Автор:
Ядрышникова Юлия
Тюменская область, ХМАО,
Сургутский район, г. Лянтор
СОШ № 6, 3 класс
Название.Пазлы.
Научный руководитель:
Веселова Вера Ивановна,
учитель начальных классов,
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Лянторская средняя
общеобразовательнаяшкола №6»
Почтовый адрес: 628449
Тюменская область, Ханты-
Мансийский автономный округ,
Сургутский район, город Лянтор,
6а микрорайон, строение 51
Введение
В нашидни в любом игрушечном магазине можно найти огромное количество головоломок,связанных с составлением картинок. Самыми сложными из них – пазлами –увлекаются даже взрослые. При этом возникает вопрос: насколько нужны подобныезанятия ребенку? Что это – пустое развлечение или полезная развивающаядеятельность?
Гипотеза:предположим, что пазлы можно изготовить в домашнихусловиях и научиться собирать их по определенному алгоритму.
Объектисследования: пазлы
Предметисследования: техникаизготовления и сборки пазлов
Цельисследования: узнать о пазлахпоподробнее, начиная с истории их появления, обогатить представление о пазлах,как одной из самых занимательных развивающих и обучающих игр для детей.
Задачиисследования:
1. Узнать об истории появления пазлов, их отличительныхособенностях.
2. Познакомить с классификацией пазлов.
3. Раскрыть развивающее значение пазлов.
4. Составить алгоритм сборки пазлов
5. Привлечь внимание к интересным фактам о пазлах.
6. Развивать практический интерес к собиранию картин из пазлов.
7. Научиться самим изготавливать пазлы.
Методы исследования:
1. Теоретические (изучение литературы,изучение проблемы, опрос и анкетирование обучающихся по поставленной проблеме).
2. Заключительно-обобщающие (обобщениерезультатов, выводы и рекомендации по применению полученных знаний напрактике).
Практическаязначимость:
Изготовленные мноюпазлы были использованы на уроках окружающего мира, трудовом обучении, вовнеурочной деятельности («Развитие познавательных способностей», «Я – гражданинРоссии»).
Содержание
Введение…………………………………………………………………………
Глава1. Теоретическая часть
1.1. Разные версиивозникновения пазлов.
1.2. Первое фабричное производство пазлов.
1.3. Виды пазловсегодня.
1.4. Интересныефакты о пазлах.
Глава2. Практическая часть
2.1. Алгоритмсборки пазлов.
2.2.Самостоятельноеизготовление пазлов.
2.3.Социологический опрос обучающихся.
2.4. Анкетированиеобучающихся.
Выводыи рекомендации ………………………………………………………..
Списоклитературы ……………………………………………………………..
Приложения……………………………………………………………………..
Глава1. Теоретическая часть.
1. 1. Разныеверсии возникновения пазлов
В разныхисточниках можно прочитать разные версии возникновения пазлов.
По одной из версий, родиной пазлов является Германия, в которой в 18 векеналадили производство пазлов и их экспорт.
Примеромтому служит известна немецкая картина Джона Кладиуса Саррона, вырезаннаяМартином Энгельбрехтом в Агсбурге в середине 19 века.
Согласнофранцузской версии, пазлы были изобретены во Франции профессиональным педагогоммадам Бомон, которая была француженкой, но в период 1748 – 1762 жила и работалав Англии. Она была руководителем частной школы и выпускала сборник детскихсказок.
В этомсборнике сообщалось о новом методе обучения географии с помощью разрезанныхдеревянных карт. Датская версия гласит, что самые старинные пазлы сделаны вНидерландах в начале 18 века из географических карт в качестве учебного пособияпо географии. (Приложение 1)
Наиболееизвестным родоначальником пазлов считают Джона Спилсбери, членаКоролевского географического общества, который в 1761 году разрезал картуАнглии и Уэльса.
Для изготовления пазла он начал наклеивать черно-белые гравюры географических карт на роскошную тонкую панель из ливанского кедра и красного дерева и разрезать получившийся сэндвич на мелкие куски причудливой формы. Каждый такой кусочек содержал немного географической информации, и, собирая элемент за элементом нужные участки, ученик изучал географию. |
Джон Спилсбери получилпатент на свое изобретение и открыл магазин по продаже карт-пазлов, поставивтаким образом, изготовление головоломок-пазлов на коммерческую основу.
Элементыдеревянных пазлов плохо состыковывались друг с другом и собранную картину,можно было легко разрушить неосторожным движением. Несмотря на высокую цену(больше месячной заработной платы промышленного рабочего), новинка прижилась,постепенно вышла за пределы учебных классов и превратилась в увлекательнуюзабаву для аристократии. Первые пазлы Джона Спилсбери поступили в подажу в 1766году. (Приложение 2)
В течениедесятилетий пазлы использовались только для географических карт. Затем их сталииспользовать и для изучения других предметов, в частности сохранились пазлы изхронологической таблицы с датами правления английских королей и королев.
Чего только в дальнейшем не разделяли на кусочки — портреты, изображенияисторических сражений и даже библейские события, даты известных людей, картинызнаменитых художников.
В 19 векенаблюдается снижение стоимости на пазлы. Это приводит к их большомураспространению и популярности. Черно-белые тона меняются цветными, чтоусиливает интерес людей к «маленьким кирпичикам большого рисунка. Уже ксередине 19 века благодаря широкому распространению в Америке штамповки покартону пазлы значительно подешевели и стали доступны каждому. Это привело кширокой популярности пазлов во всем мире.
В Россиипазлы появились во второй четверти 19 века в Санкт-Петербурге и назывались«пузелями». Литограф и художник П. Вдовичев имел в Санкт-Петербурге собственнуюмастерскую детских игр. Он выпускал картинки, которые надо было раскрашивать,наклеивать на картонку и разрезать на кусочки, чтобы потом опять их складывать.Собирать «пузеля» считалось дорогим, салонным увлечением.
Однако пикпопулярности пазлов наступил в ХХ веке. Пазлы с художественными репродукциямистали изготавливать в качестве развлечения для взрослых. Игра стала популярнымсалонным развлечением в Европе.
1.2.Первоефабричное производство пазлов
Первое фабричное производство пазлов привычных нам скрепляющихся открыла в 1909 году в СШАфирма «Parker Brothers». Предприимчивые американские промышленники решилимаксимально удешевить производство пазлов и стали их изготавливать из картона.Это позволило существенно снизить их цену и, как следствие, привело к широкойпопулярности во всем мире.
Пикпопулярности пазлов приходится в Америке на время Великой Депрессии1929-1933гг. Великая депрессия – это период спада всей мировой экономики в1929-1940 г., хотя сам термин чаще употребляется по отношению к США. В условияхперепроизводства товаров и нехватки денежной массы, инфляции, банкротствапредприятий продажа пазлов достигла небывалой величины – 10 миллионов долларов внеделю.
Пазламибыли увлечены все слои населения. Производители выпускали еженедельныйтематический пазл и устраивали конкурс среди любителей пазлов. Именапобедителей публиковались в воскресных выпусках газет.
В Америкеже во времена Сухого Закона доходило до того, что в крупных городахустраивались соревнования по сборке пазлов. Особенно интересны были командныесостязания, когда собирались огромные картины, состоящие из нескольких тысячдеталей. Вместо репродукций часто брали достаточно фривольные картинки изиллюстрированных журналов, фотографии дорогих автомобилей, роскошных женщин,карикатуры и т.д. Говорят, что даже знаменитый гангстер Голландец Шульц любилна досуге собрать картинку-другую.
Картинкииспользовались самые разные. В России, Украине и Европепредпочитались изображения на тему искусства, в Америке – фотографииавтомобилей, женщин, иллюстрации популярных журналов. Сейчас, наверное, труднопридумать тематику, на которую бы не выпускались пазлы, но совершенно бесспорноодно: пазлы, претерпев множество изменений, и сегодня остаются для одних игройи увлекательной забавой, для других – серьезным и предметным увлечением.
В началеXXI века пазлы продолжают завоевывать популярность теперь уже в Интернете. Вовсемирной паутине существуют множество вариаций этой увлекательной головоломкис разным количеством кусочков и разными принципами их соединения. Пазлыонлайн привлекают внимание все большего количества пользователей.
1.3.Виды пазлов сегодня
Внастоящее время существует большое количество различных видов и модификацийпазлов.
Цель присборе пазлов одна —получить из разобраных элементов единую картину.
Пазлыделятся по размеру элементов и размеру единой картины. Сложность пазла определяетсярисунком, но главным критерием является число элементов — чем оно выше, темпазл больше и сложнее.
Классическийразмер маленького пазла — 54 элемента (пазлы с этим числом элементов ивыше (примерно до 260) являются детскими пазлами и предназначены дляразвития детей как индивидумов.
На детскихпазлах обычно изображают героев вымышленных персонажей, автомобили, кадры измультфильмов.
Картонныеи деревянные пазлы (Приложение 3)
Помимотрадиционных пазлов на картоне с разным количеством элементови видом их нарезки: от распространённой и классической прямоугольной свыступами и выемками до треугольных, круглых, овальных кусочков, а такжекусочков других форм, существуют также деревянные пазлы,изготовляемые из высокосортных пород дерева и покрытые экологически чистымикрасками.
Светящиесяфлуоресцентные пазлы (Приложение 4)
Флуоресцентныеили светящиеся пазлы, поверхность которых покрывается особымсоставом, аккумулирующим свет и заставляющим контуры основных элементов сюжетасветится в темноте.
Объёмныеголографические пазлы-шары (Приложение 5)
Объёмныеголографические пазлы – где в зависимости от угла зренияменяется изображение картинки. Пазлы-шары, представляют собой пластиковые шарысо слегка вогнутыми деталями, при сборке образующими очень прочный шар, ненуждающийся в дополнительном склеивании, который может храниться на специальнойподставке прилагающейся в комплекте.
Фактурныеи велюровые пазлы (Приложение 6)
Фактурныепазлы,поверхность которых выполнена различны материалов, таких как пробка, дерево илияпонская бумага. Сбор такого пала способен подарить как эстетическое так итактильное наслаждение.
Велюровыепазлы,поверхность которых покрыта бархатистым велюром очень приятны на ощупь.
Объемные 3D-пазлы (Приложение 7)
3D-пазлы представляютсобой объёмные пазлы средневековых зданий, машин, кораблей, домиками сполисадниками или Семь чудес света. Использование специального защитного слояпозволяет собрать их таким образом, что конструкция не разваливается на части.
1.4. Интересныефакты о пазлах
Существует международнаяпремия имени Спилсбери, которую вручают людям, внесшим значительный вклад вразвитие признания головоломок. Так, в 2007 году эту премию получила американкаЭнн Уильямс за написание двух книг по истории пазлов и ряда статей повоздействию головоломок на массовую культуру.
Кстати,под термином puzzle, что значит «загадка», в англоязычном мире понимаютвообще любые головоломки. А игру, о которой идет речь, называют jigsaw-puzzle —«лобзиковые» пазлы, имея в виду первоначальный деревянный материал для основыкартинок, который распиливали лобзиком.
Веспазлов с числом элементов около 10 000 составляет более десятка килограмм.
Чем больше элементов, тем меньше деталь — но эта диаграмма справедлива, какправило, только для мозаик с размерами до 200 элементов. Свыше размеры всехэлементов у мозаики с числом деталей в 500 и 10 000 одинаковы.
Размерымозаики колеблются от небольших (около 50 кв. см), до очень больших (несколькоквадратных метров). Например, стандартный размер мозаики из 500 элементов —47х33 см. Существуют также мозаики из небольшого числа элементов (например, 70)с таким же размером — специально для маленьких детей.
Самый большой в мире пазл площадью около 24 кв.м, созданный из черепицы былсобран в России. Сюжетом этого пазла послужила легендарная картина гениальногоЛеонардо да Винчи Монна Лиза (Джаконда).
В2001 году в Либерии была выпущена в обращение серебряная монета, изготовленнаяв виде пазла и посвящённая знакам лунного календаря. (Приложение 8)
Существуетмебель в виде пазлов.
Кухоннаяразделочная доска – вещь незаменимая и удобная. Можно лишь увеличить еёфункциональность. Каждая отдельная доска выглядит как кусочек пазла.(Приложение 9)
Глава 2. Практическая часть
2.1. Каксобирать пазлы?
Собравмного различных пазлов, мы решили составить алгоритм «Как собирать пазлы».
Изобщей массы отбираем кусочки для рамки: с одним гладким краем; с двумя гладкимикраями – эти детали поместим по углам будущей картины, подобрав ихместонахождение по цвету изображения на коробке.
Оставшиесядетали аккуратно раскладываем на подготовленную поверхность, сортируя их поцвету и схожему изображению. Ориентируясь по контрольному изображению накоробке, начинаем выкладывать отдельные блоки изображения.
Нашпазл готов. Все кусочки нашли своё место и существуют как единое целое!
Ачто же делать дальше?
Разбираемпазл и складываем в коробку до следующего раза.
Украшаемкомнату картинами и работами из пазлов.
Собраннуюкартинку используем в быту.
Красивооформленные работы из пазлов дарим своим друзьям.
2.2.Самостоятельноеизготовление пазлов
Изучив научную литературу по теме «пазлы», я изготовила своипазлы, с помощью специального прибора.
Так как мы живем в ХМАО — Югре, мне захотелось, чтобо моем крае смог узнать житель любой другой страны.
Предложила одноклассникам игру, посвященную нашемуродному краю – ХМАО — Югре. С помощью которой ребята в игровойформе, собирая пазлы, могут много интересного узнать о своем округе. Она называется «вопросы на ответы». Такое необычное название у этой игры потому, чтосначала, путем сложения моих пазлов, получаем ответ-картинку, а затемзадаем вопрос к ней.
Когда я изучала литературу о пазлах, то узнала, чтопервые пазлы были –географические карты. И я решила, что первыепредложенное мною задания — будут географические карты мира, России, моегоокруга.
Для изготовления пазлов был использован специальный прибор.(Приложение 10)
2.3. Социологический опрос
В ходе исследовательскойработы был проведён социологический опрос среди одноклассников (учеников 2–Акласса) о пользе собирания различных пазлов.
В ходе опросазадавались следующие вопросы:
Развиваетли пазл мелкую моторику рук и координацию движений?
Развиваетли пазл логическое и пространственное мышление?
Развиваетли воображение и фантазию?
Развиваетли пазл внимание и память?
Результаты опросаотображены в диаграмме. (Приложение 11)
Вывод: Результатыопроса показали, что большинство опрошенных учащихся (92%, 22 человека из 24)считают, что пазлы развивают мелкую моторику рук, координацию движений,развивают логическое и пространственное мышление, воображение и фантазию,внимание и память.
2.4. Анкетированиеобучающихся
Также, в ходе исследования мною было проведено анкетированиесреди обучающихся
2–А класса на предмет собирания пазлов дома.
Были заданыследующие вопросы:
Собираете ли пазлысамостоятельно?
Собираете ли пазлыпри помощи родителей?
Вообще не собираетепазлы?
Вывод:результаты опроса показали, что большинство опрошенных учащихся (75%, 18человек) собирают пазлы сами, 21% (5 человек) собирают при помощи взрослых ивсего 4% (1 человек) не любят собирать пазлы. (Приложение 12)
2.5. Ознакомлениеобучающихся с алгоритмом «Как собирать пазлы»
На урокетехнологии я познакомила своих одноклассников с алгоритмом сборки пазлов. Затемим было предложено собрать созданные мною пазлы — географические карты. Врезультате ребята отметили, что собирать пазлы по алгоритму проще и быстрее.Дополнительно они познакомились с политическими и физическими картами мира,России, ХМАО (Приложение 13).
Выводы
Таким образом, основательно изучивнаучную литературу по теме «пазлы» и хорошо разобравшись в этапах сборкипазлов, я составила алгоритм «Как собирать пазлы». Научила одноклассников самостоятельно ориентироваться при их сборке, а также изготовила свои пазлы при помощи специального прибора.
Заключение
Пазлылюбят складывать и дети, и взрослые. При правильном и творческом подходепроцесс сбора пазлов способен доставлять большое удовольствие.
Я планирую продолжатьначатую работу по созданию пазлов, изготавливая их от самых простыхдо сложных , с тематикой родного края.
Списоклитературы.
1.БабаевД. Пазлы.-М,2004-12стр.
2.КачанЕ.Пазлы для школьников и их родителей.- СПб.,2005-10стр
3.ВиилмаЛ. Пазлы в картинках.-М,2005-27-30стр.
4.СборникПазлы прошлых лет.-М.,2003-58-59 стр.
5.Иллюстрированный толковый словарьрусского языка В. И. Даля. — М.: АСТ, 2006. — С. 69.
6. «Трёхмерные пазлы» из цикла «Как этоделается?» (Discovery Science)
7.Викепедия
Приложения
Приложение 1
Пазлы изгеографических карт
Приложение 2
Первые пазлы Джона Спилсбери
Приложение 3
Картонныеи деревянные пазлы
Приложение 4
Светящиесяфлуоресцентные пазлы
Приложение 5
Объёмныеголографические пазлы-шары
Приложение 6
Фактурныеи велюровые пазлы
Приложение 7
Объемные 3D-пазлы
Приложение 8
Самый большой в мире пазл
Приложение 9
Существуетмебель в виде пазлов
Приложение 10
Прибордля изготовления пазлов
Изготовление пазлов
Приложение11
Приложение 12
Анкетированиеобучающихся
Приложение 13
Сборка пазлов поалгоритму