёнок быстро учится нестандартно мыслить, увлечён точными науками,информационными технологиями, творческой деятельностью.
STEAM— технология была разработана для того, чтобы дошкольники с раннего возрастапривыкали находиться в высокотехнологичном пространстве, которое совсем скоростанет неотъемлемой частью нашей жизни. Окружённый метапредметной средой,ребёнок учится с ней взаимодействовать.
Существуетзаблуждение, что метапредметную среду по требованиям STEAM — технологиисложно организовать. На самом деле, организацию следует начинать постепенно,привнося в жизнь дошкольников элементы этой среды. Комфортно погружаясь в неёэлемент за элементом, дети не заметят, как будут окружены новой деятельностьюпо модулям технологии.
Намой взгляд, погружение в STEAM — средуможно начать с конструирования, в рамках которого воспитанники, используяэлементы из различных материалов (дерево, бумага, картон, фетр, металл, пластики др.), приобретут элементарные технические навыки и умения, познакомятся спринципами инженерии. Различные конструкторы помогут развить в дошкольникахтворческий интеллект, пространственное мышление, креативный взгляд на решениезадач.
Конструирование,как таковое, самым тесным образом связано с чувственным и интеллектуальнымразвитием ребенка. В творческом процессе конструирования совершенствуетсяострота зрения и точность восприятия цветовой гаммы, развивается мелкаямоторика рук, ребенок учится сопоставлять предметы, соизмерять ихгеометрические параметры, учится решать конструктивные задачи. При этом особоевнимание со стороны педагога должно уделяться развитию логического мышления.Дошкольники учатся работать с предложенными педагогом заданиями, инструкциями.В творческой групповой работе формируется умение сотрудничать с партнерами,выполнять коллективную работу, быть частью команды, что немаловажно дляпроцесса социализации ребенка.
Опыт,получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формированияумения и навыков исследовательского поведения.
Конструированиеможет выполняться при помощи готового набора из блоков конструктора, или безнего, используя клей и собственно материал для построения. Причём конструкторысейчас производят совершенно нестандартные. Помимо обычных блочных наборов типаLEGO, существуют наборы магнитных конструкторов, наборов из мягкого пенопласта,деревянных, металлических с гайками и болтами. Для нестандартногоконструирования изобретены 3Dручки. Дети с большим рвением творят при помощи таких нестандартных устройств.Помогает в этом случае не только свободное творчество, но и действия поинструкции. Следуя заданию на картинке, дошкольник учится оперировать деталями,находит наиболее удачные способы их сочетания, учится объединять детали вединую композицию. Опираясь на полученные навыки, процесс самостоятельноготворчества проходит более успешно.
Вовремя занятий материала должно быть больше, чем требуется для создания той илииной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбиратьтолько необходимые детали, соответствующие их замыслу. Организуя детскуюконструктивную деятельность из строительных материалов, воспитателю следуетиспользовать и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных,растения, транспорт и т. д. Использование игрушек в конструировании делает егоболее осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитиюигровой деятельности детей.
Ребёноклучше всего знакомится с любой информацией через игру. Точно так же,познакомившись в раннем детстве с технической специальностью в рамках игры,почувствовав интерес к ней, он может получить мощную мотивацию даже дляполучения высшего образования именно в технической сфере. Конечно, большаяответственность здесь лежит на плечах педагога, именно он должен преподнести STEAMв доступной и интересной для детей форме.
Взаключении хотелось бы отметить, опираясь на собственный практический опыт повнедрению и апробации STEAM — технологийв подготовительных и старших группах, положительную динамику в уровне освоениявоспитанниками основной образовательной программы. Дети проявляют положительныйинтерес, активность, творческое воображение, волевую и мотивационнуюнаправленность, самостоятельность; формируется сплоченность детскогоколлектива.
Списокинформационных ресурсов:
1. Анисимова Т.И., Шатунова О.В., СабироваФ.М. STEAM — образованиекак инновационная технология для индустрии 4.0 / Научный диалог. – №11. –2018.
2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А.STEAM — образование для детей дошкольного и младшего школьноговозраста / Учебно-методическое пособие. – М.: 2017.
3. Зенов Е.К., Зенкова О.В. STEAMSпрактики в дошкольном образовании. ГАОУ ВО МГПУ. – М.: Изд-во «Перо». – 2021.
4. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольномучреждении в условиях введения ФГОС. Всероссийский учебно-методический центробразовательной робототехники. – М.: ИПЦ «Маска». – 2013.
5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручнойтруд в детском саду. – М.: «Просвещение». – 1990.
6. Погодина С.Н. Значение образовательногопространства в творческой социализации дошкольников / Дошкольное воспитание№10. – 2015.
7. Смирнова Е.О. Специфика современногодошкольного детства / Национальный психологический журнал. – №2 (34). – 2019.
8. Челышева Ю.В. STEAM — образованиеи навыки будущего / Дайджест «STEAM-практикив образовании». – Выпуск 4. – 2021. [Электронный ресурс]. – https://zelSTEAMS.ru/wp—content/uploads/2020/12/daidzhest—vypusk-4.pdf.
