X-PDF

Технологическая карта по литературному чтению А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (3 класс)

Поделиться статьей

                                                                                        ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯКАРТА                                                       

Урок: Литературное чтение 

УМК:  «Школа России»

Класс: 3 «Б»

Учитель: Каширина Л. А.

Тема

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель

развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык  литературного произведения; воспитание  любви к  русской литературе  и  гордости за Россию.

Задачи

обобщить знаний детей и выяснить глубину понимания главной мысли произведения; обучить составлению сравнительной характеристики героев с опорой на текст произведения; развивать навыки выразительного чтения стихотворного текста; воспитывать интерес к чтению, любви к книге, способности сопереживать;  воспитывать нравственные качества; воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Тип урока

Обобщающий

Познавательные УУД

 

1. Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 

Коммуникативные УУД

 

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

Регулятивные УУД

 

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

 

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

Методы и формы обучения

Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный, практический.

Форма: фронтальная, индивидуальная

Основные понятия

сказка, иллюстрация, кластер.

Образовательные ресурсы

 

Конспект, учебник, мультимедиа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

 

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

       I.            Организационный этап

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя и готовности к уроку.

Фронтальная, индивидуальная

 

 

-Здравствуйте, ребята!

 

Слышите – звенит звонок,

Добро пожаловать к нам урок.

 

— Проверим готовность к уроку. На столе у вас должны лежать учебник литературного чтения, дневник и пенал.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место
к уроку

    II.            Целеполагание.

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового знания.

 Сообщение темы урока, определение задач.

-Ребята, посмотрите, какой сказочный персонаж пришел к нам сегодня на урок?

 (Кот учёный) (Слайд № 1)

-Из какого произведения он к нам пожаловал? (поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

-Что любит рассказывать кот учёный? (сказки)

— Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите

слово «сказка»?

(Добрая, интересная, волшебная, бытовая, о животных, превращения, добро побеждает зло, справедливый конец, чудеса, волшебные предметы).

— Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.

— Ребята, из какой сказки эта иллюстрация ?           (Слайд № 2)

— Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская. Написал А.С.Пушкин в 1831 г.)

— Сегодня на уроке мы завершаем  работать над «Сказкой о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче

и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина». (Слайд № 3)

-Ребята, а вы любите читать сказки?

-Значит, цель сказки не просто развлечь, а дать какой-то нравственный урок.

Называет автора и произведение, с которым будет проходить работа на уроке.

Узнают тему урока. Самостоятельно формулируют задачи урока.

 III.            Работа по теме урока

Цель: усвоение новых знаний и способов действий; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения.

1.Аналитическая беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Выборочное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. С. Пушкин о сказке сказал, что  «сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»    (Слайд № 4)

-Как вы понимаете эти слова? (Любая сказка — это вымысел (ложь), но в сказке есть поучительный момент, который нужно усвоить).

— Сегодня на уроке мы поговорим об нравственных уроках этой сказки, о добре и зле, о любви и корысти, о наказании и прощении.

— Мы сказали, что сказка волшебная. Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации.

— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)

— В тексте вы должны найти строчки к каждой иллюстрации:

 •         Слайд 5. Разговор сестер.

•          Слайд 6. Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.24%
НЕТ
40.76%
Проголосовало: 1126

•          Слайд 7. Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.

•          Слайд 8. Обман царя.

•          Слайд 9. Спасение матери с младенцем.

•          Слайд 10. Спасение лебеди от злого коршуна.

•          Слайд 11. Первое чудо.

•          Слайд 12. Князь Гвидон узнал о втором чуде.

•          Слайд 13. Третье чудо князя Гвидона.

•          Слайд 14. Царевна Лебедь.

•          Слайд 15. Встреча с отцом.

Мы восстановили последовательность событий сказки и убедились, что в сказке много волшебства.

Анализирует произведение. Следит за ответами учащихся. Корректирует и дополняет. Формулирует вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Соотносят иллюстрацию с текстом сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Цель: снятие усталости и напряжения; 

 внести эмоциональный заряд.

 

 

 

 

 

 

 

Эта сказка вдохновила к творчеству не только художников, но и композиторов.

Произведения Пушкина очень музыкальны. По ним постав­лены оперы и балеты, написаны песни и романсы.  Композитор Римский-Корсаков, прочитав эту сказку, просто влюбился в ее поэтические строки и решил написать оперу-сказку на этот сюжет. Сейчас мы прослушаем отрывок «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

— Ребята! Вы будете не только слушать музыку, а имитировать движения, которые я вам буду называет (Слайд № 16)

• Изобразите волны, набегающие на берег.

• Изобразите летящую царевну Лебедь.

• Изобразите Гвидона, натягивающего лук.

• Изобразите танцующую белку, поющую песенки.

• Изобразите богатырей, выходящих из моря

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляет показ упражнений для предотвращения усталости.

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют упражнения за учителем.

 IV.            Закрепление изученного материала.

Цель: закрепление знаний и способов действий; организация выполнения учащимися: самостоятельной работы, фронтальной проверки и исправления ошибок.

1. Творческое задание (работа в парах). Составление кластера.

 

А теперь поговорим о ее героях. Какие они добрые  или злые?

Составление кластера (работа в парах) (Слайд № 17)

Давайте составим характеристики этих героев.

 

(князь Гвидон, царь Салтан, царевна Лебедь, ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха.)

 

— Ребята, давайте дадим характеристику нашим героям: царь Салтан,  князь Гвидон,  царевна Лебедь, ткачиха повариха и сватья баба Бабариха.

 (справедливый, добрый, доверчивый, умный, умеет прощать, злые, завистливые, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный, мужественный, честный, эгоистичные, скромная, щедрая, добрая.)

 

-Каких героев в сказке больше, добрых или злых?

(Положительных героев в сказке больше. Они добрые, умные, великодушные).

 

Даёт целевую установку. Раздает детям карточки с заданными героями сказки для составления кластера.

Корректирует и дополняет ответы детей.

Получают карточки с заданными героями сказки, составляют кластер.

Зачитывают характеристики сказочных героев.

Отвечают

на вопрос.

2. Беседа.

1.Почему ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха так поступили со своей сестрой – царицей и её сыном?

 2. Хорошее ли это качество – зависть?

3. Почему князь Гвидон хотел, чтобы у него в городе были и чудо-белка, и 33 богатыря, и прекрасная царевна?

4. Какой эпизод сказки вам понравился больше всего? Почему?

Даёт целевую установку. Корректирует и дополняет ответы детей.

Отвечают

на вопросы.

    V.            Итог урока. Рефлексия.

Цель: обобщение и систематизация знаний, подведение итогов.

1.Обобщающая беседа.

 

2.Рефлексия.

 

3.Домашнее задание.

Вернемся к фразе А. С. Пушкина «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» и сделаем вывод:

— В чем главный смысл сказки и какие нравственные уроки извлекли мы с вами из нее? (Слайд № 18)

А делать вывод вы будете, передавая сердце друг другу.

 (Ответы детей)

 

Вывод: (Добро и любовь побеждают зависть и зло. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а учиться радоваться за других.)

 

 Выставление оценок.  В течение урока за работу на уроке

 учащиеся получают жетоны (5 и более жетонов – оценка «5»,

3-4 жетона – оценка «4», меньше 3-х жетонов – оценка «3»).

 

Домашнее задание (на выбор). (Слайд № 19)

1. Написать в тетради небольшое сочинение, которым вы попытаетесь ответить на вопрос:

  • Чему нас учит князь Гвидон?
  • Чему нас учит царевна Лебедь?

2. Выучить наизусть понравившийся отрывок сказки (не менее 20 строчек).

 

— Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке и закончить наш урок следующими строками:

 

Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда, — вот вам подсказка,

И пронесете сквозь года вы счастье!

 

 

Подводит итог урока. Организует рефлексию. Выставление оценок.

Запись домашнего задания.

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы. Делают вывод.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

Записывают домашнее задание.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.24%
НЕТ
40.76%
Проголосовало: 1126

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет