Театральнаядеятельность как педагогический инструмент
Театр -это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиватьсяполноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой единыйорганизм.
Н.Э.Басина выделяет следующие общие черты театральной и педагогическойдеятельности:
— вектороминтереса театра и педагогики всегда были человеческие отношения, взаимодействиечеловека и мира;
-профессия учителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера.Публичность — специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации;
— и втеатральной, и педагогической деятельности активно используется игра.
По мнениюЛ.С. Выготского «наряду со словесным творчеством драматизация, или театральнаяпостановка, представляет самый частый и распространенный вид детскоготворчества». Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самимребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связываетхудожественное творчество с личным переживанием. Другой причиной близостидраматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой.Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой,этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е.содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
Погружениев мир театра в детском возрасте создает в сознании человека определенныеидеалы, которые впоследствии несут только положительную энергетику.
Следующийаспект: театр — искусство коллективное. И дети постигают здесь то, чего невсегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс в школе.Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности передпартнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду,смелость.
Театральнаяпостановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детскоготворчества. Дети сами сочиняют, импровизируют или подготовляют пьесу,импровизируют роли, иногда инсценируют какой-нибудь готовый литературныйматериал. Это — словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям,потому что оно приобретает смысл как часть целого; это есть подготовка илиестественная часть целой и занимательной игры. Изготовление бутафории,декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчествадетей. Дети рисуют, лепят, вырезывают, шьют, и опять все эти занятияприобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец,сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работуи дает ей полное и окончательное выражение.
Основнымязыком театра является игра-действие, а признаками — диалог. Игра в начальныхклассах играет немаловажную роль, она «ведет» за собой обучение. Именнотеатральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, являетсяэффективным условием для коррекции высших психических функций как основыформирования речевой деятельности. Театрализованная деятельность, как модельжизненных ситуаций, как «проба» ощутить себя в той или иной среде, создает, какникакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:
— дляразвития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев,освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иногонастроя);
— дляречевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительностиречи, дикции);
— длясамовыражения и самореализации.
Некоторымрезультатом синергии театра и педагогической деятельности можно считатьпоявления театральной педагогики, как отдельной отрасли педагогики.
Насегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая системаупражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативноемышление, память, способность к действию и другие элементы творчества.
К числутворческих элементов относятся:
— вниманиек объекту;
— органы восприятия:зрение, слух и др.;
— памятьна ощущения и создание на ее основе образных видений;
-воображение;
-способность к взаимодействию;
-логичность и последовательность действий и чувств;
— чувствоправды;
— вера инаивность;
— ощущениеперспективы действия и мысли;
— чувстворитма;
— обаяние,выдержка;
— мышечнаясвобода и пластичность;
— владениеголосом, произношение;
— чувствофразы;
— умениедействовать словом.
Овладениеэтими элементами творчества приводит к созданию нормального творческогосамочувствия.
Формывключения театральной деятельности в образовательный процесс разнообразны:
1. Театркак урок
Включениеподобной формы учебной деятельности подразумевает:
-расширение представлений детей о театре;
— ознакомлениедетей с историей театра;
-разработку театральных постановок и их исполнение;
-упражнения на развитие познавательных способностей;
— развитиекоммуникативных способностей ребенка;
— упражнения наразвитие элементов творческой деятельности, необходимых ребенку для участия втеатральной постановке.
Формаурока для театральной деятельности не совсем обычна. Явным недостатком данногоподхода являются временная ограниченность урока и неясность критериевоценивания результативности деятельности учеников на уроке театра.
2. Театркак форма внеклассной работы
Наиболеераспространенный способ включения театральной деятельности в образовательныйпроцесс. Он характеризуется неким отделением стандартной учебной деятельностиот театральной и представляет собой более продолжительные мероприятия,организуемые учителем после урока, схожие по принципу с деятельностью актеров,режиссеров театра.
Всядеятельность здесь строится вокруг школьного театра, состав которого может бытькак поделен на возрастные группы, так и быть смешанным. Зачастую за ведениетеатрального кружка отвечает отдельный педагог-организатор или приглашенныйспециалист с театральным образованием.
Это болееразвития форма организации театральной деятельности, потому как здесь детиучатся путем непосредственного включения в процесс разработки театральнойпостановки и доведения ее до логического конца.
3. Театркак тренинг
Под даннойформой подразумевается использование отдельных элементов театральнойдеятельности в учебном процессе. Это могут проигрывания на занятиях сценок,разбор некоторых наиболее запоминающихся из них, из реальных театральныхпостановок. Здесь не происходит полного включения в театральную деятельность.Театр лишь выступает одним из социокультурных ресурсов построенияобразовательного процесса.
О.Л.Зверева выделила следующие типы театральных занятий:
1.Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую,ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания отеатральном искусстве).
2.Доминантные — доминирует один из указанных видов деятельности.
3.Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены однойтемой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» ит. п.
4.Комплексные — используется синтез искусств, дается представление о спецификевидов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современныхтехнических средствах (аудио-, видеоматериалы).
Объединяютсявсе виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости иразличия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства,по-своему передающих образ.
5.Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает нетолько художественная, но и любая другая деятельность.
6.Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого кпостановке спектакля или его отдельных фрагментов.
На занятиях я часто использую различныевикторины.