X-PDF

Технологическая карта Реализация наследственной клетки

Поделиться статьей

 Технологическая карта урока № 19  по биологии 10 кл ______________

 Тема :Реализация наследственнойинформации в клетке.

Целевые ориентации урока

Личностные: воспитание независимости суждений, со­знательногоподхода к процессу обучения, бережного от­ношения к своему здоровью.

Метапредметные: формирование умений и навыковиспользования генетических понятий и символов, анали­зировать, делать выводы;развитие навыков самостоя­тельной работы с рисунками учебника, таблицей генети­ческогокода; развитие интереса к учению через примене­ние ИКТ.

Предметные: формулирование определений ключе­выхпонятий; формирование знаний о генетическом коде

иего свойствах; объяснение механизма реализации на­следственной информации;раскрытие сущности процес­сов, лежащих в основе передачи наследственной инфор­мациииз поколения в поколение и из ядра в цитоплазму, к месту синтеза белка.

Планируемые результаты

Личностные: формирование познавательного интере­са;осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни; формированиеличностного отношения к изуче­нию материала.

Метапредметные

ПУУД: общеучебные: самостоятельное выделение иформулирование познавательной цели; структурирова­ние знаний; осознанное ипроизвольное построение ре­чевого высказывания в устной и письменной форме; реф­лексияспособов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатовдеятельности; логические: анализ объектов, установление причинно-следственныхсвязей, построение логической цепи рассуждений; поиск и выде­ление необходимойинформации.

РУУД: планирование своих действий в соответствии споставленной задачей; проведение самооценки и само­анализа деятельности;использование в работе ИКТ.

КУУД: поиск и выделение необходимой информации; умениеосознанно и произвольно строить речевое выска­зывание в устной и письменнойформе; овладение широ­ким спектром логических действий и операций, включаяобщий приём решения задач; планирование учебного со­трудничества с учителем исверстниками; умение с доста­точной полнотой и точностью выражать свои мысли;вла­дение монологической и диалогической речью.

Предметные

Ученик должен знать: механизм реализации наслед­ственнойинформации в клетке; определения ключевых понятий.

Ученик должен уметь: решать цитологические задачиразной сложности; объяснять цитологический механизм синтеза полипептида,пользоваться терминологией, таб­лицей генетического кода; объяснять, пользуясьрисунка­ми, механизм транскрипции и трансляции.

Организация образовательного пространства

Ресурсы: интернет-ресурсы; таблицы по теме «Генети­ческийкод», «Строение тРнК»; мультимедийное прило­жение к учебнику или презентация.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, груп­повая,парная.

Ход урока

I. Мотивационная деятельность.

Выполнение учебных заданий.

Задание 1. Поясните смысл цитаты Мэтта Ридли «Нить ДНК— это письмо, записанное с помощью алфавита химических соединений, называемыхну- клеотидами». Как вы думаете, что подразумевается под словосочетанием«алфавит жизни»?

Задание 2. Ответьте на вопросы для определения темыурока. Заполните таблицу.

1) Где хранится наследственная информация?

2) Какой органоид клетки выполняет роль храни­лищагенетической информации?

3) Каким способом и о чём записана наследствен­наяинформация в клетке?

задание3. Приём «Знаю — хочу узнать — узнал» на стадиивызова «Уточним, чем мы сегодня будем с вами заниматься. В ходе обсужденияпоявились во­просы, ответы на которые мы найдём в ходе урока».

II. Учебно-познавательная деятельность.

Для разрешения возникших противоречий учи­тельпредлагает выполнить задания, работая в груп­пах.

Задание 1. Учащиеся, ознакомившись с задания­ми,просматривают видеофрагмент, а затем присту­пают к выполнению заданий.

1) О каких веществах идёт речь в данных цепоч­кахслов:

а)  биополимер, пептидная, аминокислота, пер­вичная,вторичная, третичная, четвертичная струк­туры, ферменты, каталаза, гемоглобин;

б) двойная спираль, водородная связь, биополи­мер,нуклеотид, Уотсон и Крик, адениновый, тими- новый, цитозиновый, гуаниновый,дезоксирибоза?

2) Составьте краткую характеристику зашифро­ванных впредыдущем задании веществ, извлекая информацию из данных цепочек терминов.

3) Выберите в цепочке слов те, которые характе­ризуюттолько ДНК, а затем только РНК: ядро, ми­тохондрии, хлоропласты, рибосомы,цитоплазма, нуклеотид, А, Г, Ц, Т, У, дезоксирибоза, рибоза, двойная спираль,репликация, хранение и передача наследственной информации, транспорт аминокис­лот,входят в состав рибосом, передача информации с ядра на рибосому.

4) Какая связь существует между понятиями«ассимиляция», «фермент», «пластический обмен», «энергетический обмен»,«диссимиляция», «мета­болизм » ? Выразите эту связь в виде опорной схемы исоставьте краткий рассказ.

Задание 2. Работа с текстом § 13 «Реализациянаследственной информации в клетке» на с. 94 учебника.

Используя приём «инсерт», учащиеся работают в парах.

1) Определите, каким образом информация об од­нойаминокислоте зашифрована в нуклеотидах (рас­чёт комбинаций).

2) О каких аминокислотах несёт информацию следующийтриплет иРНК (работа с таблицей гене­тического кода): ТТА, ААГ, ААА, ГГЦ, АТТ,АТЦ?

Задание 3. Просмотрите видеофрагмент ЦОР «Биосинтезбелка». Работа в парах.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Рассмотрите рисунок на с. 43—45 учебника и от­ветьтена вопросы.

1) Какие процессы лежат в основе передачи на­следственнойинформации от поколения к поколе­нию и из ядра в цитоплазму, к месту синтезабелка?

2) Определите, в каком направлении — справа налево илислева направо — движется относительно иРНК изображённая на рисунке рибосома.Докажи­те свою точку зрения.

Задание 4. Работа в парах. Решите задачи ЕГЭ.

1) Фрагмент цепи ДНК имеет последователь­ностьнуклеотидов: ГГАТЦТАААЦАТ. Определите

последовательностьнуклеотидов на второй цепи ДНК и последовательность аминокислот фрагментамолекулы белка, используя таблицу генетического кода.

2) Фрагмент молекулы белка: лизин—треонин—аргинин—лейцин—лизин. Определите, какими три­плетами зашифрована информация оданных амино­кислотах, используя таблицу генетического кода.

III. Диагностика качества освоениятемы.

1. Решение задач.

1-я группа

Задача 1. Фрагмент цепи иРНК имеет последова­тельностьнуклеотидов: ЦЦЦАЦЦГЦАГУА. Опреде­лите последовательность нуклеотидов в ДНК,анти- кодоны тРНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка,используя таблицу гене­тического кода.

Задача 2. Фрагмент цепи ДНК имеет такую по­следовательностьнуклеотидов: ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов в иРНК,антикодоны соответствующих тРНК и аминокислот­ную последовательностьсоответствующего фрагмен­та молекулы белка, используя таблицу генетическо­гокода.

Задача 3. Последовательность нуклеотидов фраг­ментацепи ДНК ААТГЦАГГТЦАЦТЦА. Определи­те последовательность нуклеотидов в иРНК,амино­кислот в полипептидной цепи. Что произойдёт в по­липептиде, если врезультате мутации во фрагменте гена выпадет второй триплет нуклеотидов? Исполь­зуйтетаблицу генетического кода.

2-я группа

Задача 1. Фрагмент цепи иРНК имеет такую по­следовательностьнуклеотидов: ЦУАЦААГГЦУАУ. Определите последовательность нуклеотидов в ДНК,антикодоны соответствующих тРНК и аминокислот­ную последовательностьсоответствующего фрагмен­та молекулы белка, используя таблицу генетическо­гокода.

Задача 2. Фрагмент цепи ДНК имеет следующуюпоследовательность нуклеотидов: ГТГТТТГАГЦАТ. Определите последовательностьнуклеотидов в иРНК,

антикодонытРНК и последовательность аминокис­лот во фрагменте молекулы белка, используятабли­цу генетического кода.

Задача 3. Участок одной из цепей молекулы ДНК содержит300 нуклеотидов с аденином, 100 нуклео- тидов с тимином, 150 нуклеотидов сгуанином и 200 с цитозином. Какое число нуклеотидов с А, Т, Г, Ц содержатся вдвухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, ко­дируемыйэтим участком молекулы ДНК? Ответ по­ясните.

Задача 4. Какова роль нуклеиновых кислот в биосинтезебелка?

2. Смысловое чтение. (Для 1-й и 2-й группы.)

Внимательно прочитайте текст «Нуклеиновые кислоты» инайдите в нём предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишитесна­чала номера этих предложений, а затем сформули­руйте их правильно.

1) Нуклеиновые кислоты, как и белки, являютсяполимерами.

2) Мономерами нуклеиновых кислот служат ами­нокислоты.

3) В состав нуклеиновых кислот входит четыреаминокислоты: аденин, гуанин, тимин, цитозин.

4) В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видовДНК и АТФ.

5) ДНК обеспечивает хранение и передачу на­следственнойинформации от материнской клетки к дочерней.

6) В 1953 г. было установлено, что молекула ДНКсостоит из двух спирально закрученных це­пей.

IV.  Интеллектуально-преобразовательная дея­тельность.

1. Заполнение третьей графы таблицы.

Учащиеся возвращаются к вопросам, поставлен­ным вначале урока.

2. Подведение итогов работы в группах.

V. Оценочно-рефлексивная деятельность.

1. Самоанализ. Учащиеся должны закончить предложения:«У меня хорошо получилось…»,

«Серьёзныетрудности я ощутил при…», «Я выпол­нял задания…», «На следующем уроке яхочу…».

2. Самооценка. Учащиеся должны закончить предложения:«Сегодня на уроке я…», «Самым по­лезным и интересным для меня было…», «Я неумел, а теперь умею…», «В течение урока я работал…», «После изучения этойтемы мне захотелось стать… (самоопределение)».

VI. Домашнее задание. Изучитематериал § 13 учебника. Ответьте на вопросы для повторения и вы­полните задания1—6 после параграфа. Выполните в рабочей тетради задания к § 13.

Для продвинутой группы. Ответьте на вопросы ивыполните задания рубрики «ПВ» на с. 99 учебника (на выбор).

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет