На сегодняшний день ключевым фактором преимущества страны в международной конкуренции признается способность к эффективному использованию и расширенному воспроизводству интеллектуального капитала. Инновационная стратегия макроэкономического развития рассматривается большинством развитых стран как единственный путь преодоления системного экономического кризиса в средне- и долгосрочной перспективе. Применительно к России это означает, что на смену хаотичным и фрагментарным инновационным процессам должна прийти зрелая национальная инновационная система (НИС).
В теоретическом плане концепция НИС базируется на нескольких положениях:
— на идеях Й. Шумпетера, Г. Менша, Б. Санто, М. Портера об инновациях как факторе конкурентной борьбы .
— на признании знаний и информации важнейшим фактором производства .
— на эмпирически подтверждаемой зависимости между инновационной активностью хозяйствующих субъектов и развитостью соответствующих институтов инфраструктуры.
|
|
НИС каждой страны уникальна, так как формируется под влиянием множества факторов, в числе которых следует выделить обеспеченность природными ресурсами, человеческим капиталом, обычаи делового оборота, особенности государственного регулирования и формирования институтов предпринимательской деятельности. Каждая НИС характеризуется определенной структурой и формами взаимодействия своих элементов, в частности:
а) большей или меньшей доли участия государства и бизнеса в финансировании НИОКР .
б) развития тех или иных институтов инфраструктуры . набора отраслей, признанными точками экономического роста .
в) деловой активности крупного и малого бизнеса на этапе освоения новшеств .
г) распространенных форм кооперации субъектов инновационной деятельности.
Вместе с тем, любая НИС построена на технологической цепочке инновационного процесса: «фундаментальные исследования – поисковые НИР – прикладные НИОКР – технологии – маркетинг инноваций – производство инноваций – реализация инноваций». Поэтому можно говорить об определенной универсальности состава элементов НИС: научно-техническая сфера, производство инновационной продукции, потребление инновационной продукции, инфраструктура НИС.
Для понимания содержания НИС необходимо отметить следующие положения:
1. Наука, как главный источник нововведений, не является замкнутой, изолированной системой (университеты и научные центры), а является ключевым звеном каждого крупного сегмента (государственные научные центры, научные центры корпораций, малые инновационные предприятия).
2. Предприниматели, компании, государство рассматриваются не как отдельные субъекты инновационного процесса, а как взаимосвязанные элементы сложной системы.
|
|
3. Инновационная деятельность обеспечивается наличием эффективной инновационной инфраструктуры и определенным набором институциональных факторов.
Таким образом, национальную инновационную систему можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. В то же время НИС представляет собой комплекс институтов правового финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности (табл. 8.2).
Базисными сферами национальной экономики, создающими фундамент НИС, являются сферы:
— генерации знаний (наука и ее сегменты в других секторах) .
— распространение и применение знаний (исследования и разработки, производство товаров и услуг) .
— коммерциализация нововведений (рынок научно-технической продукции, рыночные институты) .
— образования и профессиональной подготовки кадров .
— инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение .
— управления и регулирования (правовая база, государственная макроэкономическая и инновационная политика, корпоративное управление, рыночные механизмы).
Таблица 8.2. – Структура национальной инновационной системы
Среда | Содержание | Элементы |
Научно-производственная среда | Совокупность организаций частного и государственного секторов экономики по производству и коммерческой реализации научных знаний и технологий в пределах национальных границ | — университеты и академии . — крупные, средние и малые компании . — организации инновационной инфраструктуры . — финансовые структуры . — консалтинговые структуры |
Институциональная среда | Совокупность законодательных актов, норм и правил и ведомственных инструкций, обеспечивающих взаимодействие субъектов инновационной деятельности с другими сегментами национальной экономики и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности | Комплекс институтов правового, финансового и социального характера, формирующих государственную научно-техническую и инновационную политику |
Важнейшей составной частью НИС является инновационная инфраструктура, институты и организации которой содействуют переводу научных результатов в коммерчески привлекательные продукты.
Инновационная инфраструктура — это совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих услуги по созданию и реализации инновационной продукции участникам инновационной деятельности (табл. 8.3).
Организации и предприятия этих сфер в зависимости от степени их инновационности и креативности полностью или частично входят в НИС, образуя ее подсистемы, сегменты и их взаимосвязи, т.е. структуру НИС.
Таблица 8.3. — Виды инновационной инфраструктуры
Подсистемы | Институты и организации |
Производственно-технологическая инфраструктура | — технопарки (научные парки) . — инновационно-технологические центры . — бизнес-инкубаторы . — центры трансфера технологий . — инновационно-промышленные зоны . — особые экономические зоны |
Финансовая инфраструктура | — различные фонды (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные и др.) . — частные инвесторы (бизнес-ангелы) . — фондовый рынок |
Экспертно-консалтинговая и информационная инфраструктура | — институты развития (Российская венчурная компания, Агентство стратегических инициатив, Сколково и др.) . — центры консалтинга общего и специального назначения (финансы, инвестиции, маркетинг, управление и т.д.) . — организации по оказанию услуг (проблемы интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации) . — информационно-аналитические центры . — интернет-ресурсы |
|
|
Наиболее простая модель описывающая взаимодействие указанных элементов, предполагает, что:
— роль частного (предпринимательского) сектора состоит: а) в создании технологий на основе собственных исследований и разработок в научных центрах крупных корпораций и малых наукоемких фирм . б) рыночном освоении инноваций .
— роль государства – а) в содействии производству фундаментального знания (в университетах) и комплекса высоких технологий . б) в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятельности.
На государство всегда возлагается финансирование фундаментальных исследований, разработок военного и стратегического назначения. Частный бизнес занимается коммерциализацией новшеств, а также (в идеале) разработкой технологий на основе собственных прикладных НИОКР. Инфраструктурные организации призваны обеспечить полноту стадий инновационного процесса, ускорить и упростить взаимодействие между разработчиками и потребителями новшеств. Если говорить более глобально, инфраструктура поддерживает саму возможность протекания инновационного процесса и определяет его характер в конкретных социально-экономических условиях.
В рамках этой общей модели формируются национальные особенности НИС. Они проявляются:
— в большей или меньшей роли государства и частного сектора в выполнении названных функций .
— в условиях функционирования крупного, среднего и малого бизнеса .
— в соотношении фундаментальных и прикладных исследований и разработок .
— в динамике развития, отраслевой и региональной структурах инновационной деятельности.
В каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется:
а) проводимой государственной макроэкономической политикой .
б) нормативным правовым обеспечением .
|
|
в) формами прямого и косвенного государственного регулирования .
г) состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов .
д) внутренних товарных рынков, рынков труда .
е) историческими и культурными традициями и особенностями.
К числу проблем формирования российской НИС относятся:
— несистемность решений государственной инновационной политики, несогласованность положений стратегических документов и отсутствие преемственности при их разработке, неконкретность сценариев инновационного развития .
— постоянные изменения в системе государственного управления наукой, приводящие к недостаточному участию научного сообщества в разработке научно-технической политики РФ .
— низкая эффективность государственного финансирования НИОКР, несмотря на многократный рост внутренних расходов на НИОКР в течение последнего десятилетия . недостаточная ориентация государственных расходов на конечный результат в виде инновационной продукции или технологии . отстраненность бизнеса от формирования и реализации государственных программ НИОКР . коррупция при распределении средств государственного финансирования научных исследований.
— низкий уровень частных инвестиций в НИОКР и невостребованность результатов НИОКР, выполненных научными организациями, в реальном секторе экономики .
— отсутствие реальных оценок эффективности работы созданных институтов развития: институтов посевного финансирования, бизнес-инкубаторов, ОАО «Российская венчурная компания», Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанка), Государственной корпорации «Роснано» .
— проблемы статистики науки и инноваций, в частности, доступность статистических данных с лагом в несколько лет, использование для анализа инновационной активности экономических субъектов формальных количественных показателей, неадекватные оценки, фигурирующие в государственных стратегических документах .
— низкий уровень взаимодействия вузовской науки и производства, реальный сектор экономики не является основным заказчиком прикладных исследований .
— снижение качества профессионального образования, дефицит инженерных и управленческих кадров в наукоемких производствах .
— ориентация государственной инновационной политики, главным образом, на развитие территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала.