Стереотипизация – это приписывание познаваемой личности набора качеств на основе отнесения ее к определенному классу, это использование в восприятии человека человеком стереотипов.
Стереотипы – обобщенный и устойчивый образ целого класса людей, основанный на общественном или личном опыте.
В процессе восприятия человека человеком происходит своеобразная “персонификация стереотипа”: стереотип существует и функционирует как обобщенный (схематизированный и упрощенный) образ единичного представителя данного класса.
Основные виды стереотипов (2 группы):
1. Социальные стереотипы, характеризующие людей как членов определенных социальных групп.
Разновидности: национальные, возрастные, этнические, ролевые, половые, статусные, профессиональные и другие стереотипы.
2. Оценочные стереотипы, характеризующие людей на основе анализа их внешности:
- Антропологические (на этой основе приписывают ему свои стереотипные представления об этой категории людей).
Пример: Аккуратный строгий костюм → учительница → умная, честная, требовательная, справедливая.
- Эмоционально-эстетические (красивый – некрасивый). Основаны на оценке внешности, ее соответствия эталонам красоты и экспрессии внешнего облика).
Эмоционально-интегративные – оценивается личность в целом.
Эмоционально-аналитические – оценивается отдельный элемент внешности (улыбка).
Суть: Внешне привлекательным людям приписывается больше положительных качеств и наоборот.
Пример: Эмоционально-интегративный тип опирается на оценку внешнего облика в целом (Ужасна – ни уму, ни сердцу – алкоголик и того хуже) . эмоционально-аналитический связывает с оценкой губ, глаз, прически и т.п. (умный сосредоточенный взгляд ==> . строгий, внимательный, упорный, трудолюбивый человек).
Основные характеристики стереотипов.
Все стереотипы характеризуются высокой устойчивостью – ригидностью.
Стереотип продолжает действовать даже тогда, когда доказана его несостоятельность.
Пример: все чиновники – взяточники. Иванов – чиновник, взятки не берет ==> . мало дают.