Эрик Леннард Берн (1910 —1970) — американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans- — приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action — «действие»), лежащих в основе межличностныхотношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскимиЯ, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.
Транзактный анализ (ТА) (от лат. transactio — сделка и греч. analysis — разложение, расчленение) — психотерапевтическая методика группового и личностного роста, разработанная Эриком Берном и основанная напроцедуре анализа составляющих структуры личности («Родитель» — «Ребенок» -— «Взрослый»):
• «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида .
• «Ребенок» — подчиненную позицию .
• «Взрослый» — умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.
Транзактный анализ предполагает психотерапевтическую работу, направленную на достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.
Главной целью терапии транзактного анализа является ориентировка на изменение личности. Осознание проблем — основной инструмент для изменения личности. Изменение же состоит из принятия решения об изменении, а затем активного процесса по его реализации.
Ключевыми идеями транзактного анализа являются:
1. Модель эго-состояний (модель РВД).
• Эго-состояние Родителя проявляется в подражании поступкам, мыслям и чувствам одного из родителей или других людей, воспринимаемых как родителей. Контролирующий (Критикующий) Родитель указывает, что нужно делать, а что не нужно. Позитивный Контролирующий Родитель искренне заинтересован в защите и поддержании здоровья Ребенка. Негативный Контролирующий Родитель игнорирует другого человека. Воспитывающий (Заботливый) Родитель оберегает и заботится о своем Ребенке. Позитивный Воспитывающий Родитель заботится и помогает, уважая человека, которому оказывает помощь. Негативный Воспитывающий Родитель оказывает помощь с позиции превосходства.
• Эго-состояние Ребенка — возврат к поведению, мышлению и чувствам детства. Эго-состояниеАдаптивного Ребенка — это проигрывание способов поведения, оправдывающих ожидания родителей. Эго-состояние Свободного Ребенка — это бунт, поведение вопреки родительским требованиям. Последнее состояние может быть либо полезным и классифицируется как позитивное, либо негативным. Взрослый человек может иногда впадать в эти состояния.
• Эго-состояние Взрослого проявляется тогда, когда поведение, мысли и чувства человека строятся по принципу «здесь и теперь», предполагающему реагирование на происходящее вокруг с использованием всего потенциала личности. «Взрослый» обычно не подразделяется на составные части.
2. Транзакции. Когда один человек предлагает другому какой- то вид коммуникации, а другой отвечает ему, наступают транзакции. Транзакция — основное понятие транзактного анализа, единица коммуникативного процесса, состоящая из коммуникативного стимула и коммуникативной реакции (например, вопрос—ответ). Начало коммуникации называется стимулом, ответ — реакцией. Таким образом, транзакцию можно определить как транзакционный стимул плюс транзакционная реакция. Берн считал транзакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек транзакций.
ЛИЧНОСТНАЯ БАЗА
Как бы ни были сильны стремления, результат определяется не только этим. Что умеет человек, каковы его возможности, велики ли его ресурсы? Личностная база — это социальные, личностные, психологические и телесные особенности человека, его инструментарий и опыт.
- Особенности: телесные, психологические, социальные, личностные.
В первую очередь это психологические особенности: характер, тип темперамента и, если это выражено тип акцентуации. К телесным особенностям можно отнести рисунок тела, к социальным — социальный статус человека. Личностные особенности человека — его верования и система убеждений.
- Телесно-психологический инструментарий
