Технологическая карта по биологии потеме: Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных. 7класс
Педагогическая цель |
Сформировать представление о представителях класса Земноводные |
Задачи урока |
Образовательная: ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека.Развивающая: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу, развитие исследовательских умений. Воспитательная: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности, бережного отношения к природе. |
Тип, вид урока |
Освоение нового материала, комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) |
формировать умение объяснять признаки животных, характеризовать группы животных, влияние природы на животных; объяснять роль представителей животных в жизни человека |
Личностные результаты |
Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
УУД (метапредметные) |
Регулятивные УУД 1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. 2.Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 3.Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4.Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Познавательные УУД 1.Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. 2.Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач. 3.Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.). Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
|
Понятия и термины |
земноводные |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
-Какую тему изучали на прошлом уроке биологии?
Фронтальный устный опрос 1. Расскажите о строении тех особенностей покровов тела рыбы, которые указаны в строке 1 вашего варианта. 2. Какими костями образованы части скелета, указанные которые указаны в строке 2 вашего варианта? 3. Каково значение органов пищеварительной системы, указанных и строке 3 вашего варианта? 4. Сравните насекомых и рыб по той особенности кровообращения, которая указана в строке 4 вашего варианта, и выявите различия. 5. Какими органами представлены структуры, указанные в строке5 вашего варианта?
|
Учащиеся отвечают на вопросы, слушают мнение одноклассников
|
Личностные: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности |
||||||||||||||||||||||||
Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. |
Сегодня мы с вами рассмотрим класс животных, которые вам уже хорошо известны и имеют важное значение в жизни человека
|
Формулируют тему урока ставят цели |
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; устанавливать причинно следственные связи Представленная информация была полезной? ДА 58.96% НЕТ 41.04% Проголосовало: 1111 |
||||||||||||||||||||||||
Усвоение новых знаний и способов действий |
Организует деятельность учащихся: Презентация «Общая характеристика земноводных» В учебнике на стр. 117 изучите материал о трех отрядах земноводных
|
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, работают с учебником в группах |
Познавательные: устанавливать причинно следственные связи Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом виде и развернутом в соответствии с целью учебного задания, способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. |
||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
|
Учащиеся выполняют упражнения
|
|
||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление изученного материала |
Проверить усвоение материала об особенности строении лягушки, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных. Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы: 1.Форма тела: а) тело обтекаемое, сплющено с боков б) тело короткое, голова без видимых границ переходит в туловище. 2.Покровы тела: а) кожа голая влажная; б) тело покрыто чешуёй и слизью. 3. Органы движения: а) имеются парные и непарные плавники, хвост; б) имеются 2пары конечностей (задние конечности имеют стопы с перепонками между пальцев), хвоста нет. 4.Органы дыхания: а) имеются жабры; б) жабры отсутствуют. 5. Органы чувств: а) имеются ноздри, глаза без век; б) имеются ноздри, барабанные перепонки, глаза выпучены с кожистыми веками.
Задание: определи, к какой группе относится живой организм |
Воспринимают информацию, работают с тетрадями Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание.
|
Коммуникативные: Формирование умения самостоятельно работать над творческим заданием.
Коммуникативные: Умение слушать других людей. Личностные: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Познавательные: умение структурировать материал, анализировать информацию. |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности |
Оцените себя: Я знаю представителей класса земноводные Я умею давать характеристику классу Я знаю, на какие группы делятся земноводные.
|
Осуществляют самоанализ деятельности |
Познавательные: Определяют степень овладения новыми знаниями Регулятивные: Проводят самооценку своим действиям Коммуникативные: сотрудничества с учителем и обучающимися |
||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов |
Отмечаю степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оцениваю работу учащихся на уроке, комментирую оценки.
|
Слушают учителя, Записывают задание |
Личностные: Формируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию
|
Конспект урока.
- Актуализация знаний
Какую тему изучали на прошломуроке? (рыбы)
Перед вами таблица (2 слайд),отвечаем устно, каждый на свой вариант. (фронтальный устный опрос)
- Мотивация
Все верно, а теперь обратимся кслайду (3 слайд). Какие организмы вам уже известны? (рыбы) И как вы думаете,какую тему мы будем сегодня изучать? (земноводные) (4 слайд)
И что мы поставим целью нашегоурока? (слайд 5)
- Усвоение новых знаний
Класс Земноводные, или иначеназывают Амфибии, включает животных, которые могут обитать и на суше, и в воде.(6 слайд) Появились земноводные примерно 350 млн лет назад от древнихкистеперых рыб (ныне вымерли). Первые земноводные, которые имели конечности идышали с помощью легких и кожи – стегоцефалы. Именно они дали началосовременным земноводным и пресмыкающимся.
(7 слайд) Какие особенности имеетэтот класс. Тело земноводных подразделяется на туловище, конечности и голову,на которой расположены пара ноздрей и пара глаз, защищенных веками. Кожа голаяи влажная, имеет железы, через которые выделяется слизь. (Как думаете, длячего? Потому что участвует в кожном дыхании)
Дышат легкими и через кожу, ноимеются представители, которые имеют наружные жабры.
Два круга кровообращения, сердцетрехкамерное.
(8 слайд) Температура теланепостоянная (хладнокровные животные, температура зависит от окружающей среды).Из-за этого активны представители этого класса только в теплое время года исуток. При наступлении холодов впадают в оцепенение
(9 слайд) Это раздельнополыеживотные. Оплодотворение может быть как внутренним, так и наружным. Самки икруоткладывают в воде. Личинки, которые появляются, не похожи на взрослую особь, аскорее напоминают личинку рыб. У них сначала появляются наружные жабры, сердцедвухкамерное и один круг кровообращения, имеют. Затем начинают происходитьметаморфозы (появляются конечности, исчезают жабры, исчезает хвост. Через 2-3месяца головастик превращается во взрослое животное.
(10 слайд) Это малочисленный класс– всего около 4 тыс видов. Делятся все представители на три отряда – Безногие,Хвостатые, Бесхвостые.
А сейчас обратимся к учебнику.(Деление на группы, самостоятельная работа с учебником по отрядам, устныеответы обучающихся)
- Физкультминутка
- Первичное закрепление
(11 слайд) В своих тетрадкахписьменно самостоятельно ответьте на тест. (Проверить ответы)
(12 слайд) По очереди по цепочкеответьте, к какому отряду относятся данные представители.
- Рефлексия, подведение итогов
Подведем итог сегодняшнего занятия.Кто согласен с моим высказыванием поднимает правую руку, кто не согласен –левую. (Я знаю представителей класса земноводные, Я умею давать характеристикуклассу, Я знаю, на какие группы делятся земноводные.)
(13 слайд) Всем спасибо за урок!
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
-
2 слайд
Повторение
-
3 слайд
-
4 слайд
Тема урока:
Земноводные
(Амфибии) -
5 слайд
Цель урока:
Сформировать представление о представителях
класса Земноводные -
6 слайд
Происхождение
Появились 350 млн лет назад
Предковая группа – кистеперые рыбы
Первые земноводные — стегоцефалы
земноводные
пресмыкающиеся -
7 слайд
Особенности строения
Аксолотль -
8 слайд
Земноводные — хладнокровные
При понижении температуры впадают в оцепенение -
9 слайд
Размножение
-
10 слайд
Земноводные
Безногие
Хвостатые
Бесхвостые -
11 слайд
Проверим усвоенное!
1.Форма тела:
а) тело обтекаемое, сплющено с боков
б) тело короткое, голова без видимых границ переходит в туловище.2.Покровы тела:
а) кожа голая влажная;
б) тело покрыто чешуёй и слизью.3. Органы движения:
а) имеются парные и непарные плавники, хвост;
б) имеются 2пары конечностей (задние конечности имеют стопы с перепонками между пальцев).
4.Органы дыхания:
а) имеются жабры;
б) жабры отсутствуют.5. Органы чувств:
а) имеются ноздри, глаза без век;
б) имеются ноздри, барабанные перепонки, глаза выпучены с кожистыми веками.
Ответы: 1-б, 2-а, 3-б, 4-б, 5-б -
12 слайд
К какому отряду относятся представители:
-
13 слайд
Спасибо за урок!