X-PDF

ТЕАТР И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО БАРОККО

Поделиться статьей

Комедию масок — commedia delarte — можно считать самым древним искусством, и эта зрелищная импровизационная драма не случайно достигла своего расцвета в эпоху барокко. В комедии дель арте театр взял верх над литературой, ибо главным в комедии масок были не написанные для актеров сюжеты, где рассказан ход пьесы и указана последовательность выходов, а их импровизированные диалоги, шутки и

проделки. Разумеется, актеру не приходилось каждый вечер импровизировать роль, он играл свою маску всю жизнь, постепенно сживаясь с ее характером и накапли­вая запас фраз, движений и комических положений. Множество масок возникало на короткий миг и исчезало, но главные комедийные характеры оставались неизмен­ными: знаменитый венецианский купец Панталоне — ревнивый, нерешительный и бестолковый, в неизменном коротком камзоле, плаще с капюшоном, красных чул­ках . его слуги — плуты и повесы Бригелла и Арлекин, наряженные в костюмы, один — в полосатый, а другой — из разноцветных кусочков . служанка Коломбина, простак Тарталья, забияка Скарамуш. Кроме того, в каждой пьесе непременно имелась влю­бленная пара. Каждая итальянская маска говорила на диалекте родного города. При стереотипных драматических ситуациях и нескольких шаблонных «характерах», выраженных определенными масками, свободно импровизирующих свои роли, с особенной силой проявлялось индивидуальное мастерство актера.

Второй значительной формой театрального искусства XVII в. стала опера. В оперном искусстве драма подчинялась музыке, лишавшей сценическое действие той динамичности, которая была присуща комедии дель арте. Опера потребовала иной архитектуры театрального помещения, иного устройства сцены, иного деко­ративного оформления, обеспечивающего опере зрелищность, Первым архитекто­ром-декоратором был Джованни Баптиста Алеотти (1546-1632). Он возвел впе­реди просцениума арку иуглубил сценическую площадку на 20 м, создав тем самым новую конструкцию сцены — сценическую коробку. Арка давала возможность закры­вать на время сцену занавесом и менять декорации. Декоративное убранство сцены полностью отвечало эстетике барокко и имело целью произвести впечатление по­давляющего великолепия, значимости, роскоши. В барочном театре все было гран­диозным, преувеличенным: если пейзаж, то с могучими деревьями, если дворец, то с изобилием колонн, арок, статуй. Величавость зрелища усугублялась иллюзор­ной перспективой, превращавшей сцену в часть вселенной.

Барокко обогатило театр живописными костюмами. В театре Шекспира и Лопе де Беги актеры одевались в подлинные костюмы знати, которые доставались им «с барского плеча». В комедии дель арте актеры выступали в наряде, который ука­зывал либо на профессию — купец, юрист, доктор, воин, куртизанка, либо на пси­хологическую характеристику — болтун, хвастун, развратница. В театре барокко впервые костюмы создавались для сцены и должны были ошеломлять богатством отделки, обилием драпировок, разнообразием ткани. Костюм стал важным деко­ративным элементом театрального действа и начал оказывать влияние на при­дворную моду, проявляясь в необыкновенно пышных, изобилующих украшениями модах XVII в.

Особенность театра барокко заключалась в том, что он превратился постепен­но в закрытое помещение и обусловил появление специальной отрасли архитекту­ры -строительство театральных зданий. В закрытом помещении возникла пробле­ма освещения, которое превратилось из технического средства в художественное. В театре применялись различные осветительные эффекты: яркий свет, темнота с мерцающими огнями, фейерверк, дымовая завеса и пожар — излюбленный сцениче­ский эффект в театре барокко. Таким образом, динамика присутствовала не только в движениях актеров, но и в подвижности самой сцены: постоянно обновляющиеся декорации приобретали особую динамичность из-за полета колесниц по воздуху, движения облаков, изображения волнующегося моря. Мир барочного театра стал подвижен и изменчив так же, как архитектура и живопись барокко.

Вобяастидекоративно-прикладногоискусстванаибояееингереснойпредставяя- ется мебель, отличающаяся тяжеловесностью форм и прихотливым орнаменталь-

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

ным декором. В Испании распространение получили кресла и стулья на точеных ножках с высокими спинками, обитые кожей с тисненым орнаментом, который часто дополнялся росписью золотом. В Германии вошли в моду массивные дву­створчатые гамбургские шкафы на ножках в форме шаров с мощными карнизами и «лучковым» фронтоном посередине. Во Фландрии невероятно фантастическо­го вида орнамент — ормушлъ (от нем. ohrmuschel — ушная раковина) использовал­ся в отделке спинок кресел и деревянных панелей. Мебель постепенно приоб­рела на. столько сложные криволинейные очертания, что вместо резного декора использовались бронзовые накладки. Вошли в моду также шкафы, секретеры, сто­лики, криволинейные поверхности которых украшали рисунком из кусочков шпона различных пород дерева, имеющих свою окраску и рисунок. Этот новый вид декора — деревянная мозаика, появившийся впервые во Фландрии, а затем в Германии и Франции, называется маркетри (от фр. marqueterie — «испещренный знаками»).

Одним из проявлений стиля барокко в декоративно-прикладном искусстве стали изделия из богемского стекла, поскольку техника стеклянной резьбы наибольшее развитие получила в Южной Германии и Чехии, территория которой когда-то на­зывалась Богемией. Это стекло было абсолютно прозрачным и толстостенным, по­этому его гранили, как драгоценные камни, и получали резные, сверкающие алмаз­ными гранями изделия, названные за их блеск хрусталем (от греч. krystallos). Из богемского хрусталя делали ограненные бокалы и большие кубки в виде перевер­нутого колокола с точеными ножками, а также люстры и зеркала.

Аллегория Земли. Шпалера. Палаццо Публике Сиена

 

Стены интерьеров в эпоху барокко затягивали дорогим глазетом — тканью с вплетенными в рисунок золотыми и серебряными нитями, брюссельскими шпале­рами с бахромой и кистями. Их своеобразие заключалось в соединении изобрази­тельных КОМПОЗИЦИЙ С обилием фигур, декоративных ДрапирОВОК И ПЫШНЫХ бор-

дюров из букетов, фруктов и птиц. Самые знаменитые брюссельские шпалеры были созданы по картонам Рубенса, и вместе с усложнением изобразительных ком пози­ций, с их no-рубенсовски барочным великолепием, усложнился и бордюр, допол­нившийся архитектурными деталями: витыми колоннами, карнизами, картушами, гирляндами из плодов,


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет