X-PDF

Театральная деятельность как педагогический инструмент

Поделиться статьей

Театральнаядеятельность как педагогический инструмент

 

Театр -это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиватьсяполноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой единыйорганизм.

 

Н.Э.Басина выделяет следующие общие черты театральной и педагогическойдеятельности:

 

— вектороминтереса театра и педагогики всегда были человеческие отношения, взаимодействиечеловека и мира;

-профессия учителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера.Публичность — специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации;

— и втеатральной, и педагогической деятельности активно используется игра.

 

По мнениюЛ.С. Выготского «наряду со словесным творчеством драматизация, или театральнаяпостановка, представляет самый частый и распространенный вид детскоготворчества». Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самимребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связываетхудожественное творчество с личным переживанием. Другой причиной близостидраматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой.Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой,этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е.содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

 

Погружениев мир театра в детском возрасте создает в сознании человека определенныеидеалы, которые впоследствии несут только положительную энергетику.

 

Следующийаспект: театр — искусство коллективное. И дети постигают здесь то, чего невсегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс в школе.Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности передпартнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду,смелость.

 

Театральнаяпостановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детскоготворчества. Дети сами сочиняют, импровизируют или подготовляют пьесу,импровизируют роли, иногда инсценируют какой-нибудь готовый литературныйматериал. Это — словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям,потому что оно приобретает смысл как часть целого; это есть подготовка илиестественная часть целой и занимательной игры. Изготовление бутафории,декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчествадетей. Дети рисуют, лепят, вырезывают, шьют, и опять все эти занятияприобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец,сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работуи дает ей полное и окончательное выражение.

 

Основнымязыком театра является игра-действие, а признаками — диалог. Игра в начальныхклассах играет немаловажную роль, она «ведет» за собой обучение. Именнотеатральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, являетсяэффективным условием для коррекции высших психических функций как основыформирования речевой деятельности. Театрализованная деятельность, как модельжизненных ситуаций, как «проба» ощутить себя в той или иной среде, создает, какникакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:

 

— дляразвития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев,освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иногонастроя);

— дляречевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительностиречи, дикции);

— длясамовыражения и самореализации.

 

Некоторымрезультатом синергии театра и педагогической деятельности можно считатьпоявления театральной педагогики, как отдельной отрасли педагогики.

 

Насегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая системаупражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативноемышление, память, способность к действию и другие элементы творчества.

 

К числутворческих элементов относятся:

 

— вниманиек объекту;

— органы восприятия:зрение, слух и др.;

— памятьна ощущения и создание на ее основе образных видений;

-воображение;

-способность к взаимодействию;

-логичность и последовательность действий и чувств;

— чувствоправды;

— вера инаивность;

— ощущениеперспективы действия и мысли;

— чувстворитма;

— обаяние,выдержка;

— мышечнаясвобода и пластичность;

— владениеголосом, произношение;

— чувствофразы;

— умениедействовать словом.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.37%
НЕТ
40.63%
Проголосовало: 1137

Овладениеэтими элементами творчества приводит к созданию нормального творческогосамочувствия.

 

Формывключения театральной деятельности в образовательный процесс разнообразны:

 

1. Театркак урок

 

Включениеподобной формы учебной деятельности подразумевает:

 

-расширение представлений детей о театре;

— ознакомлениедетей с историей театра;

-разработку театральных постановок и их исполнение;

-упражнения на развитие познавательных способностей;

— развитиекоммуникативных способностей ребенка;

— упражнения наразвитие элементов творческой деятельности, необходимых ребенку для участия втеатральной постановке.

 

Формаурока для театральной деятельности не совсем обычна. Явным недостатком данногоподхода являются временная ограниченность урока и неясность критериевоценивания результативности деятельности учеников на уроке театра.

 

2. Театркак форма внеклассной работы

 

Наиболеераспространенный способ включения театральной деятельности в образовательныйпроцесс. Он характеризуется неким отделением стандартной учебной деятельностиот театральной и представляет собой более продолжительные мероприятия,организуемые учителем после урока, схожие по принципу с деятельностью актеров,режиссеров театра.

 

Всядеятельность здесь строится вокруг школьного театра, состав которого может бытькак поделен на возрастные группы, так и быть смешанным. Зачастую за ведениетеатрального кружка отвечает отдельный педагог-организатор или приглашенныйспециалист с театральным образованием.

 

Это болееразвития форма организации театральной деятельности, потому как здесь детиучатся путем непосредственного включения в процесс разработки театральнойпостановки и доведения ее до логического конца.

 

3. Театркак тренинг

 

Под даннойформой подразумевается использование отдельных элементов театральнойдеятельности в учебном процессе. Это могут проигрывания на занятиях сценок,разбор некоторых наиболее запоминающихся из них, из реальных театральныхпостановок. Здесь не происходит полного включения в театральную деятельность.Театр лишь выступает одним из социокультурных ресурсов построенияобразовательного процесса.

 

О.Л.Зверева выделила следующие типы театральных занятий:

 

1.Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую,ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания отеатральном искусстве).

 

2.Доминантные — доминирует один из указанных видов деятельности.

 

3.Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены однойтемой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» ит. п.

 

4.Комплексные — используется синтез искусств, дается представление о спецификевидов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современныхтехнических средствах (аудио-, видеоматериалы).

 

Объединяютсявсе виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости иразличия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства,по-своему передающих образ.

 

5.Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает нетолько художественная, но и любая другая деятельность.

 

6.Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого кпостановке спектакля или его отдельных фрагментов.

На занятиях я часто использую различныевикторины.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.37%
НЕТ
40.63%
Проголосовало: 1137

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет