МКОУ «Сузунская ОШ – И»
Технологическая карта урока
по профессионально – трудовому обучению (Столярноедело)
Тема: «Изготовление скамейки».
Выполнил учитель профессионально – трудового обучения
Владимир Васильевич Рубцов
Сузун 2022г.
Тип урока: уроккомплексного применения ЗУН
Тема: «Изготовление скамейки».
Раздел: «Практическое повторение».
Цель урока: Повторение знаний учащихся о технологических основах и развитие практических навыковизготовления шиповых столярных соединений.
Задачи:
Образовательные:
Повторить с учащимися знания об элементахсоединения УС-3.
Способствовать развитию умений и навыковразметки и выполнения элементов шипового соединения УС-3 с опорой на имеющиесязнания, умения и навыки разметки и пиления древесины поперёк и вдоль волокон.
Коррекционно-развивающие:
Способствовать развитию памяти, речи имышления учащихся;
овладению основными способами мыслительнойдеятельности
(сравнивать, анализировать, выделять главное)
Воспитательные:
Способствовать формированию и развитию
нравственных, трудовых и эстетических качествличности.
Оборудование и материалы:
образцы столярных изделий состоящих из одной инескольких деталей изделие с соединением УС-3 — скамейка
предметные карточки с изображением шипа игнезда:
Карточки с содержанием этапов изготовлениядетали НОЖКА
Технологическая карта изготовления ножки
Заготовки для выполнения практических работ
Инструменты для разметки: линейка,карандаш, угольник, рейсмус.
Инструменты для строгания и выпиливания шипов:рубанок, ножовка с тонким полотном, подкладная доска (стусло).
Основные термины: угловое,серединное, щёчка, боковая грань, внутренняя грань, плечико, торец.
Словарная работа:щёчка, плечико.
ХОДУРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организа- ционный момент |
Приветствие учащихся. Проверка явки учащихся _____________________________________ Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на работу.
|
Построение перед мастерской
________________________ Подготовка к уроку. |
2.проверка ранее полученных знаний. |
Показывает учащимся разные изделия из древесины и обращается с вопросами: «Ребята, обратите внимание на изделия, которые находятся перед вами и ответьте мне на вопросы:_________________________
— что общего у всех этих изделий? (они изготовлены из древесины) одно из этих изделий отличается от других
— покажите это изделие (разделочная доска) — объясните, в чём его главное отличие? (оно состоит из одной детали) Убирает «лишнее» изделие, задаёт вопросы:
— какие столярные операции выполняют при изготовлении изделий из нескольких деталей (пиление, строгание, соединение) — назовите соединения применённые при изготовлении данных изделий? (с помощью гвоздей, клея, шурупов, вполдерева)
|
Рассматривают изделия, вспоминают их названия
________________________ Дают полный ответ.
Слабо успевающим учащимся достаточно дать краткий ответ.
________________________ Поочерёдно вслух проговаривают названия столярных операций
Называют известные им соединения ________________________
|
Повторение сведений полученных на предыдущих уроках.
3. Актуализация знаний, объявление темы урока.
Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1427
______________ 4. Физкульт- минутка |
— какое новое соединение мы рассматривали на уроках в третьей четверти. Как оно называется?
— почему соединение называется угловое серединное?
— из каких элементов состоит это соединение?
— какие бывают гнёзда?
— какое гнездо в соединении УС-3?
— сколько шипов в соединении УС-3?
В каком из находящихся здесь изделий применяется данное соединение?
Правильно. Над изготовлением такой скамейки мы и будем работать до конца третьей четверти на уроках практического повторения. ______________________________________ Сообщение темы урока: Практическое повторение: «Изготовление скамейки». Обратите внимание образец: необходимо узнать из скольких деталей состоит скамейка? Правильно -12 деталей, из которых 5 образуют крышку. К ним мы вернёмся в последнюю очередь. Сегодня мы будем изготавливать деталь «НОЖКА»
Для этого нам надо знать размеры детали и всех элементов, которые присутствуют на ней. Это — ?? подскажите! Правильно гнездо и шипы.
Но, самое главное, необходимо составить план работы. Обратите внимание на доску: здесь вы видите карточки с описанием этапов, на которые я разделил весь процесс изготовления ножки.
Ваша задача расположить карточки в правильной последовательности, подобрать соответствующие эскизы и наборы инструментов. ______________________________________ Теперь, когда у нас есть план работы, я раздам вам заготовки, технологические карты для изготовления ножки и покажу порядок действий при разметке элементов детали.
_______________________________________ Показ и контроль выполнения учащимися комплекса физических упражнений общего воздействия. |
Предполагаемые ответ: угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3 Потому что детали соединяются посередине под углом друг к другу
Гнездо и шип
Сквозные и несквозные
Сквозное
Один
________________________ Записывают тему урока в тетрадь.
Слушают сообщение учителя.
Отвечают : гнездо и шипы
Слушают сообщение учителя.
Работают с карточками у доски
Наблюдают за работой учителя
_____________________ Стоя у верстаков, выполняют комплекс упражнений общего воздействия |
4. Практическая работа. |
Вводный инструктаж учителя: — разъяснение задач и последовательности выполнения практической работы. — инструктаж по Т.Б. при работе разметочными инструментами, пилении и долблении древесины |
Слушают сообщение учителя |
Учащимся выдаются заготовки для изготовления детали «НОЖКА» Текущий инструктаж по ходу выполнения учащимися практической работы.
|
Выполняют практическую работу: 1.Разметка сквозного гнезда и шипов. 2.Долбление гнезда, запиливание шипов. |
|
5. Подведение итогов первого урока.
|
Анализ результатов практической работы. Выявление и обсуждение возможных ошибок.
|
Участвуют в обсуждении проделанной работы. |
2-й урок.
|
||
1. Организа- ционный момент. |
Проверка явки учащихся.
|
Построение перед мастерской. |
Настрой учащихся на урок через работу с пословицей о труде: «Доход не бывает без хлопот». |
Выразительное чтение пословицы. Объяснение значения пословицы. |
|
Объясняю смыл пословицы, и прошу ребят привести примеры пословиц подобных по _______________смыслу.____________________ Задание-игра «Назови лишнее» Выбрать из 4-х слов в столбце одно лишнее и объяснить — почему |
Слушают объяснение учителя Вспоминают известные пословицы о труде
Называют лишнее слово, объясняют свой выбор |
|
2. Краткое повторение содержания первого урока |
Вступительное слово учителя: — На первом уроке мы составили план работы по изготовлению детали «ножка»
|
Слушают сообщение учителя.
Отвечают на вопросы |
4.Физкульт- минутка. |
Комментарий и контроль выполнения физкультминутки для снятия напряжения с глаз.
|
Сидя за партами, выполняют комплекс упражнений для снятия напряжения с глаз.
|
5 Практическая работа. |
— инструктаж по Т.Б. при долблении и пилении древесины
Текущий инструктаж по ходу выполнения учащимися практической работы.
|
Слушают инструктаж
Продолжают выполнение практической работы: 1.Разметка сквозного гнезда и шипов. 2.Долбление гнезда, запиливание шипов.
По окончании работы производят уборку рабочих мест |
6.Подведение итогов урока. |
Подвожу итоги урока:
Проверяю результаты практических работ, указываю учащимся на допущенные ими ошибки
Оцениваю результаты работы учащихся в течении всего занятия. Выставляю оценки Сообщаю о предстоящей работе на следующий урок. |
Каждый ученик докладывает о результатах выполненной им практической работы.
Слушают учителя.
Готовятся к перемене.
|
