Качество жизни детей с нарушением интеллекта в первую очередь зависит от ихповеденческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей именяется с возрастом. Необходимо, используя все возможности детей, развивать уних жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они моглисамостоятельно себя обслуживать, ориентироваться в окружающем.
В настоящее время проблеме социализации ребенка синтеллектуальной недостаточностью посвящено значительное количествоисследований.
На данном этапе развития общества весь процесс обучения ивоспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на развитие иформирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиямжизни. Направленное формирование социально-бытовой компетентности детейосуществляется в рамках такого учебного предмета, каксоциально-бытовая ориентировка — СБО.
Основной задачей учителя СБО является – успешнаясоциализация обучающихся.
«Инструментом» учителя при формировании навыков,способствующих социализации детей с нарушением интеллекта, может статьпроведение специально разработанных занятий с использованием сюжетно-ролевыхигр, направленных на создание в группе детей дружеской атмосферы и доверия, наформирование навыков сотрудничества и взаимодействия, на обучение социальноприемлемым способам выражения эмоций, совладания с гневом и агрессией, наразвитие позитивного самоотношения.
Сюжетно- ролевые игры – один из самых эффективных способов социализации,коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляетсяпринцип обучения: учить играя. Наряду с этим этот метод является самым сложнымметодом обучения детей с нарушением интеллекта. Трудности возникают из-занеумения учащихся выступать в роли актеров, их неуверенности всебе, невозможности детей самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию,из-за их эмоциональных и поведенческих особенностей.
Сюжетно-ролевая игра — воссоздание тех или иных бытовыхситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни.
В каждом разделе курса СБО есть темы уроков, на которых, длялучшего усвоения учебного материала необходимо проведение игр с распределениемролей между участниками, которые вступают в определённые отношения в различныхситуациях.
По классификации сюжетно-ролевая игра относится к творческимиграм, то есть при данном виде игровой деятельности у ребенка имеется огромныйарсенал творческих возможностей, полная свобода выбора действий, который можетрешить исход игры.
Чтобы сюжетно — ролевая игра имела эффект науроке, педагогу надо знать алгоритм проведения игр:
— выбрать тему;
— определить действующих лиц;
— обрисовать психологический портрет персонажа и обстановку, в которой будетпроисходить действие.
Содержанием игры становятся отношения между людьми, поэтому ходигры необходимо направить так, чтобы обучающиеся могли создавать модели этихотношений. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка кдругим участникам игры.
И самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основноеместо.
При организации урока в форме сюжетно-ролевой игры работаю по следующейструктуре:
Я использую сюжетно-ролевые игры, т. к.считаю, что они: придают общению коммуникативную направленность, создают условияреального общения;
· • развиваютязыковую компетенцию воспитанников; • позволяют раскрыть личностный потенциалкаждого воспитанника, развивают его положительные качества: активность, самостоятельность;
• помогают успешной социализациивоспитанников • являются важным компонентом в воспитательном процессе с точкизрения здоровьесбережения.
·
· Сюжетно –ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления.Используем лишь наглядность, детали костюмов. Воспитанники выполняютопределённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог. В сюжетно-ролевыхиграх обучаю воспитанников ситуациям, где они воспроизводят деятельностьвзрослых и их взаимоотношения. На базе сюжетно-ролевых игр воспитанникиприобретают определенные сведения, овладевают навыками поведения и общения. Подмоим руководством дети получают представление о том, как поступать в той илииной ситуации. Подражая мне, они стараются совершать действия в соответствии слогикой развертывания событий. Руковожу игрой на всех стадиях обучения длятого, чтобы она носила организованный характер.
Использование сюжетно-ролевых игрприменимо при изучении многих тем, например:
«В библиотеке», «Поведение вобщественных местах», «Поездка в автобусе», «Зоопарк», «Приём гостей», «Вмагазине» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры позволяют не только закреплять ирасширять знания обучающихся о различных сферах жизни и быта людей (например,о магазинах и их отделах, правилах покупки товаров в них, о различных видахгородского транспорта, правилах поведения в транспорте и т.п.), но инакапливать практический опыт общения, уверенность в себе, предупреждатьтревожность, настороженность у обучающихся и улучшать эмоциональное состояниедетей.
Перебирая игровые ходы — варианты, ребёнок учитсяследовать требованиям норм поведения в различных ситуациях, в том числе таких,которые могут спровоцировать неправильные поступки.
Обучающий эффект данного метода зависит от того, насколько детинастроятся на игру, почувствуют себя участниками событий, а так как игрыпроходят в кабинете, то нужно создать иллюзию пребывания на улице, в магазине,в автобусе, дома и т.д.
Немаловажное значение для создания нужной обстановки имеетреквизит.
Положительный результат игры во многом зависит от действийучителя во время её проведения. Высказывания учителя должны быть достаточноэмоциональными и выразительными.
Результатом использования сюжетно-ролевой игры является:
— адекватноерешение жизненных ситуаций обучающимися;
— повышениевыразительности и эмоциональной окраски речи обучающихся:
— развитиекоммуникативных навыков обучающихся с нарушением интеллекта, расширяющихвозможности социализации учащихся;
-развитие устной речи учащихся.
Эти результаты указывают, что использование сюжетно-ролевойигры на уроках положительно влияет на развитие коммуникативныхнавыков, коррекцию эмоциональной сферы, повышают общую культуру речевойкоммуникации обучающихся, способствуют решению проблемы социализацииобучающихся с нарушением интеллекта.
По моим наблюдениям почти все обучающиеся выпускных классов безбоязни посещают общественные места, могут осуществлять элементарные покупки вмагазине, пользоваться общественным транспортом.
Мною разработаны сюжетно-ролевыеигры по каждой, изучаемой в 7 классе теме на уроках СБО, составленотематическое планирование с учетом проведения сюжетно-ролевых игр при изучениитемы и её закреплении.
С самого начала работы над сюжетно-ролевой игрой мной былиразработаны критерии, по которым с сентября 2021 года до марта 2022 годаотслеживалась эффективность использования данного вида деятельности, при помощиметода наблюдения. Проводя сравнительный анализ полученных данных, можноотметить, что в связи с внедрением сюжетно-ролевой игры происходят качественныеизменения социально-бытовой ориентировки в целом.
Положительные изменения были отмечены в содержании общетрудовыхумений: увеличилось количество общетрудовых умений. Так, если на начальномэтапе выполнения задания по показателю « умение ориентироваться в здании»средний уровень был выявлен у 1 воспитанницы (Магомедова М), то послеповторного выполнения задания был выявлен ещё у 3учащихся (Халилов А, УружбековГ, Шихахмедова Б,), а у двух учащихся (Гаджиева З, Габибов И) низкий уровень уменияориентироваться в здании. При использовании практических методов обучения, а вчастности сюжетно-ролевых игр социально- бытовые умения, навыки формируютсялегче, чем при использовании традиционных методов. Поскольку игроваядеятельность более интересная, желанная то и на уроке атмосфера болеекомфортная и формировать умения легче, когда учащиеся идут на контакт сучителем. Совместнаяработа в сюжетно-ролевой игре, позволяет «лучше узнать друг друга, сплачивает и объединяет».
В сюжетно- ролевую игру стараюсь включать всех детей, ноучитываю их способности при распределении ролей.
Например при проведении игры «Магазин». В магазине один отдел«Школьные принадлежности».
Игра начинается с беседы о школьных принадлежностях, о правилахповедения в магазине, с использованием иллюстрированного материала.
Прежде чем начать игру, нам нужно распределить роли- выбратьпродавцов и покупателей.
Продавец занимает своё место, становится за прилавок.
Предлагаю детям выбрать школьные принадлежности с прилавок(прилавками служат ученические парты). Наблюдаю за детьми, что они выберутпервым.
Халилов Амир- удивительный ребёнок. Первым взял в руки цветныекарандаши и альбом.
На уроках рисования он раскрылся с хорошей стороны. Очень любитрисовать, раскрашивает очень ярко.
Уружбеков Гасан выбирает постоянно цветной картон, клей, альбом.Гасан с лучшей стороны раскрылся на уроках ремесла. Вырезает, раскрашивает,начинает с энтузиазмом, но быстро устаёт, пропадает интерес.
Магомедова Мария занимает ключевое место в каждой игре. Чрезмерноподвижна во время игры, слишком говорлива. Стремиться к лидерству. Выбирает сприлавок самое яркое, обязательно возьмёт ручку с красной пастой, онапредставляет себя в роли учителя.
Я заметила, что дети ни разу не выбирали тетради в широкую линию.А если предлагаешь им купить тетрадь, они отказываются. Проявляют они это вразной форме: кто-то тихо возьмёт положить на место, Бике и Мария объясняют,что не умеют в такой тетради писать, Гасан начинает нервничать, таким образомон проявляет своё несогласие.
Гаджиева Зуля – вертится на месте, может простоят у прилавканесколько минут и ничего не выбирает. Ей безразлично, что положишь к ней всумку. Часто во время игры специально раздражает детей. Постоянно отвлекается,требует дополнительного контроля учителя.
Габибов Исмаил в процессе игры не может сконцентрироваться назадании, не понимает не может выполнить инструкцию. Берёт с прилавка всё, ноне всегда понимает для чего он выбрал тот или иной предмет.
Шихахмедова Бике добрая, хорошая девочка. Присматривается, всегдавыбирает тетради, ручки. Во время любой игры задаёт много вопросов, легкорасстраивается, требует к себе внимания, не хочет ждать. Во время игрыздоровается (прощается) в соответствии с ситуацией.
Продавец помогает с выбором. Не забывают, что надо вежливообращаться друг к другу.
Я сопровождаю детей на протяжении всей игры. Рассматриваем, чтопокупатели купили в магазине.
— По показателю « умение отчитываться о проделанной работе» у двухучащихся с низкого уровня повысился до среднего (Магомедова М. и ШихахмедоваБ.) , у остальных остался неизменным.
Повысился уровеньсамостоятельности ( у двух учащихся с низкого уровня до среднего (Халилов А.Уружбеков Г.).
Игра даёт возможность нам увидеть как проявляет себя каждый ребёнок и начто в последующем обращать внимание.
В начале сталкивалась с трудностями, что дети плохо себе представляли чтотакое прилавок магазина и для чего он нужен. Но при повторном проведении сдетьми уроков применяя метод сюжетно- ролевых игр, дети стали вести себяуверенно и самостоятельно выбирают с прилавка, что им нравиться.
Игра «Школьный автобус».
— На чём удобней всего поехать в школу? (показываю картинкуавтобуса).
Автобус сам по себе не поедет, кто нам для этого нужен? (водитель)
Из стульчиков построим автобус. (распределяем роли водителя ипассажиров)
Водитель: Все заняли свои места? Куда мы едем? (В школу)
Акцент делался в этой игре на правила поведения в автобусе.
— А что нельзя делать в автобусе? (Ответы детей)
(кричать, шуметь, баловаться, вставать с места раньше времени,высовывать с окна голову, руку).
Проводятся приёмы обыгрывания моментов и ситуаций поездки вавтобусе.
Вот мы приехали в школу. Поблагодарим водителя и поднимаемся заучителем в класс.
Таким образом, формируются социальные навыки у воспитанников. Прослеживаетсяположительная динамика.
Планирую в дальнейшем включать сюжетно-ролевые игры в учебныйпроцесс, так как это дает возможность разнообразить формы проведения занятий,стимулировать творчество. Сюжетно-ролевые игры открывают значительныевозможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьниковсамостоятельной деятельности, повышает мотивацию к обучению.
Продолжить систематизировать,формировать и совершенствовать у детей необходимые социально-бытовые навыки;
— учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходитьк учащимся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие ихразвития, но и возможности овладения учебным материалом и социально- бытовымумениям и навыками;
— использовать сюжетно-ролевые игры во всех видах практическихзанятий, экскурсиях, тренировочных упражнениях.
Для проведения урока СБО класс делится на2 группы. В первой группе веду я, а во второй Тахмезова Е.В..
В связи с тем, что в настоящеевремя мы временно находимся в стенах школы- интернат №2, мы вынужденыобъеденить две группы в одну, из-за отсутствия свободного кабинета.
Но несмотря на такиевременные условия обучения, уроки проводятся в полном объёме, каждый урокдостигает своей цели.
