Оценка деятельности работников – специфичная форма обратной связи, применяемая в организации. В организационной среде людям свойственно неформальным образом оценивать деятельность подчиненных, руководителей, коллег, а также выполнение собственных функциональных обязанностей. Применение формализованной процедуры оценки рассматривается как с позиции возможности, так и необходимости. Возможность обусловлена организацией труда работников, структурированием выполняемых ими задач, мерой ответственности на каждом рабочем месте, что является исходной базой для установления стандартов рабочего поведения, уровня деятельности, критериев ее оценки. Необходимость продиктована потребностью в информации о выполняемой работе в целях эффективного управления человеческими ресурсами организации, поскольку оценка является основой принятия обоснованных решений в области вознаграждений, продвижения по службе, перемещений, обучения, увольнений.
Оценка деятельности персонала – это система взаимосвязанных организационных процессов и действий, которую можно представить в виде оценочного цикла, включающего четыре элемента (рис. 5.26):
Рис. 5.26. Цикл оценки деятельности работников [178]
1) определение рабочих обязанностей и требуемого уровня их выполнения посредством установления трудовых нормативов, целей, стандартов поведения и др. .
2) измерение и оценка деятельности .
3) обратная связь по поводу выполняемой работы, возможностей и направлений улучшения деятельности .
4) обобщение информации об оценке деятельности для использования в других подсистемах системы управления человеческими ресурсами (системах вознаграждений, развития персонала, набора и отбора персонала).
Сущность оценки[179]более полно выражается в ее целях, диапазон которых расширялся по мере ее эволюции. Со временем оценка постепенно стала не только формой контроля (классический менеджмент), но и эффективным механизмом персонифицированного управления деятельностью, развития персонала (современный менеджмент). К настоящему моменту она используется не менее чем в 20 различных целях. Одна из первых систематизаций целей оценки была предложена Д. МакГрегором.[180]Он утверждал, что оценка деятельности призвана выполнять три главных цели:
– административную (для принятия обоснованных решений по поводу перемещений, повышений оплаты труда, увольнений и т. д.) .
– информационную (для оповещения персонала об уровне их работы) .
– мотивационную (для подкрепления поведения, ассоциируемого с высокой результативностью труда).
В современной научной литературе цели оценки разделяются на две группы:
1) цели, связанные с оценкой за отчетный период:
– информирование работников о результатах их деятельности, сильных и слабых сторонах трудового поведения (обратная связь) .
– помощь в принятии решений об оплате труда, премировании, продвижении по службе, регулировании перемещений, связанных с временным замещением той или иной должности (вертикальное, горизонтальное перемещения или смешанный вариант), увольнении, понижении в должности или сохранении работников на рабочих местах .
– идентификация индивидуального потенциала, способностей и навыков персонала .
– селекция оптимальных методов отбора людей на работу .
– определение потребностей в обучении работников, оценка эффективности предыдущих учебных программ .
– выявление лидеров и аутсайдеров .
– планирование человеческих ресурсов и др. .
2) цели консультирования и развития, обеспечивающие улучшение деятельности в будущем:
– инструктирование и консультирование работников для повышения эффективности деятельности, индивидуального развития .
– мотивирование работников через признание, похвалу и поддержку .
– установление рабочих целей и определение путей их достижения .
– улучшение отношений между руководителями и подчиненными .
– диагностика индивидуальных, групповых и организационных проблем .
– планирование карьеры работников, ротации кадров .
– управление организационной культурой и др.
Мультицелевое назначение оценки доказывает ее важную роль в управлении человеческими ресурсами.
Процедура оценки равно выгодна и полезна всем сторонам, вовлеченным в этот процесс. Оцениваемые получают информацию, помогающую им прояснить стандарты рабочего поведения, ожидаемые результаты труда, уровень и динамику их профессионального развития, перспективы работы в организации. Главный оценщик (непосредственный руководитель) приобретает навыки гибкого лидерского стиля руководства. Преимущества применения оценки деятельности персонала для организации в целом состоят в гармонизации личных и организационных целей, мотивации работников, что способствует повышению уровня индивидуальной и корпоративной эффективности деятельности.