X-PDF

Технологическая карта открытого занятия по теме Осень

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение МБДОУ детский сад №12 «Аленушка»                  

  с. Восток

 

 

 

 

 

Технологическая карта логопедическогозанятия с использованием нетрадиционных техник рисования

Тема: «Осень. Прогулка в осенний лес» 

 

 

 

                                                                                                                       Выполнила:

Учитель – логопед

Номокнонова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Восток

2022г.

Ф.И.О. учителя — логопеда

Номоконова Анастасия Анатольевна

Возрастная группа

Воспитанники подготовительной группы, зачисленные на логопункт — 5 человек.

Логопедическое заключение

ФНР

Образовательная область

Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Тип занятия

Закрепление, активизация полученных знаний

Тема занятия

«Осень. Прогулка в осеннем лесу»

Цель

Создание условий лексико – грамматических категорий, развитие связной речи.

Задачи

Коррекционно — образовательные

Коррекционно — развивающие

Корекционно — воспитательные

согласовывать существительные и прилагательные в женском роде, мужском роде и среднем роде;

— совершенствование грамматического строя речи;

— учить согласовывать движения с речью;

— познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования (оттиск, отпечаток листьями) в игровой мотивации;

 

— развитие связной речи через составление предложений;

— формирование развития фонематического восприятия уточнение границ слова, звуковой анализ и синтез;

— развитие мелкой моторики;

— развитие зрительного восприятия и внимания

— учить отвечать на вопросы полным предложением;

 

— воспитывать умение работать в коллективе.

— воспитывать контроль за собственной речью

Оборудование

Осенние листья, конверт с письмом, белая бумага, гуашь, салфетки, вода, кисти, прикладные листы, картинки с изображением деревьев рябины, тополя, клена, березы, портрет И.А. Бунина, изображения следов зайца 8 штук, картинки тучка, солнышко.

Словарь

Ветер, деревья, дождь,  дуть, земля, листва, листопад, листья, мокрый, моросить, непогода, осенний, осень, пасмурно, пасмурный, погода, срывать, холодно, холодный, багряный, лиловый.

Развивающая предметно – пространственная среда

Проектор, ноутбук, магнитофон;

Организационная  структура и содержание логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы, способы, приемы работы

Форма организации деятельности детей

Деятельность

Учителя — логопеда

Деятельность детей

 — продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

— развивать интерес к художественной литературе.

—  создать условия для возникновения у воспитанников  внутренней потребности включения в  образовательный процесс

1.Вводный (организационный момент)

4 мин

Стимулирование и мотивация к деятельности.

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение темы занятия

подгрупповая

Дети заходят в зал под музыку. Становятся в круг.

Здравствуйте дети! Здравствуйте гости! Дети давайте поздороваемся с нашими гостями.

— Ребята, посмотрите в окно, какая сегодня погода?  Да верно сегодня (солнечная, пасмурная, дождливая) погода.

— Ребята а вы слышите музыку? Закройте глаза послушайте и почувствуйте, с каким временем года можно сравнить эту мелодию? Почему?

Посмотрите, на какой из этих картин изображена осень? А что еще изображено на картине?

— Верно, на картине изображен осенний лес.

— дети, а как можно еще изобразить, показать осень, какими средствами?

(нарисовать красками, с помощью музыки, стихотворения, песни).

— вы любите гулять в осеннем лесу?

Послушайте стихотворение И.А.Бунина,

 — Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной. Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой. Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной.

 Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой. Вступает в пестрый терем свой…

— какими замечательными словами описал И. А. Бунин, осенний лес.

—  Давайте отправимся с вами в осенний лес на прогулку.

— куда мы с вами сегодня отправимся?  

А чтобы нам туда попасть нужно сказать волшебные слова

-я говорю и показываю, а вы повторяете

Дети входят в зал под музыку и приветствуют гостей и  друг друга улыбкой

Дети смотрят в окно, и отвечают на вопрос…

Осень, осенний лес

 Дети отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

— формировать лексико-грамматические навыки; навыки словоизменения и словообразования

— учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания

— совершенствовать навыки образования антонимов.

2 Основная часть

 

7 мин.

Логоритмическое упражнение Мы – листики осенние

 

 

 

 

 

 

— создание проблемной ситуации;

 

 

 

 

 

 

Отгадывание загадок

 

 

 

 

 

Игровой метод

— игра «Белкин орех»

 

 

Игра «Подбери признак»

 

Образовываем качественные прилагательные

Игра «Назови, какая погода?»

 

 

подгрупповая

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Звучит громкая музыка  – шум ветра

— ребята, а что это так шумит? А как шумит? Сколько много листьев осыпалось с деревьев!

Как называется явление, когда листья опадают?

Что он сделал с нашими тропинками?

Посмотрите, что это среди листьев лежит?(делает вид, что читает письмо), тут написано, мы сможем вернуться в детский сад, если выполним все  задания.

Ой в конверте еще что –то есть, это же загадка

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Представленная информация была полезной?
ДА
60.52%
НЕТ
39.48%
Проголосовало: 1297

Листья желтые летят,

Ёжик листья собирает,

Свою норку утепляет.(Осень)

Краснеют и желтеют,

С деревьев опадают,

В воздухе кружатся

И на землю ложатся (листья)

 

Нахмурится, насупится,

В слезы ударится –

Ничего не останется (туча)

 

 

— Ой! посмотрите, белочки играли на полянке и оставили орех.

— ребята кто знает, как называется этот орех?

Поиграем с грецким орехом в игру «Назови ласково»

Большой лес — маленький лесочек

Большой лист — маленький листочек

Сильный дождь — слабый дождик

Большой куст — маленький кустик

Большая ветка – маленькая веточка

Большая туча — маленькая тучка

 

Дети, а какая бывает погода осенью, например:

Когда идет дождь – какая погода  дождливая,

Когда дует ветер – ветреная,

Когда на улице холодно — холодная

Когда на улице ясно – ясная

Когда на улице пасмурно – на улице пасмурная погода.

 

— Ребята посмотрите, что это? Как вы думаете, чьи это следы?

— верно это следы зайца, давайте посмотрим, куда они ведут.

 

Дети повторяют движения за логопедом

 

 

 

 

Листопад

Засыпал

 

Слушают педагога

 

 

Дети придумывают слова

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети образовывают слова антонимы, передавая друг другу орех

 

 

 

 

 

Дети дают ответ полным предложением

 

Рассматривают следы

Дети вместе с логопедом идут по следам и подходят к столу

— дыхательное упражнение

3 Оздоровительный момент (дыхательная гимнастика)

1 мин

тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

 

 

 

 

 

 

 

 

Регуляция силы голоса

 

подгрупповая

— ребята осенние листья очень приятно пахнут

— давайте подышим ароматом осеннего леса!

— встаньте прямо, возьмите листок за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица.

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф…

И качает так листок — ф-ф-ф…

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок — ф-ф-ф…

И качает так листок — ф-ф-ф…

 

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый      а-а-а…

Рябиновый — и-и-и…

Березовый — о-о-о…

Дубовый — у-у-у…

Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».

— молодцы,  как вы пропели, весь лес разбудили,

продолжаем наше путешествие

Дети выполняют дыхательные упражнения

— развитие зрительного восприятия и внимания;

— совершенствование лексико — грамматического строя речи;

— образование относительных прилагательных, единственное и множественное число прилагательных;

 

5 мин

Наглядный метод;

Игра «Узнай лист, листья»

 

 

 

 

 

ИКТ (работа с проектором)

Презентация

«Что бывает и чего не бывает осенью»

подгрупповая

На столах лежат листочки и картинки с изображением деревьев.

— ребята посмотрите, ветер и здесь разбросал все листья с дерева,  это лист с осины называется – осиновый, листья осины – осиновые, ветка осины – осиновая, прикрепите осиновый лист к осиновому дереву.

— А это лист березы, как называется лист и т.д.

 

 

— ребята посмотрите, Что бывает и чего не бывает осенью,

— снегопад бывает осенью?

— листопад и дождь бывает осенью?

— в водоемах купаются?

— ледоход бывает осенью?

— осенью собирают урожай?

— пчелы осенью не летают?

— когда расцветают подснежники?

— грибы собирают осенью?

 

 

 

 

— молодцы, вам нравится наша прогулка?

Я предлагаю вам стать художниками и нарисовать осенние листочки необычным способом 

А чтобы нарисовать, надо пальчики размять

Дети выбирают изображения листьев и соотносят их к соответствующему дереву, при этом проговаривают как называется лист.

Детям рассматривают презентацию на проекторе, и отвечают на вопросы, определяя, что бывает и чего не бывает осенью;

 

 

 

Дети проходят и садятся за свои рабочие  места

Пальчиковая гимнастика

Упражнения

1 мин

Показ действий;

подгрупповая

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя, листья осины, листья дуба мы соберем,

К маме букет мы отнесем

 

— загибают пальцы, начиная с большого. Сжимают и разжимают кулаки.

Загибают пальцы начиная с большого.

«шагают» пальцами по столу.

4. Этап

практический

5 мин

творческое упражнение

подгрупповая

—  логопед показывает  порядок выполнения оттиска (отпечатка).

Как правильно выполнить задание: гуашевой краской закрашиваем лист со стороны

прожилок, аккуратно переворачиваем листок, держа  его за черенок и прижимаем  к бумаге, выполняя отпечаток.

— Давайте много раз приложим наш листок, чтобы у нас получился ковер самолет и мы могли вернуться в детский сад. — Звучит негромкая музыка и дети выполняют отпечатки с осенних листьев на лист бумаги.

Посмотрите какой красивый ковер у нас получился…

Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад..

Самостоятельная деятельность. Дети выполняют  отпечатки  с осенних листьев на своих местах.

5 этап рефлексии

 

2 мин

 

Фронтальная, индивидуальная

— молодцы, дети! Хорошо поработали! Спасибо вам за помощь! Теперь мы с вами вернулись в детский сад! Вам понравилось занятие?

Где мы с вами сегодня были?

— Ребята, у меня в руках тучка и солнышко. Я предлагаю сравнить свое настроение после занятия с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

Дети анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия.

Выбирают «облако» или «тучку», что соответствует их настроению.

 

 

 

 

 

Методическаялитература, интернет — ресурсы:

 

1.      ФиличеваТ.Б., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи, 2009

2.      https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-dyhatelnoi-gimnastiki-dlja-podgotovitelnoi-grupy.html

3.      Инновационнаяпрограмма дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — 6 –е изд.,, испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.52%
НЕТ
39.48%
Проголосовало: 1297

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет