Субъективный дух у Гегеля — это по существу человеческий индивид, которого Гегель превращает целиком в духовное существо, субъективный дух. Субъективный дух проходит три ступени, которые составляют предмет антропологии, феноменологии духа и психологии. При разработке этих разделов Гегель использует огромнейший материал современной ему науки: географии, антропологии, этнографии, психологии и др. Учение о субъективном духе представляет несомненный интерес как попытка систематизации весьма значительного материала наук о человеке. Эта систематизация проводится Гегелем на основе изложенных ранее идей науки логики и является поэтому испытанием Гегелевой концепции интеллекта.
АНТРОПОЛОГИЯ
В антропологии дух рассматривается как непосредственный, дух в себе, или природный дух, душа.
Душа проходит три ступени своего развития: а. Природная душа . в. Чувствующая душа . с. Действительная душа. Сущность процесса развития души Гегель усматривает в творении тела душой, овладении телом, подчинении тела душе. Гегель рассматривает весьма широкий круг вопросов: понятие души, связь души и тела, связь души с общей планетарной жизнью, климатическими условиями и т.д. Вслед за анализом природных условий и предпосылок сушествования индивидов Гегель вводит понятия расы, наций, пытается установить особенности национального характера греков, итальянцев, испанцев, французов, англичан, немцев. Характеризуя индивидуальные психологические качества людей, Гегель рассуждает о природных задатках, возрастных и половых различиях, темпераменте и характере, таланте и гениальности, психических болезнях, привычках и т.д.
Размышляя о развитии сознания, Гегель высказывает весьма интересные догадки о роли человеческой руки. Последняя, по Гегелю, является орудием орудий, абсолютным орудием (210), способна служить выражением бесконечного множества проявлений воли(213).