Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов .
бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов .
местных бюджетов.
Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
|
|
Схему консолидированного бюджета Российской Федерации иллюстрирует рис.1.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Рис. 1. Схема консолидированного бюджета РФ.
Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие:
единство бюджетной системы .
разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы .
самостоятельность бюджетов разных уровней .
полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов .
сбалансированность бюджета .
эффективность и экономность использования бюджетных средств .
общее покрытие расходов бюджета .
гласность .
достоверность бюджета .
адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации — это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
|
|
3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов.
1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс .
2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации .
3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов .
4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов .
5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов .
6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
5. Сбалансированность бюджета — каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
8. Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления . обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Адресность и целевой характер бюджетных средств — бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.
|
|
В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.
1. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.
2. Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т. е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консолидированного бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.
|
|
3. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.
4. Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов.
Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.
5. Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
Таблица 1. Основные статьи дохода Федерального бюджета Российской Федерации за 2002 г. 2003г. 2004г (млн. руб.)
Наименование показателя | 2002г. | 2003г. | 2004г. |
I. Налоговые доходы | |||
1. Налог на прибыль | |||
2. Игорный бизнес | |||
3. Лицензионные и регистрационные сборы | |||
4. Налог на добавленную стоимость | |||
5. Акцизы | |||
6. Налоги на имущество | |||
7.Платежи за использование природных ресурсов | |||
8.Налог на добычу полезных ископаемых | |||
9. Таможенные пошлины | |||
10. Прочие налоги | |||
II. Неналоговые доходы | |||
1. Доходы от имущества находящегося в государственной собственности | |||
2. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат гос-ва | |||
3. Платежи от государственных организаций | |||
4. Доходы от внешнеэкономической деятельности | |||
5. Доходы от целевых бюджетных фондов | |||
6. Единый соц.налог | |||
Итого доходов |
Сопоставив данные таблицы можно сделать вывод, что главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (около 80%). Если в 2002г. наиболее весомые налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы — более 40% всех доходов бюджета, то в 2003-2004году, более 40% всех доходов бюджета составляют налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы.
Причина превалирования косвенных налогов – спад производства, снижения ставки налога на прибыль организаций, введение специальных налоговых режимов объем поступлений доходов в бюджет по статье налога на прибыль составил в 2003 году — 6,3%, а в 2004 году- 5,9%., что на 4% ниже по сравнению с 2002годом — налог на прибыль составлял 10%.
Постоянно увеличивается доля в доходах бюджета от платежей за пользование природными ресурсами, в 2003-2004г. доходы от сбора платежей увеличились на 2 %, по сравнению с 2002г. Доход от данных платежей –составляет 10% от общего дохода бюджета.
Рост по налогам на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции— около 2%, в их числе главное место занимают импортные пошлины.
Вторую группу составляют неналоговые доходы, рост которых в 2004г.увеличился — 8 %.(в 2002- 5%,2003- 6%). В их числе: основные доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, плата за услуги по охране имущества юридических и физических лиц, от внешнеэкономической деятельности.
Третья группа — поступления от единого социального налога, зачисляемого в федеральных бюджет – 16%.
Кроме перечисленных выше налоговых и неналоговых доходов, для покрытия бюджетного дефицита используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ). В 2002 г. эти источники поступили в бюджет в сумме 59791,2 млн. руб. Внешними заимствованиями являются кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм. В 2002 г. сумма по этим источникам составила – 210325,5 млн. руб.
Таблица 2. Основные статьи расхода федерального бюджета Российской Федерации в 2002г. 2003г. 2004г. (млн. руб.)
Направление расходов | 2002г. | 2003г. | 2004г. |
1. Государственное управление | |||
2. Судебная власть | |||
2. Международная деятельность | |||
3. Национальная оборона | |||
4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | |||
5. Промышленность, энергетика, строительство | |||
6. Сельское хозяйство и рыболовство | |||
7. Фундаментальные научные исследования | |||
8. Охрана окружающей среды и природных ресурсов | |||
9. Транспорт, дорожное хозяйство, связь | |||
10. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий | |||
11. Образование | |||
12. Культура и искусство | |||
13.Средства массовой информации | |||
13. Здравоохранение | |||
14. Социальная политика | |||
15.Обслуживание государственного муниципального долга | |||
16. Финансовая помощь другим бюджетам | |||
17. Прочие расходы | -3068 | -4320 | |
18. Резервные фонды | |||
19. Бюджетные кредиты | -10446 | -19700 | |
20. Расходы целевых бюджетных фондов | |||
Итого расходов |
Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования. Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93% — на фундаментальные научные исследования, 76% — на правоохранительную деятельность, 89% — на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно 1/3 всех бюджетных расходов.
Второе место (14%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, профессионально-техническое и среднее специальное образование — примерно 50%, на социальную политику — около 50%, культуру и искусство более — 20%.
Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 9%).
Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 8% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство, расходы федерального бюджета превышают 40%, на сельское хозяйство — свыше 30%.
Из приведенной выше таблице видно, что в распределение расходов федерального бюджета произошли следующие изменения по сравнению с 2002годом:
— резко уменьшены расходы по статье социальная помощь в 2,6 раза, в том числе на социальную помощь – в 26 раз, миграционную политику – 1,8 раза. При этом увеличены расходы на пенсию военнослужащим – в 1,6 раза, пенсия и пособия правоохранительных органов – в 2,1 раза,
— в 9 раз сокращены расходы по статье культура и искусство,
— увеличены расходы по статье предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций – в 3 раза.
— увеличивается рост финансирования за счет средств бюджета расходов на фундаментальные научные исследования и охрану окружающей среды.
— в 3 раза увеличены расходы на финансовую помощь другим бюджетам бюджетной системы. Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Отчет об исполнении федерального бюджета за 2002год утвержден по доходам в сумме 2204728,2 млн. рублей и по расходам в сумме 2054193,9 млн. рублей с превышением доходов над расходами (профицит федерального бюджета) в сумме 150534277,2 тыс. рублей.
В ходе бюджетного года и по его окончании центральные и территориальные финансовые органы проводят аналитическую работу по результатам исполнения и составления бюджета.
Цель бюджетного анализа:
· Оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета .
· Выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета .
· Обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления .
· Выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств .
· Определении экономической и социальной эффективности бюджетных расходов .
· Обоснование финансово-бюджетной поли тики правительства и административных территорий .
· Совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.