X-PDF

Театр на Таганке. Творчество Ю. Любимова

Поделиться статьей

Теа́тр на Тага́нке (Московский театр драмы и комедии на Таганке) — московский драматический театр, основанный в 1946 году, преобразованный в 1964-м Юрием Любимовым.

Содержание

История создания[править | править вики-текст]

Театр на Таганке

Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году . главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров[1]. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана[1][2].

В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, — в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначенЮрий Любимов, в то время более известный как актёр Театра им. Вахтангова[1][3].

В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта[3]. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева[4].

Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, — в театр пришли Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов[5], и в дальнейшем Любимов постоянно пополнял труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 60-х Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие[5][6]. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов,Всеволод Соболев[5][6]. К прежнему наименованию Любимов добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки»[3].

Юрия Любимова увлекли идеи «эпического театра» Брехта: «В этом драматурге, — писал он, — нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру, то есть меня увлекает эстетика Брехта. Есть театр Шекспира, театр Мольера, есть и театр Брехта…»[7] Возглавив Театр драмы и комедии, Любимов повесил в фойе три портрета: Б. Брехта, Е. Вахтангова и Вс. Мейерхольда . позже, по настоянию райкомапартии, добавил и К. С. Станиславского[8]. Родство любимовской «Таганки» с театром Станиславского для специалистов так и осталось проблематичным[9][10], но уроки Мейерхольда, Вахтангова и особенно Брехта легко узнавались во всех спектаклях так называемой «классической» «Таганки» (до 1981 года)[11].

Под руководством Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими конструкциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. В 60—70-х годах это был один из самых посещаемых театров столицы.

Среди спектаклей в первые годы преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь…» (по А С. Пушкину), «Послушайте!» (по В. Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е. Евтушенко). Позже им на смену пришли многочисленые инсценировки прозаических произведений: «Мать» М. Горького, «Что делать?» Н. Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Дом на набережной» Ю. Трифонова и др.

Разделение[править | править вики-текст]

Представленная информация была полезной?
ДА
58.74%
НЕТ
41.26%
Проголосовало: 1076

Театр на Таганке и Содружество актёров Таганки

В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР.

В 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старом здании, которое перестроено из кинематографа (электротеатра), построенного в 1911 года архитектором Г. А. Гельрихом.

В 2011 году в результате конфликта с актёрами Юрий Любимов покинул театр. В течение полутора лет «Таганку» в качестве директора и художественного руководителя возглавлял Валерий Золотухин . 4 марта 2013 года он подал в отставку по состоянию здоровья, и новым директором на следующий день был назначен Владимир Флейшер, ранее возглавлявший Центр имени Мейерхольда[12]

Скандалы[править | править вики-текст]

26 марта 2014 года на имя спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко было отправлено письмо от представителей альтернативного профсоюза театра[13]. В нём было сказано о том, что подписанты опасаются превращения театра «в оплот „либералов-белоленточников“» в связи с появлением на сцене театра проектов «в духе одиозного „Гоголь-центра“», который «пропагандирует свои взгляды и цели со сцены Таганки». Виновными считают руководство театра, которое «рьяно привлекает всех „болотных“ крикунов на подмостки знаменитого театра, предоставляя им трибуну для провозглашения разрушительных прозападных идей и технологий, являющимся на самом деле вседозволенностью[14]».

Сенатор от Курганской области Олег Пантелеев в свою очередь обвинил театр в том, что «в этих спектаклях пропагандируется насилие, гомосексуализм, педофилия, суицид». В качестве примеров он заявил о том, что в театре якобы прошел документальный фестиваль «Майдан», на который пришли молодые люди с повязками украинской организации «Правый сектор», писателю Дмитрию Быкову была заказана пьеса с пародией на органы безопасности, на день полувекового юбилея театра был назначен бенефис музыканта Юрия Шевчука, а 9 мая ожидается премьера спектакля «Сны о войне» «с оскорбительным содержанием». Чиновник призвал «повлиять на ситуацию в нашем любимом театре, где выступали прославленные актеры, приостановить процесс развала и сохранить высокие традиции русского репертуарного театра, дать должный отпор безнравственности». Валентина Матвиенко предложила направить обращение на имя главы Минкульта вместе с письмом профсоюза. Директор Театра на Таганке Владимир Флейшер назвал заявления Пантелеева недостоверными[14].

Минкультуры перенаправило запрос в Департамент культуры Москвы, которому и подчиняется театр. Глава пресс-службы московского ведомства Алла Семенышева заявила о том, что мэрия Москвы считает «враньем» высказывания Олега Пантелеева о Театре на Таганке и будет требовать от сенатора публичных извинений ибо, ни один из тезисов сенатора не соответствует действительности[13].

Любимов Юрий Петрович 1917 -… Россия (СССР) «Все основные конфликты между актёром и режиссёром происходят оттого, что актёра мало интересует весь замысел. Но и режиссёр обязан сделать общую экспликацию своего замысла» Любимов Ю.П., Рассказы старого трепача, М., «Новости», 2001 г., с. 237. Русский актёр, театральный режиссёр, создатель и художественный руководитель Театра на Таганке, где поставил более 50 спектаклей. Работал актёром, в 42 года начинает ставить театральные спектакли как режиссёр. В 1964 году Ю.П. Любимову было предложено возглавить не пользующийся популярностью Театр драмы и комедии на Таганке. Власти разрешили взять в театр труппу выпускников курса Ю.П. Любимова из театрального училища и снять спектакли прежнего репертуара. «Таких людей отличает ещё и одержимость. Первые десять лет Юрий Петрович Любимов почти не выходил из своего театра. Каждый день, с десяти утра до трёх часов дня — репетиции, иногда мучительные, но всегда в полную силу, в напряжённом ритме, а вечером он присутствовал на спектакле». Демидова А.С., Бегущая строка памяти: автобиографическая проза, М., «Эксмо», 2003 г., с. 79. «Строит постановку режиссёр, а не актёры. Я ставлю спектакль как балет: полшага в сторону — и всё погибло. А у актёров настроения иждивенческие, от них иногда можно услышать: «Вы сами плохой актёр, давно не играли, поэтому требуете от нас невозможного». Ансамбль звёзд — это ещё не спектакль. Да хоть бы звёзд! А то ведь жалкие дилетанты! Это Станиславский приучил нас к тому, что каждый актёр — сам себе режиссёр. Вот они и не вписываются в партитуру. Я, когда начинаю работать над спектаклем, уже знаю, как он будет поставлен, в какой манере — будет это масло, акварель, графика или плакат. Мне всё уже ясно, а господин актёр продолжает выписывать свой характер «по Станиславскому». И жалуется, что режиссерская диктатура уничтожает в нём творца! В общем, театр — это сволочное дело. Денег не платят. Спектакли — каждый день. С каждым будь дипломатом — с начальством, с актёрами, с художниками, с машинистом сцены». Любимов Ю.П., Рассказы старого трепача, М., «Новости», 2001 г., с. 353. «На премьере публика, как всегда, ждёт от Таганки и её лидера какого-то сюрприза. И она его получает. Невысокий, но крепкий, мускулистый, стремительный в движениях Галилей (его играл В.В. Высоцкий — Прим. И.Л. Викентьева) выходит на сцену с подзорной трубой в руке, смотрит в небо, а потом — р-раз — запрыгивает на стол и делает стойку на руках. Свой первый монолог он произносит в этом положении. Ну, кто из вас может повторить такой поворот от лжи к правде, от заблуждения к истине? Кстати, во время приемки спектакля министерские чины пытались «отредактировать» начало: это, мол, слишком. А Любимов им: «Президент Индийской республики Джавахарлал Неру каждый свой день начинал с того, что несколько минут стоял на голове, и это не помешало ему пользоваться уважением во всем мире». Они сердито ответили: «Мы проверим», — но крыть-то было нечем». Новиков В.И., Высоцкий, М., «Молодая гвардия», 2005 г., с. 84. «… я эти отношения всегда с актёрами устанавливал (даже оперными): вам не нравится — покажите, что вам удобно. И если я вижу, что это лучше того, что я предлагаю, я с радостью соглашусь, но, к сожалению, это редко бывает. И их нельзя обвинять: они не видят целого. Не знаю, тут какая-то путаница и странности происходят, актёры всегда обижаются, независимо от того, какие они актёры: балетные, оперные, драматические, ведь никто не отнимает их дара исполнительского, но это другая профессия — режиссёра, кто-то должен делать целое…» Александр Минчин, Юрий Любимов / Двадцать интервью, М., «Изографус» . Эксмо-пресс», 2001 г., с. 99. В 1983 году в ответ на запрет Властей показывать в Москве спектакль «Борис Годунов» и ограничить показ пьесы по мотивам жизни и творчества В. Высоцкого, главный режиссёр Театра на Таганке Ю.П. Любимов даёт интервью лондонской газете «Таймс»: «Мне сейчас 65 лет, и у меня просто нет больше времени дожидаться, когда, наконец, правительственные функционеры начнут понимать культуру, которая достойна моей родины. […] Я могу понять, что всё, что я здесь сказал, не слишком понравится чиновникам, но я старый человек и думаю, что они должны вести со мной диалог. Я не верю, что они изменятся. […] Меня приговаривали ко всем возможным наказаниям, никогда не вели со мной серьёзного разговора, но всегда читали мне нотации. Может быть, они подобны Сократу, и я просто ещё не сумел проникнуть в глубину их мудрости. […] Я буду бороться за то, чтобы понять эту мудрость».


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.74%
НЕТ
41.26%
Проголосовало: 1076

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет