Муниципальноеавтономное образовательное учреждение
«Гимназия№5»
Урок русскогоязыка в 9 классе
«Обучение сжатомуизложению»
Автор:
УчительКуркина Е.В.
Г.Стерлитамак 2022
Цельурока:
- выявить принципиальные различия между подробным и сжатым изложением.
Задачиурока:
- формирование знаний способов и приёмов сжатия текста;
- формирование навыков работы с текстом;
- развитие интереса к научным исследованиям.
Планурока.
I. Организационныймомент урока.
II. Постановка целей изадач урока.
III. Актуализациязнаний. Слово учителя.
IV. Знакомство соспособами и приёмами сжатия текста.
V. Практическая работана уроке.
VI. Повторение этаповработы с текстом по написанию сжатого изложения.
VII. Анализ текста.
VIII. Написание сжатогоизложения.
IX. Повторениеграмматики. Синтаксис сложного предложения.
X. Итоги урока.
XI. Домашнее задание.
Ходурока:
I.Организационный момент урока.
II.Постановка целей и задач урока.
— Сегодня на урокебудем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия текста, попытаемсяответить на вопрос, касающийся важности научных исследований.
III.Актуализация знаний. Слово учителя.
Подробное изложение– максимально полное воспроизведение исходного текста ссохранением его композиционной и языковой особенностей.
Сжатое изложение– краткое изложение исходного текста с передачей существеннойинформации, при котором исключаются подробности.
Основным условиемуспешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является,во-первых, полноценное понимание исходного текста. Если текст непонят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, в таком случаеработа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста техили иных элементов. А во-вторых, для успешной работы над сжатым изложениемважным условием является владение навыками сокращения текста.
Присжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей, но основныемысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц должны бытьпереданы без искажения. Краткий пересказ выявляет степень понимания текста.Поэтому овладение навыками сжатия текста, применение их во время ГИА – залогуспешной сдачи экзамена.
IV.Знакомство со способами и приёмами сжатия текста.
— Выделяют три способасжатия (компрессии) текста:
1.Объединение.
2. Замена.
3.Удаление.
V.Практическая работа на уроке.
Для закрепления возьмёмтакие примеры и попытаемся применить названные способы.
Первоначальныйвариант
Конечный результат |
|
1.«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения». |
«В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу». |
2. «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки». |
« На лугу росли цветы». |
3. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…» |
«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном». |
VI.Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.
Этапыучебной деятельности
Учебная деятельность |
|
1. Этап определения темы текста. Ответ на вопрос: «О чем текст?» |
Как определить тему? Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428
|
2. Этап определения идеи текста. Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?» |
Что нам помогает сформулировать идею?
|
3. Этап определения структуры текста. Назовите композиционные части текста. |
Композиция текста – построение текста. |
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы |
Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их. Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию. |
5. Этап моделирования сжатого изложения. |
Как соединить содержание микротем в текст? лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические |
VII.Анализ текста.
— Познакомимся стекстом, проанализируем его.
Географическиеназвания.
(1)Имена рек –старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду именабольших, самых прославленных рек Земли.
(2)Древние люди,гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё времяперебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своихсовременников в борьбе за самые удобные для жизни места.
(3)Бывало по-разному.(4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко:вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)Топришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне,теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они,принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей,названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своихпредшественников.
(7)Мы не знаем вточности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этихчужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекреститьпо-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею черезобласти и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так илииначе — великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена,созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, отэпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всёживут.
Задания,которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
1. О чёмговорится в этом тексте?
а) о страхе древнихлюдей перед богами;
б) о переселениидревних людей;
в) оназвании рек;
г) о завоевательныхвойнах древности.
2. Чемотличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?
а)почти невозможно установить их происхождение;
б) они почти никогда неменялись;
в) многие из них позначению связаны со сменой времён года;
г) в них отраженаистория древних междоусобиц.
3.Почемуавтор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?
а) от названия рекпроисходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;
б)названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географическихназваний;
в) названия рекневозможно перевести на другой язык;
г) право называть реки давалинаиболее почитаемым представителям древних племён.
4.Закончитеплан этого текста.
1) Названия рек -_______________________________ .
2) Древние людиборолись за _____________________ .
3) Пришельцы почему-тоникогда _________________ .
4) Два предположения отом, почему _______________
Примерныйвариант выполнения задания №4.
1) Названия рек -старейшины в мире географических названий.
2) Древние людиборолись за удобные для жизни места.
3) Пришельцы почему-тоникогда не меняли названия больших потоков.
4) Два предположения отом, почему так поступали пришельцы.
5.Дополнитеэтот фрагмент примерами из текста.
Автор сочетаетинформативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует словавысокого стиля («____________» из предложения №6), подчёркнутой анафоройсинтаксический параллелизм(предложения №4 и ____ ), __________ («как шумнаярека»). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придаеттексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.
Примерныйвариант выполнения задания №5.
Автор сочетаетинформативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует словавысокого стиля («благоговейно» из предложения №6), подчёркнутой анафоройсинтаксический параллелизм (предложения №4 и № 5), сравнение («как шумнаярека»). Слово разговорного стиля («поди » из предложения №9) придает текстуинтонацию доверительно-непринуждённой беседы.
VIII.Написание сжатого изложения.
1.(Запишите главнуючасть первого предложения.)
___________________________________ _______________________
2.Древние люди, пытаясьнайти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ .
3. Пришельцы,захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегдасохраняли (что?) __________ .
4.Мы не знаем, почему________ .
5.Может быть, они__________ _____________ _____________ .
6. Может быть, рекутрудно _________, потому что она протекает через __________ .
7.Так или иначеназвания рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________
Имена рек – старейшиныв мире географических названий.
Древние люди, пытаясьнайти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.
Пришельцы, захватываяновые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегдасохраняли названия больших рек.
Мы не знаем, почему онитак делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку труднопереименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе -названия рек сохраняются и ныне , переходя от поколения к поколению.
IX.Повторение грамматики. Синтаксис сложного предложения.
Задание: записатьпредложения, составить его схему, дать комментарий.
А) Тогда напрасно выприбегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.
(«СмертьПоэта») [ – = ]1 : [ – = ]2, и [– = ]3
Предложение с разнымивидами связи: бессоюзной (2-е предложение указывает на причину того, о чемсказано в 1-м; средство связи – интонация) и сочинительной (средство связи –соединительный союз и).
Я б желал навеки такзаснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…
(«Выхожу один я на дорогу…»)
Сложноподчиненноепредложение с однородными придаточными образа действия. Параллельноесоподчинение. Средства связи – подчинительный союз чтоб.
X.Итоги урока. — Чему был посвящен наш урок?
— Какие приёмы сжатиятекста рассматривали?
— Что включает в себятаблица, которую рассматривали на уроке?
— Можно ли данный уроксчитать своеобразным научным исследованием?
XI.Домашнее задание.
Повторить теоретическийматериал урока, написать сжатое изложение
