(Счастная Т.В. «Финансы» + Ищук Т.Л. «Финансы (часть 2)»)
Термин «финансы» возник в 13 веке в торговых городах Италии и в переводе дословно означает денежный платеж. Финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Поэтому сущность финансов определяются природой и функциями государства.
Финансы — экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства (Счастная Т.В. «Финансы»)
Финансы (как экономическая категория) – это совокупность экономических отношений, которые возникают между государством и субъектами хозяйствования, между государством и населением, между субъектами хозяйствования в процессе распределения общественного продукта в его денежной форме, в результате которого формируются и используются различные виды финансовых ресурсов, фонды денежных средств (Ищук Т.Л. «Финансы (часть 2)»)
Сущность финансов проявляется в их функциях (основные!!!):
· Распределительная функция:
Объект – совокупный общественный продукт и национальный доход . часть национального богатства, принявшая денежную форму.
Субъект – все участники воспроизводственного процесса (государство, предприятия, организации, учреждения, д/х).
Предполагает, что сначала образуются причитающиеся отдельным субъектам фонды денежных средств, а затем происходит их распределение и перераспределение. Весь распределительный процесс делится на две стадии:
I. Первичное распределение: образуются доходы предприятии и работников производственной сферы, централизованный доход государства.
II. Вторичное распределение (последующее): образуются доходы предприятий и работников сферы нематериального производства: доходы регионов, муниципальных образований, предприятий, организаций, граждан и субфедеральных бюджетов в результате перераспределения государственных средств.
Распределительная функция финансов позволяет:
— образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства .
— образовывать не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения .
— осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение ресурсов, между сферами и социальными группами .
— создавать необходимые резервы и накопления, как на уровне предприятий, так и государства.
· Контрольная функция:
Служит средством контроля в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансовый контроль это совокупность действий и операций по проверки финансовых средств и связанных с ними видов деятельности.
Объекты контроля: денежные средства, товарно-материальные ценности, системы расчетов, отдельные стоимости юридических лиц, предприятия, организации в целом.
Инструмент реализации – финансовая информация, которая заключается в финансовых показателях, содержащихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Контрольная функция реализуется по следующим основным направлениям:
— правильное и своевременное перечисление средств в централизованные фонды .
— соблюдение заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития .
— целенаправленное и эффективное использование финансовых ресурсов (на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов).
Таким образом, финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения валового внутреннего продукта национального дохода, они помогают поддерживать пропорции в движении натуральной и стоимостной форм валового общественного продукта. Финансы являются источником государственного регулирования пропорций развития страны прежде всего через государственный бюджет (государственное финансирование) и налогообложение. На основе финансовых отношений происходит контроль за формированием и использованием денежных средств всех участников финансовой системы РФ.
В современной российской финансовой науке сложились три концепции финансов:
· Распределительная (московская школа, родоначальник Дьяченко В.П.):
Акцент сделан на распределительный характер финансов. Финансы обслуживают процесс распределения и выполняют две функции: распределительная и контрольная.
· Воспроизводственная (ленинградская школа, родоначальник Александров А.М.):
Финансы помимо распределительной и контрольной функции выполняют также производственную (воспроизводственную) функцию, связанную с обслуживанием кругооборота фондов.
Эти две концепции придерживаются того, что финансы носят объективный характер.
· Экономико-правовая (ленинградская школа, родоначальник Вознесенский Э.А.):
Финансы выполняют три функции:
— формирование денежных доходов и фондов .
— использование денежных доходов и фондов .
— контроль за первыми двумя функциями (контроль выполняют не сами финансы, а институты, которые ими управляют!)
Финансы – инструмент регулирования.
Финансы – субъективны.
32. Бюджетная классификация РФ: понятие, назначение, роль.
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Назначение: Бюджетная классификация устанавливает единство формы бюджетной документации, представления необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласованных принципов бюджетного процесса.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
— классификацию доходов бюджетов .
— классификацию расходов бюджетов .
— классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов .
— классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
Перечисленные направления являются едиными на всей территории Российской Федерации и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Роль: бюджетная классификация – это документ, не только выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет Российской Федерации, но и имеющий большое экономическое значение.
Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:
кода главного администратора доходов бюджета . кода вида . кода подвида . кода классификации операций сектора гос. управления
Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.
Классификация доходов:
1) налоговые:
-налоги на прибыль,
-налоги на товары реализуемые на территории РФ и ввозимые на территорию РФ
-налоги на совокупный доход .
-налоги на имущество .
-налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами .
-государственная пошлина .
-задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам .
-страховые взносы на обязательное социальное страхование .
2) неналоговые доходы
-доходы от внешнеэкономической деятельности .
-доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности .
-платежи при пользовании природными ресурсами .
-доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства .
-доходы от продажи материальных и нематериальных активов .
-административные платежи и сборы .
-штрафы, санкции, возмещение ущерба .
-поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации .
-прочие неналоговые доходы .
3 ) безвозмездные поступления:
— безвозмездные поступления от нерезидентов .
— безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы .
— безвозмездные поступления от гос.(муниц.) организаций .
— безвозмездные поступления от негосударственных организаций .
— безвозмездные поступления от наднациональных организаций .
— доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет .
-возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет .
— прочие безвозмездные поступления.
