Документы, отражающие жизнедеятельность судна
Как уже отмечалось, ко второй категории судовых документов относятся документы, которые ведутся на судне и отражают весь процесс его жизнедеятельности. К таким документам, в первую очередь относятся всевозможные журналы, и некоторые другие документы, требование о наличии которых на судне устанавливается международными и национальными нормативными актами. Правовое значение этих документов заключается в том, что содержащиеся в них сведения являются важным источником доказательств при расследовании чрезвычайных обстоятельств, а также при рассмотрении судебных и арбитражных споров. Порядок ведения и составления этих документов регламентируется нормативными актами.
Судовой журнал — официальный документ, отражающий в хронологической последовательности непрерывную деятельность судна во всех проявлениях, а также объективные условия и обстоятельства, сопровождающие эту деятельность. Капитан судна должен ежедневно проверять журнал и удостоверять записи в нем своей подписью, и только он имеет право в графе замечаний делать свои пометки.
Журнал ведется в соответствии с Правилами ведения судового журнала на судах морского торгового флота СССР, утвержденными Наркомморфлотом 17 декабря 1945 г. Новая форма судового журнала (Э-la) утверждена приказом министра морского флота от 23 июня 1969 г. № 105. Судовой журнал имеет важное юридическое значение в качестве одного из основных письменных доказательств при расследовании аварий и иных происшествий с судном.
В судовом журнале отражаются все обстоятельства плавания и особенности эксплуатации судна путем непрерывной соответствующей записи.
Практика ведения судовых журналов общепринята во всех государствах. Журнал под ответственностью капитана ведет вахтенный помощник капитана.
Все записи в журнале должны быть непрерывными, не допускающими возможности записей в оставшиеся свободные строчки, а также не должны иметь каких-либо исправлений или подчисток.
Всякий случай должен быть изложен в сжатой, но ясной форме, не допускающей каких-либо сомнений или неправильного толкования.
В судовом журнале должна найти отражение забота капитана о сохранении мореходности судна, что имеет громадное практическое значение в ограждении судна от убытков. Всякая работа судна по оказанию помощи или других услуг по спасанию должна быть подробно описана, с точным указанием времени выхода на операцию и окончания ее, по чьему приказанию или просьбе эта работа была выполнена а также названия судна, которому оказывалась помощь.
Повреждения, которые произошли при оказании помощи, в корпусе, снаряжении, двигателе судна, а также исправление этих повреждений должны быть изложены подробно.
При разборе дел по спасанию, столкновению и других претензий в суде или арбитраже все обстоятельства аварии выясняются на основании записей судового журнала и допроса соответствующих свидетелей.
При расследовании обстоятельств аварий имеют существенное значение также машинный и радиотелеграфный журналы, поэтому необходимо следить, чтобы записи в них по времени и существу были согласованы с записями в судовом журнале и правильно отражали описываемый случай.
Машинный журнал — документ, в котором фиксируется работа судовой машины, характер поступающих в машинное отделение распоряжений в отношении реверсов, скорости, остановки машины и исполнение этих команд. Журнал ведется вахтенным механиком под контролем старшего (главного) механика. Машинный журнал так же, как и судовой, имеет важное юридическое значение в качестве доказательства при расследовании аварий и происшествий с судном. Записи в судовом и машинном журналах не должны расходиться между собой.
Список судового экипажа (судовая роль) составляется по форме установленной Министерством транспорта Украины или Министерством рыбного хозяйства Украины и является доказательством укомплектованности судна надлежащим по квалификации и количеству экипажем.
Судовая роль также имеет немаловажное значение для иммиграционных властей порта захода судна.
Список пассажиров, находящихся на борту составляется пассажирским помощником капитана и имеет двоякое назначение. С одной стороны он предназначен для учета лиц находящихся на судне, с другой — так же как и судовая роль предназначен для иммиграционных властей порта захода судна.
Журнал нефтяных операций должны иметь танкеры, перевозящие нефть, валовой вместимостью 150 единиц и более, а также все иные суда вместимостью 400 единиц и более. Требования наличия журнала нефтяных операций установлены в Правиле 20 Приложения 1 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.
Журнал регистрации мероприятий по предотвращению загрязнения моря, как и журнал нефтяных операций должны иметь танкеры, перевозящие нефть, валовой вместимостью 150 единиц и более, а также все иные суда вместимостью 400 единиц и более. Требования наличия журнала регистрации мероприятий по предотвращению загрязнения моря установлены в Правиле 26 Приложения 1 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.
Кроме перечисленных документов, целым рядом международных нормативных актов предусмотрены, и иные документы которые должны составляться на судне, и призваны отражать жизнедеятельность судна