Комедию масок — commedia delarte — можно считать самым древним искусством, и эта зрелищная импровизационная драма не случайно достигла своего расцвета в эпоху барокко. В комедии дель арте театр взял верх над литературой, ибо главным в комедии масок были не написанные для актеров сюжеты, где рассказан ход пьесы и указана последовательность выходов, а их импровизированные диалоги, шутки и
проделки. Разумеется, актеру не приходилось каждый вечер импровизировать роль, он играл свою маску всю жизнь, постепенно сживаясь с ее характером и накапливая запас фраз, движений и комических положений. Множество масок возникало на короткий миг и исчезало, но главные комедийные характеры оставались неизменными: знаменитый венецианский купец Панталоне — ревнивый, нерешительный и бестолковый, в неизменном коротком камзоле, плаще с капюшоном, красных чулках . его слуги — плуты и повесы Бригелла и Арлекин, наряженные в костюмы, один — в полосатый, а другой — из разноцветных кусочков . служанка Коломбина, простак Тарталья, забияка Скарамуш. Кроме того, в каждой пьесе непременно имелась влюбленная пара. Каждая итальянская маска говорила на диалекте родного города. При стереотипных драматических ситуациях и нескольких шаблонных «характерах», выраженных определенными масками, свободно импровизирующих свои роли, с особенной силой проявлялось индивидуальное мастерство актера.
|
|
Второй значительной формой театрального искусства XVII в. стала опера. В оперном искусстве драма подчинялась музыке, лишавшей сценическое действие той динамичности, которая была присуща комедии дель арте. Опера потребовала иной архитектуры театрального помещения, иного устройства сцены, иного декоративного оформления, обеспечивающего опере зрелищность, Первым архитектором-декоратором был Джованни Баптиста Алеотти (1546-1632). Он возвел впереди просцениума арку иуглубил сценическую площадку на 20 м, создав тем самым новую конструкцию сцены — сценическую коробку. Арка давала возможность закрывать на время сцену занавесом и менять декорации. Декоративное убранство сцены полностью отвечало эстетике барокко и имело целью произвести впечатление подавляющего великолепия, значимости, роскоши. В барочном театре все было грандиозным, преувеличенным: если пейзаж, то с могучими деревьями, если дворец, то с изобилием колонн, арок, статуй. Величавость зрелища усугублялась иллюзорной перспективой, превращавшей сцену в часть вселенной.
Барокко обогатило театр живописными костюмами. В театре Шекспира и Лопе де Беги актеры одевались в подлинные костюмы знати, которые доставались им «с барского плеча». В комедии дель арте актеры выступали в наряде, который указывал либо на профессию — купец, юрист, доктор, воин, куртизанка, либо на психологическую характеристику — болтун, хвастун, развратница. В театре барокко впервые костюмы создавались для сцены и должны были ошеломлять богатством отделки, обилием драпировок, разнообразием ткани. Костюм стал важным декоративным элементом театрального действа и начал оказывать влияние на придворную моду, проявляясь в необыкновенно пышных, изобилующих украшениями модах XVII в.
|
|
Особенность театра барокко заключалась в том, что он превратился постепенно в закрытое помещение и обусловил появление специальной отрасли архитектуры -строительство театральных зданий. В закрытом помещении возникла проблема освещения, которое превратилось из технического средства в художественное. В театре применялись различные осветительные эффекты: яркий свет, темнота с мерцающими огнями, фейерверк, дымовая завеса и пожар — излюбленный сценический эффект в театре барокко. Таким образом, динамика присутствовала не только в движениях актеров, но и в подвижности самой сцены: постоянно обновляющиеся декорации приобретали особую динамичность из-за полета колесниц по воздуху, движения облаков, изображения волнующегося моря. Мир барочного театра стал подвижен и изменчив так же, как архитектура и живопись барокко.
Вобяастидекоративно-прикладногоискусстванаибояееингереснойпредставяя- ется мебель, отличающаяся тяжеловесностью форм и прихотливым орнаменталь-
ным декором. В Испании распространение получили кресла и стулья на точеных ножках с высокими спинками, обитые кожей с тисненым орнаментом, который часто дополнялся росписью золотом. В Германии вошли в моду массивные двустворчатые гамбургские шкафы на ножках в форме шаров с мощными карнизами и «лучковым» фронтоном посередине. Во Фландрии невероятно фантастического вида орнамент — ормушлъ (от нем. ohrmuschel — ушная раковина) использовался в отделке спинок кресел и деревянных панелей. Мебель постепенно приобрела на. столько сложные криволинейные очертания, что вместо резного декора использовались бронзовые накладки. Вошли в моду также шкафы, секретеры, столики, криволинейные поверхности которых украшали рисунком из кусочков шпона различных пород дерева, имеющих свою окраску и рисунок. Этот новый вид декора — деревянная мозаика, появившийся впервые во Фландрии, а затем в Германии и Франции, называется маркетри (от фр. marqueterie — «испещренный знаками»).
Одним из проявлений стиля барокко в декоративно-прикладном искусстве стали изделия из богемского стекла, поскольку техника стеклянной резьбы наибольшее развитие получила в Южной Германии и Чехии, территория которой когда-то называлась Богемией. Это стекло было абсолютно прозрачным и толстостенным, поэтому его гранили, как драгоценные камни, и получали резные, сверкающие алмазными гранями изделия, названные за их блеск хрусталем (от греч. krystallos). Из богемского хрусталя делали ограненные бокалы и большие кубки в виде перевернутого колокола с точеными ножками, а также люстры и зеркала.
Аллегория Земли. Шпалера. Палаццо Публике Сиена |
Стены интерьеров в эпоху барокко затягивали дорогим глазетом — тканью с вплетенными в рисунок золотыми и серебряными нитями, брюссельскими шпалерами с бахромой и кистями. Их своеобразие заключалось в соединении изобразительных КОМПОЗИЦИЙ С обилием фигур, декоративных ДрапирОВОК И ПЫШНЫХ бор-
дюров из букетов, фруктов и птиц. Самые знаменитые брюссельские шпалеры были созданы по картонам Рубенса, и вместе с усложнением изобразительных ком позиций, с их no-рубенсовски барочным великолепием, усложнился и бордюр, дополнившийся архитектурными деталями: витыми колоннами, карнизами, картушами, гирляндами из плодов,