X-PDF

Технологическая карта по теме Земледельцы аттики теряют землю и свободу

Поделиться статьей

Технологическаякарта урока по истории 5 класс

Дата: 18.01.2023г

Тема урока:  ЗемледельцыАттики теряют землю и свободу

Цель урока: Создатьпредставление о причинах возникновения греческих полисов; изучитьгеографическое положение Аттики, обеспечить усвоение понятий «полис», «демос»,«ареопаг», «архонты»; продолжить формирование умений использовать историческиедокументы как источники знаний.

Тип урока:комбинированный

Оборудование:Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Аппликация(слайды) «Разорение земледельцев в досолоновской Аттике».

Планируемыерезультаты

Предметные: овладениецелостными представлениями об историческом пути народов своей страны ичеловечества как необходимой основой для миропонимания и познания современногообщества

Личностные : осмыслениесоциально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность копределению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни вгруппах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие вшкольном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенцийс учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

Метапредметные Готовностьк сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основмежкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умениесамостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать длясебя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы иинтересы своей познавательной деятельности

Основные понятия:Законы Драконта. Знать, демос, ареопаг, архонт, полисы, черепица, долговойкамень


Структураурока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Проверяет готовность к уроку. Все готовы к сегодняшнему уроку.

У всех хорошее настроение!

Я надеюсь, что наш урок пройдет на позитивной нотке и будет интересным для вас.

Давайте прочитаем закон хорошей учебы:

На уроке не вертись и старательно учись,

на вопросы отвечай и пятерки получай.

 

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Актуализация знаний

Я долго не могла заснуть сегодня, готовилась к этому уроку, а под утро мне приснился сон, в котором меня посетили туманные видения, которые оказались греческими богами. Они рассказывали о прекрасном месте на Земле- солнечной Элладе, о мире богов и людей, мы весело болтали, смеялись, а под утро они растаяли и оставили эти предметы. Попробуйте определить, какому богу принадлежат данные вещи.

-орел-символ власти (Зевсу -верховному богу греков)

-обручальное кольцо (Гере-жене Зевса, покровительнице брака)

-гроздь винограда (Дионису-бог винограда и виноделия)

-сандалии с крылышками (Гермесу-вестнику богов)

-трезубец (Посейдону -богу морского мира)

-животное (Артемиде-богине охоты)

-военный шлем (Афине-богине войны и мудрости0

-наковальня и молот (Гефесту-богу огня и кузнецу)

-сноп пшеницы (Деметре-богине плодородия)

-цербер (Аиду-богу подземного царства мертвых)

Проводит тестирование по теме «Религия древних греков»

Что такое религия?

Где жили греческие боги?

Приложение 1

Выполняют тест

II. Постановка учебной задачи

 Сегодня мы приступаем  к изучению новой главы (стр.139).

 Тема нашего урока «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу». Цель: Как же это произошло? Как они смогли потерять землю и свободу?

 

 

Мы узнаем, как жили греки в одном греческом полисе Аттике.  

Вспомните определение государства. Выделите признаки из определения. (территория, управление, кем управляли (жители), какие законы применяли). Определим пункты плана.

 

План:

Основные занятия населения Древней Аттики

3.  Знать и демос в Афинском полисе

4.  Бедственное положение земледельцев

 

Спустя несколько веков после Троянской войны греки научились обрабатывать железо. Развивались кузнечное дело, кораблестроение и другие ремесла. В Греции стали возникать небольшие самостоятельные государства – полисы. В территорию каждого полиса входил город, расположенные вокруг него хлебные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники; поселения земледельцев и усадьбы богачей.

Полис – город-государство.

 

Отвечают на вопросы, определяют тему урока, формулируют проблему, выдвигают гипотезу, проговаривают источники информации. 

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Древняя Аттика. Природные условия и занятия населения Аттики

Так давайте сегодня с вами побываем в  Аттике ,одним из полисов Греции.

Для этого поработаем по группам

Самостоятельная работа с рабочим листом Приложние 1

Находят на карте Среднюю Грецию, Аттику. Характеризуют природные условия, рассказывают о занятиях населения сельским хозяйством, ремеслом

 

А теперь познакомимся с общественным устройством в афинском полисе в VIII-VII вв. до

н.э. Прочитайте текст п.3 (стр.141-142).

·  На какие категории делилось население Аттики?

·  Кому принадлежала власть?

·  Какими правами обладал демос?

·  Справедливым ли был суд?

·  Дайте характеристику законов Драконта

·  Считаете ли вы такое общественное устройство справедливым?

В нашей теме сегодня много новых слов. Давайте выпишем значение этих слов в

рабочую тетрадь

А теперь познакомимся с общественным устройством в афинском полисе в VIII-VII вв. до

н.э. Прочитайте текст п.3 (стр.141-142).

·  На какие категории делилось население Аттики?

·  Кому принадлежала власть?

·  Какими правами обладал демос?

·  Справедливым ли был суд?

·  Дайте характеристику законов Драконта

·  Считаете ли вы такое общественное устройство справедливым?

В нашей теме сегодня много новых слов. Давайте выпишем значение этих слов в

рабочую тетрадь

А теперь познакомимся с общественным устройством в афинском полисе в VIII-VII вв. до

н.э. Прочитайте текст п.3 (стр.141-142).

·  На какие категории делилось население Аттики?

·  Кому принадлежала власть?

·  Какими правами обладал демос?

·  Справедливым ли был суд?

·  Дайте характеристику законов Драконта

·  Считаете ли вы такое общественное устройство справедливым?

В нашей теме сегодня много новых слов. Давайте выпишем значение этих слов в

рабочую тетрадь

А теперь познакомимся с общественным устройством в афинском полисе в VIII-VII вв. до

н.э. Прочитайте текст п.3 (стр.141-142).

·  На какие категории делилось население Аттики?

·  Кому принадлежала власть?

·  Какими правами обладал демос?

·  Справедливым ли был суд?

·  Дайте характеристику законов Драконта

·  Считаете ли вы такое общественное устройство справедливым?

В нашей теме сегодня много новых слов. Давайте выпишем значение этих слов в

рабочую тетрадь

А теперь познакомимся с общественным устройством в афинском полисе в VIII-VII вв. до

н.э. Прочитайте текст п.3 (стр.141-142).

·  На какие категории делилось население Аттики?

·  Кому принадлежала власть?

·  Какими правами обладал демос?

·  Справедливым ли был суд?

·  Дайте характеристику законов Драконта

·  Считаете ли вы такое общественное устройство справедливым?

В нашей теме сегодня много новых слов. Давайте выпишем значение этих слов в

рабочую тетрадь (самостоятельная работа с текстом и зад. 16, стр. 13 в тетради)

 

 

Проводят поиск необходимой информации в документальном источнике

Знать и демос в Афинском полисе

А теперь давайте познакомимся с общественным устройством афинском полисе 7 веке до.н.э

      Прочитав стр.141. определите на какие категории делилось население Аттики?

Кому принадлежала власть?

·  Какими правами обладал демос?

·  Справедливым ли был суд?

·  Дайте характеристику законов Драконта

·  Считаете ли вы такое общественное устройство справедливым

Представленная информация была полезной?
ДА
59.01%
НЕТ
40.99%
Проголосовало: 1110

-кому принадлежала власть?

-какими правами обладала демос?

 

Физминутка

Руки вверх мы поднимаем,

 Виноград мы собираем,

Все корзины соберём

И на рынок повезём.

По горам быстрей шагаем

Про Грецию много чего уже знаем.

Вот оливки собираем

И с земли их подбираем. (имитация)

На триере мы гребем

Не отвлекаемся, не отстаем!

 

К порту причалили. Это-Пирей!

Пора посетить нам Афины скорей!

 

 

 

Объясняют значения терминов, находят на карте Афинский полис, описывают его местоположение

Законы Драконта

Однако знатные люди не судили по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни.  Прочитайте о суровых законах Драконта

И выскажите  справедливым ли  были его законы стр.141

Первые письменные законы в Афинах составил в 621 году до н э Драконт. В них наказанием за многие преступления являлась смертная казнь. Появилась даже поговорка : Драконовы законы писаны не чернилами, а кровью. Само выражение драконовские законы стало нарицательным и используется для характеристики жестоких законов и сурового наказания. По легенде Драконта спросили : почему смертная казнь предусмотрена за разные преступления? Он ответил: Ни меньшего, ни большего наказания я придумать не могу.

Бедственное положение земледельцев

      — Лучшие земли – у знати.

      — У простых земледельцев – участки маленькие и каменистые.

      — В неурожайный год брали зерно в долг.

      — Если долг отдать не могут, у него отбирали участок.

      — Бедняк становился батраком у богача.

      — Безземельный бедняк делал новые долги

Отдавал жену, детей или себя в рабство

 

Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю

Аристократы владели лучшими землями и принимали все решения

Бедняки обрабатывали маленькие неплодородные участки; чтобы прокормить семью, они вынуждены были залезать в долги; если бедняк не мог вернуть долг, то он и его семья попадали в рабство

 

IV. Закрепление знаний и способов действий

Как же это произошло? Как они смогли потерять землю и свободу?

 

 

Я научился..

Я понял…

Теперь я могу…

Было интересно…

Было трудно….

Сегодня я узнал…

 

 

 

 

V. Информация о домашнем задании

&29 пересказ стр.140-143

Задания 16, 17 в рабочей тетради

Воспринимают задание, уточняют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист 1 группы

Задание 1 Определите географическое положениеАттики

Находится в___________________части Греции, На востоке ееберега омываются ________________________морем .

 

Задание 2

Прочитайте стр.141  и обсудите справедливымли были законы Драконта? если нет то почему?

 

 

Задание 3. Почитайте стр.142 и найдитеответы на вопросы:

1.кому принадлежали лучшие земли вАттике_____________________________

2. Кому принадлежали каменистые участки насклонах гор_________________________________

 

 

 

 

 

Рабочий лист 2 группы

Задание1 Что позволяли выращивать природные условияАттики?

 

 

Задание 2

Прочитайте стр.141  и обсудите справедливымли были законы Драконта? если нет то почему?

 

Задание 3

Задание 3. Почитайте стр.142 и найдитеответы на вопросы:

1.     Укого бедняк в неурожайные годы брал в долг зерно?___________

2.     Чтоставили на участке бедняка если он не мог оплатить свой долг?________________

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист 3 группы

Задание 1 Закончите предложение….

В VIIIVII веках до н.э в Афинахпоявилось много мастерских и лавок________________________________

Растущему населению городатребовалось все больше ______________а его в Аттике не _______________

 

Задание 2

Прочитайте стр.141  и обсудите справедливымли были законы Драконта? если нет то почему?

 

Задание 3

Задание 3. Почитайте стр.143 и найдитеответы на вопросы:

1.     Чтоделали с бядняком который вновь делал долги?____________________________

2.     –Чем был недоволен афинский демос в VII в. до н. э.?

 

 

 

 

       

      Проверьсебя

         Аттиканаходится в Средней Греции ( да  нет )

         ВАттике было много плодородных земель и полноводных рек ( да  нет )

         Природныеусловия позволяли выращивать оливки и виноград ( да  нет )

         Властьв Афинах принадлежала демосу ( да  нет )

         Советзнати назывался ареопаг ( да  нет )

         ЗаконыДраконта не были слишком суровыми ( да  нет )

         Лучшимиземлями владели знатные люди ( да  нет )

         Долговойкамень обозначал, что земледелец арендует у города землю ( да  нет )

         Афинскийдемос призывал сбросить власть знатных и самим заниматься управлениемгосударством ( да  нет )

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.01%
НЕТ
40.99%
Проголосовало: 1110

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет