Тема: «Расходы на реализацию товаров торговых организаций»
Реализация товаров является основным видом деятельности организаций торговли, поэтому в совокупности их расходов преобладающую часть составляют расходы на реализацию товаров, или издержки обращения.
Расходы на реализацию товаров – это выражение в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли – продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Расходы на реализацию представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.
По своему содержанию они являются текущими затратами, расходуются каждый год полностью и требуют ежегодного авансирования. По экономической сути данные издержки отражают потреблённую часть эксплуатируемых ресурсов.
Значение расходов на реализацию заключается в их предназначении: благодаря им обеспечивается нормальный процесс товарного обращения, осуществляется реализация предметов широкого потребления с целью удовлетворения запросов населения.
|
|
Классификация расходов на реализацию товаров позволяет более успешно осуществлять планирование, учёт, оперативное руководство и контроль за хозяйственной деятельностью организаций и предприятий, вскрывать их внутренние резервы. Она обеспечивает сопоставимость расходов и затрат по торговым системам (затраты – стоимостная оценка ресурсов, потреблённых организацией в процессе реализации товаров).
Классификация проводится по ряду признаков:
По экономическому содержанию:
· материальные затраты — отражают стоимость покупных комплектующих, топлива и энергии (транспортные услуги, услуги по ремонту основных средств) .
· затраты на оплату труда (отражают выплаты по заработной плате) .
· отчисления на социальные нужды (отражают обязательные отчисления по установленным законодательством нормам в ФСЗН) .
· амортизация основных средств и нематериальных активов (отражается сумма амортизационных отчислений) .
По отраслям торговой деятельности:
· расходы на реализацию товаров в розничной торговле .
· расходы на реализацию товаров в оптовой торговле .
· расходы на реализацию продукции общественного питания .
· расходы по заготовкам сельскохозяйственной продукции .
По товарам и товарным группам:
· расходы по продовольственным товарам .
· расходы по непродовольственным товарам .
По влиянию изменения объёма товарооборота на сумму и уровень расходов:
|
|
· условно-переменные – изменяются, как правило, пропорционально объёму товарооборота. Сумма их увеличивается либо уменьшается, а уровень остаётся постоянным или меняется незначительно (транспортные расходы, расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, проценты за пользование кредитами и займами (на пополнения оборотных средств) . расходы на тару, потери товаров при транспортировке, расходы на энергоносители) .
· условно-постоянные – в краткосрочном периоде, расходы, сумма которых не зависит от изменения объёма товарооборота, и торговая организация несёт их даже в случае, когда прекращается процесс реализации товаров. Данные расходы требуют постоянного контроля, т.к. они непосредственно воздействуют не величину критических характеристик организации и её устойчивости на рынке (амортизация основных средств, расходы по аренде, затраты и отчисления на ремонт основных средств, расходы на содержание сооружений и помещений, расходы на торговую рекламу). Уровень условно-постоянных расходов обратно-пропорционален объёму товарооборота.
По характеру общественного труда, связанного с образованием стоимости:
· дополнительные — обусловлены продолжением процесса производства в торговле (фасовка, упаковка) .
· чистые — это расходы по организации процесса купли – продажи, содержанию административно- управленческого персонала, расходы на учёт и отчётность .
Расходы, кроме того, учитываются и планируются по статьям и видам затрат в соответствии с установленной номенклатурой (предусмотрена в Методических указаниях по составу и учёту издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утверждённых приказом Министерства торговли РБ от 20.09.2002г. № 86).
Номенклатура включает 19 статей:
1 – Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания .
2 – Транспортные расходы, связанные с доставкой покупателям .
3 – Расходы на оплату труда персонала .
4 – Расходы по аренде (лизингу) основных средств и нематериальных активов .
5 – Расходы на содержание сооружений, помещений, инвентаря .
6 – Амортизация основных средств и нематериальных активов .
7 – Затраты и отчисления на ремонт основных средств .
8 – Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов .
9 – Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд в организациях общественного питания .
10 – Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров .
11 – Расходы на торговую рекламу .
12 – Проценты за пользование кредитами и займами .
13 – Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм . технологические отходы .
14 – Расходы на тару .
15 – Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения (производства) .
16 – Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения (производства) .
17 – Расходы по обеспечению условий труда персонала .
18 – Расходы по управлению и функционированию организации .
19 – Прочие расходы.
Методические указания носят рекомендательный характер для торговых организаций всех форм собственности. Перечень расходов и порядок их включения в издержки обращения предприятий регулируются законодательными и нормативными актами, а также внутренними локальными нормативными актами самой организации. Номенклатура статей даёт возможность учитывать и планировать издержки обращения по экономическим признакам. На основе данных учёта можно контролировать выполнение расчётных показателей и находить внутренние резервы экономии расходов. В практике ценообразования и налогообложения учитываются 16 статей расходов на реализацию.