X-PDF

Технологическая карта по теме Грибы 5 класс

Поделиться статьей

Технологическая картаурока

Учитель: Кирдябкина Екатерина Александровна (МОАУ «СОШ №17 г. Орска»)

Тема урока: Грибы

Класс: 5

Тип урока: «открытие»  новых знаний

 Цели по содержанию:

обучающие:  ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов.

развивающие:  развитие  у учащихся умения планировать свою деятельность, умениедействовать по образцу.

воспитывающие:  формирование у учащихся  мотивации  к  обучению ипознавательной деятельности.

Планируемые  результаты учебного занятия :

Предметные:  

Знать– характеристики царства грибов, отличия и сходства  грибов от растений иживотных, определения: симбиоз, микориза, споры

Уметь–  отличать ядовиты грибы от съедобных, находить в природе место, где растутгрибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения

Метапредметные :

Регулятивные:  умение ставить цели урока,планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль,самооценка.

Коммуникативные: умение непосредственногообщения в группе, умение задавать вопросы

Познавательные:  умение извлекатьинформацию и работать по алгоритму, проводить сравнение

Личностные:  сформированностьмотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

Используемая технология: ИКТ,проблемное обучение.

Информационно-технологические ресурсы :  учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствие, проверка подготовленности к уроку («звездопад»). Постановка проблемы с использованием картинок растений и животных (разделение на царства). Повторение изученного ранее.

Приветствие учителя. Работа с картинками у доски, работа с выражениями на карточках (взаимопроверка). Воспроизводят имеющиеся знания о животных, растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения.

Личностные УУД 

Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

этап актуализации и пробного учебного действия;

Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих организмах? Похожи ли  грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство?

Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

этап выявления места и причины затруднения;

Предлагает спланировать работу на уроке с помощью метода «Фишбоун».

Формулируют тему урока,  цель урока. Планируют свою работу на уроке

Регулятивные УУД

Умение ставить цель, планировать деятельность

этап построения проекта выхода из затруднения;

Организует деятельность учащихся в группах. Защита проектов каждой группы.

1 группа

Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело.

Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба

План – ответ.

Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:

1)

2)

3)

2 группа

Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.

Вопрос: где берут питательные вещества грибы и почему?

План-ответ.

Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .

3 группа

Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Вопрос: чем питаются грибы.

План-ответ

В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .

 

4 группа

Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем… Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется — грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно… Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.

Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?

План — ответ:

Для  нормального роста грибов нужны …….. и ……..

Симбиоз дерева и грибов называется………

5 группа

Если заглянуть под шляпку гриба, то можно увидеть различия. Грибы бывают трубчатые (белый, масленок, подберезовик); если посмотреть обратную сторону шляпки, она похожа на губку. Пластинчатые (сыроежка, волнушка, груздь) – у них нижняя часть шляпки состоит из пластинок. Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.

План- ответ:

Грибы бывают ……… и …….. .

Группа 6.

Составить фишбоун по ответам групп.

 

Работают с текстом, иллюстрациями. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают документ, анализируют информацию,  делают записи в тетради.

 

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. 

Физкультминутка

(этап первичного закрепления)

Игра «Верите ли вы, что…»

Я читаю вам вопрос, вы отвечаете «да» или «нет»

Итак, верите ли вы, что…:

1)    грибы относятся к живой природе? Да

2)    грибы относятся к царству растений? Нет

3)    шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? Да

4)    плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да

5)    грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет.

6)    грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет

7)    грибы – это богатство леса? Да

     8) самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет

 

Устанавливают соответствие

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. 

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы (задания из ВПР):

Проверочная работа по биологии 5 класс

Тема «Грибы»

класс

Фамилия

Имя

 

 

 

 

 

1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке шляпку, ножку, плодовое тело, грибницу гриба.

                       

1.2. Какая часть плодового тела обеспечивает размножение гриба?

Ответ:

1.3. В приведённом ниже списке все грибы за исключением одного, объединяет общий признак. Выпишите гриб, лишний в этом списке. Объясните свой выбор.

Подберёзовик, мухомор, груздь, маслёнок 

Ответ:__________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

 

При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и  устранить недостатки

Выполняют  самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу  (в соответствии с критериями), затем  осуществляют взаимооценивание.

 

 

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение).

Подведение итогов

Делает характеристику грибам

Записывают в тетрадь характеристику грибов

Познавательные УУД.

Умение анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Информация о домашнем задании

§13

Индивидуальное задание на выбор:

а) Выполнить задание «ВПР»

б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);

в) Составить сказку о грибах

 

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

 

этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Организует рефлексию:

1. На звездном небе показать уровень своих знаний.

2.  Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует  оценку учащихся.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.91%
НЕТ
41.09%
Проголосовало: 1105

 

 

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД 

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Маршрутныйлист № 1.

 

1.Выберитепризнаки царства Растений — обозначьте буквой „Р.”.

2.Выберитепризнаки царства Животных – обозначьте буквой „Ж.”.

·       Неподвижность

·       Активноедвижение

·       Неограниченныйрост

·       Ограниченныйрост

·       Всасываниеводы и минеральных солей из почвы

·       Заглатываниепищи

·       Наличиехлоропластов

·       Отсутствиехлоропластов

·       Самиобразуют органические вещества (автотрофы)

·       Питаютсяготовыми органическими веществами (гетеротрофы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Маршрутный лист № 2

 

Тема «Грибы»

класс

Фамилия

Имя

 

 

 

 

 

1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке шляпку, ножку, плодовое тело, грибницу гриба.

                       

1.2. Какая часть плодового тела обеспечивает размножение гриба?

Ответ:

1.3. В приведённом ниже списке все грибы за исключением одного, объединяет общий признак. Выпишите гриб, лишний в этом списке. Объясните свой выбор.

Подберёзовик, мухомор, груздь, маслёнок 

Ответ:__________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение3

Маршрутныйлист № 3

Заданияиз ВПР по теме «Грибы»

 

1.  Используятаблицу «Состав грибов», ответьте на вопросы.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/227/38895/1/hello_html_m71975933.gif

 

Какие грибысодержат больше всего воды?

 Ответ:______________________________ 

В каких грибахсодержится более 90% воды?

 Ответ:______________________________________________________________________

 В каком грибесодержится больше всего золы и воды?  

Ответ:______________________________            

 

2. Прочитайте текст и выполните задания.

1.   Многие грибыявляются полезными и питательными. 2. Грибы богаты белкомуглеводами.3.Грибы содержат минеральныевеществакалийфосфорсерумагнийнатрийкальцийхлор. 4. Содержат онии витаминыА,витамины группы В, С,большие количества витаминаD и витаминаРР, которые необходимы для нормального обмена веществ. 5. В грибахтакже имеются ферменты,которые, ускоряя расщепление белков, жиров и углеводов, способствуют лучшемуусвоению пищи.6.Особенно ценны в пищевом отношении белый гриб, рыжикнастоящийгруздьнастоящий. 5. Моховикпёстрыйскрипицаопёноклуговойвёшенкагриб-зонтикмокрухарядовкидождевики-малоизвестные и редко собираемые съедобные грибы.

 2.1. В каком предложении описывается, чтогрибы богаты органическими веществами?

 

Ответ: ______________________________ 

 2.2. . В каких предложениях говорится, чтовещества, содержащиеся в грибах, необходимы для нормальной жизнедеятельностиорганизма.

 

Ответ: ______________________________ 

2.3. Перечислите все группы веществ,содержащиеся в грибах

 

Ответ: ____________________________________________________________________________

 2.4. Назовите несколько видов грибов, которыечеловек собирает не часто.

 

Ответ:___________________________________________________________________ 

 2.5. Какие грибы особенно ценит человек?

 

Ответ: _____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение4

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.91%
НЕТ
41.09%
Проголосовало: 1105

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет