Технологическая картаурока
Учитель: Кирдябкина Екатерина Александровна (МОАУ «СОШ №17 г. Орска»)
Тема урока: Грибы
Класс: 5
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цели по содержанию:
обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов.
развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умениедействовать по образцу.
воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению ипознавательной деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия :
Предметные:
Знать– характеристики царства грибов, отличия и сходства грибов от растений иживотных, определения: симбиоз, микориза, споры
Уметь– отличать ядовиты грибы от съедобных, находить в природе место, где растутгрибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения
Метапредметные :
Регулятивные: умение ставить цели урока,планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль,самооценка.
Коммуникативные: умение непосредственногообщения в группе, умение задавать вопросы
Познавательные: умение извлекатьинформацию и работать по алгоритму, проводить сравнение
Личностные: сформированностьмотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию
Используемая технология: ИКТ,проблемное обучение.
Информационно-технологические ресурсы : учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Приветствие, проверка подготовленности к уроку («звездопад»). Постановка проблемы с использованием картинок растений и животных (разделение на царства). Повторение изученного ранее. |
Приветствие учителя. Работа с картинками у доски, работа с выражениями на карточках (взаимопроверка). Воспроизводят имеющиеся знания о животных, растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения. |
Личностные УУД Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую |
||||||||||
этап актуализации и пробного учебного действия; |
Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих организмах? Похожи ли грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство? |
Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться. |
Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
||||||||||
этап выявления места и причины затруднения; |
Предлагает спланировать работу на уроке с помощью метода «Фишбоун». |
Формулируют тему урока, цель урока. Планируют свою работу на уроке |
Регулятивные УУД Умение ставить цель, планировать деятельность |
||||||||||
этап построения проекта выхода из затруднения; |
Организует деятельность учащихся в группах. Защита проектов каждой группы. 1 группа Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело. Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба План – ответ. Мы выяснили, что гриб имеет следующие части: 1) 2) 3) 2 группа Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных. Вопрос: где берут питательные вещества грибы и почему? План-ответ. Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. . 3 группа Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями. Вопрос: чем питаются грибы. План-ответ В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .
4 группа Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем… Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется — грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно… Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет. Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы? План — ответ: Для нормального роста грибов нужны …….. и …….. Симбиоз дерева и грибов называется……… 5 группа Если заглянуть под шляпку гриба, то можно увидеть различия. Грибы бывают трубчатые (белый, масленок, подберезовик); если посмотреть обратную сторону шляпки, она похожа на губку. Пластинчатые (сыроежка, волнушка, груздь) – у них нижняя часть шляпки состоит из пластинок. Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.
План- ответ: Грибы бывают ……… и …….. . Группа 6. Составить фишбоун по ответам групп.
|
Работают с текстом, иллюстрациями. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями. Изучают документ, анализируют информацию, делают записи в тетради.
|
Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. |
||||||||||
Физкультминутка (этап первичного закрепления) |
Игра «Верите ли вы, что…» Я читаю вам вопрос, вы отвечаете «да» или «нет» Итак, верите ли вы, что…: 1) грибы относятся к живой природе? Да 2) грибы относятся к царству растений? Нет 3) шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? Да 4) плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да 5) грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет. 6) грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет 7) грибы – это богатство леса? Да 8) самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет
|
Устанавливают соответствие |
Познавательные УУД. Умение работать с информацией, умение анализировать, сравнивать. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. |
||||||||||
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы (задания из ВПР): Проверочная работа по биологии 5 класс Тема «Грибы»
При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и устранить недостатки |
Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание.
|
Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение). |
||||||||||
Подведение итогов |
Делает характеристику грибам |
Записывают в тетрадь характеристику грибов |
Познавательные УУД. Умение анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности |
||||||||||
Информация о домашнем задании |
§13 Индивидуальное задание на выбор: а) Выполнить задание «ВПР» б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы); в) Составить сказку о грибах
|
Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы. |
|
||||||||||
этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Организует рефлексию: 1. На звездном небе показать уровень своих знаний. 2. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся. Представленная информация была полезной? ДА 58.91% НЕТ 41.09% Проголосовало: 1105
|
Задают вопросы учителю. |
Личностные УУД Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос. Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |
.
Приложение1
Маршрутныйлист № 1.
1.Выберитепризнаки царства Растений — обозначьте буквой „Р.”.
2.Выберитепризнаки царства Животных – обозначьте буквой „Ж.”.
· Неподвижность
· Активноедвижение
· Неограниченныйрост
· Ограниченныйрост
· Всасываниеводы и минеральных солей из почвы
· Заглатываниепищи
· Наличиехлоропластов
· Отсутствиехлоропластов
· Самиобразуют органические вещества (автотрофы)
· Питаютсяготовыми органическими веществами (гетеротрофы)
Приложение 2
Маршрутный лист № 2
Тема «Грибы»
класс |
Фамилия |
Имя |
|
|
|
1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке шляпку, ножку, плодовое тело, грибницу гриба. |
|
1.2. Какая часть плодового тела обеспечивает размножение гриба? Ответ: |
|
1.3. В приведённом ниже списке все грибы за исключением одного, объединяет общий признак. Выпишите гриб, лишний в этом списке. Объясните свой выбор. Подберёзовик, мухомор, груздь, маслёнок Ответ:__________________________________________________________ _______________________________________________________________
|
Приложение3
Маршрутныйлист № 3
Заданияиз ВПР по теме «Грибы»
1. Используятаблицу «Состав грибов», ответьте на вопросы.
Какие грибысодержат больше всего воды?
Ответ:______________________________
В каких грибахсодержится более 90% воды?
Ответ:______________________________________________________________________
В каком грибесодержится больше всего золы и воды?
Ответ:______________________________
2. Прочитайте текст и выполните задания.
1. Многие грибыявляются полезными и питательными. 2. Грибы богаты белком, углеводами.3.Грибы содержат минеральныевещества: калий, фосфор, серу, магний, натрий, кальций, хлор. 4. Содержат онии витамины: А,витамины группы В, С,большие количества витаминаD и витаминаРР, которые необходимы для нормального обмена веществ. 5. В грибахтакже имеются ферменты,которые, ускоряя расщепление белков, жиров и углеводов, способствуют лучшемуусвоению пищи.6.Особенно ценны в пищевом отношении белый гриб, рыжикнастоящий, груздьнастоящий. 5. Моховикпёстрый, скрипица, опёноклуговой, вёшенка, гриб-зонтик, мокруха, рядовки, дождевики-малоизвестные и редко собираемые съедобные грибы.
2.1. В каком предложении описывается, чтогрибы богаты органическими веществами?
Ответ: ______________________________
2.2. . В каких предложениях говорится, чтовещества, содержащиеся в грибах, необходимы для нормальной жизнедеятельностиорганизма.
Ответ: ______________________________
2.3. Перечислите все группы веществ,содержащиеся в грибах
Ответ: ____________________________________________________________________________
2.4. Назовите несколько видов грибов, которыечеловек собирает не часто.
Ответ:___________________________________________________________________
2.5. Какие грибы особенно ценит человек?
Ответ: _____________________________________________________________________________
Приложение4