ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯКАРТА ПРОВЕДЕНИЯ
СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМАДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»
Цель: Актуализировать знанияраздела «Художественная литература» (образовательная область «Речевоеразвитие») и отработать формы взаимодействия с детьми в соответствии свозрастными задачами. Способствовать повышению профессионального мастерствапедагогов при решении образовательных и воспитательных задач в процессеработы над детской книгой.
Задачи:
1. Расширить знания педагогов осодержании работы и формах взаимодействия с детьми по данному разделу.
2. Развивать коммуникативные формыповедения, направленные на самоактуализацию и самоутверждение.
3. Способствовать развитиюпрофессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждогопедагога.
4. Мотивировать участников семинара-практикумак дальнейшему развитию навыков чтения художественных произведений
Место проведения– методический кабинет ДОУ.
Участники: педагоги МДОУ№26
Оборудование и материалы: Типоваяобразовательная программа дошкольного образования «Растим личность», презентация(Приложение №1)., карточки с задачами раздела «Художественная литература» повозрастным группам (Приложение №2), карточки с заданиями 1-5 (Приложение №3),экспресс-анкета ( Приложение №4), художественная литература для детей; мольберт,столы, стулья по количеству участников.
ХОД
Этапы |
Деятельность ведущего |
Деятельность педагогов |
Организационный этап |
-Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами будем говорить о чтении художественной литературы, определимся с видами и формами взаимодействия с детьми в процессе чтения. Цель и задачи нашего семинара-практикума представлены на презентации (слайд №1).
— Книга для ума – что теплый дождь для всходов, — гласит народная мудрость. Так ли актуально это изречение в сегодняшнем мире гаджетов и мультимедиа?
— Что входит в круг чтения вашей группы?
— Чем руководствуетесь при выборе произведений для чтения детям? |
Рассуждения педагогов.
Стихи, загадки, сказки,…пр.
Интересами детей, возрастом, событиями, желаниями, и пр., программой, дидактическими принципами |
Основной |
— На ваших столах — карточки с задачами раздела «Художественная литература» по возрастным группам. Прочтите, выберите соответствующие возрастной группе, в которой работаете Проверить правильность вашего выбора поможет Программа.
— Остановимся подробнее на задачах каждого возраста: Выберите в тексте формы работы, направленные на какое-либо действие. Для чего авторы программы указывают на них? (Слайды №2 — 6)
— Предлагаю вам, опираясь на имеющийся опыт, вспомнить формы работы, используемые с детьми и выполнить предложенные задания. Время подготовки каждого задания – 3 мин. Для удобства работы разбейтесь на 3 равные группы. Задание №1: подготовить фрагмент деятельности с детьми 1младшей группы в соответствии с указанной на желтой карточке задачей . Задание №2. Предложите формы работы, раскрывающие задачи работы с детьми 2 младшей группы (Розовая карточка). Задание №3. Усложняются задачи работы с детьми средней группы. Обсудите и подберите наиболее эффективные пути их решения (Зеленая карточка). Задание №4. Дети старшего дошкольного возраста уже имеют свое представление о художественных произведениях. На решение каких задач должен обратить особое внимание педагог, работающий со старшими дошкольниками и какие приемы будут результативными – поможет голубая карточка. Задание №5. Раскройте формы работы с детьми подготовительной группы ( Белая карточка).
— Работая с текстом программы, мы увидели достаточно большое число задач для каждой возрастной группы. Как же в воплотить их в жизнь, если в программе восприятию художественной литературы и фольклора отводится в неделю всего 1 занятие?
— Предлагаю вооружиться программами и сделать разбивку задач по трем блокам (Слайд № ) по своей возрастной группе на апрель месяц. Работаем 10 минут |
Работают с карточками. (Приложение №2)
Работают с программой.
Подчеркивают в карточках необходимые фразы.
Работают по задачам желтой карточки.
Выполняют задание с розовой карточки Выполняют задания зеленой карточки.
Работают над заданиями голубой карточки.
Работают с белой карточкой (Приложение №3)
Решать в разных блоках образовательной деятельности в соответствии с темами недель.
Заполняют сетку плана. Презентация результата. |
Заключительный |
— Уважаемые педагоги. Сегодня мы конкретизировали задачи работы по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастов, обменивались находками в организации этой работы и подбирали эффективные средства решения. Уверена, что полученные навыки помогут вам более логично выстраивать свою работу с детьми.
— Предлагаю вам заполнить экспресс-анкету для планирования дальнейшей работы.
— У меня на столе – детские книжки. Пусть они послужат вам помощниками в организации самостоятельной работы детей.
— Закончить наш семинар-практикум хочу словами К.Г.Паустовского: «Читайте!. И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги».
|
Педагоги заполняют анкету (Приложение №4)
Педагоги выбирают книги в соответствии с возрастной группой, в которой работают
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: составить рекомендации для родителей «Что и как читать детям» |
Литература:
Типоваяобразовательная программа дошкольного образования «Растим личность» /Авт.-сост. Л.Н Арутюнян, Е.В. Сипачева, Е.П. Макеенко, Л.Н. Котова [и др.]. — ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
Приложение№2
Карточкис задачами раздела «Художественная литература»
повозрастным группам.
Перваямладшая группа (от 1,5 до 3 лет)
Читать детям художественные произведения,предусмотренные Программой.
Продолжать приучать детей слушать народные песенки,сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок,персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учитьслушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических произведенийигровыми действиями.
Предоставлять детям возможность договаривать слова,фразы при чтении педагогом знакомых стихотворений.
Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком спомощью взрослого.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошознакомую сказку.
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков вкнигах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбепедагога, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы,стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторятьнаиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения,предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные длявоспроизведения фразы.
Учить воспринимать интонационные оттенки в исполнении,в передаче характера персонажей.
Развивать умение с помощью педагога инсценировать идраматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Развивать умение читать наизусть (эмоционально,передавая в интонации свое отношение к содержанию: радость, недоумение,восторг) потешки и небольшие стихотворения.
Продолжать способствовать формированию интереса ккнигам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Регулярно читать детям художественные и познавательныекниги. Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения;запоминать небольшие и простые по содержанию считалки, чистоговорки, мирилки.Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильновоспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Знакомить детей с художественными произведениямиразной тематики. Учить эстетически воспринимать сказки, соотносить окружающуюдействительность с художественным текстом.
Развивать умение видеть положительные и отрицательныекачества персонажей (добрый, честный, злой, жадный и т.д.)
Учить пользоваться логическими ударениями, паузами,интонационно разнообразно передавать поэтический текст в зависимости отсодержания и характера его раскрытия: юмор, радость, игровое начало,торжественность, приподнятость, лиризм.
Развивать умение эмоционально выражать свое отношениек содержанию текста, к персонажам, их поступкам при пересказывании знакомыхпроизведений, в сотворчестве с педагогом придумывать собственное началорассказа по картине.
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок изсказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения кпроизведению.
Поддерживать внимание и интерес к слову в литературномпроизведении.
Продолжать работу по формированию интереса к книге.Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можноузнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить силлюстрациями к книгам, подготовленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Продолжать развивать интерес детей к художественной ипознавательной литературе. Формировать умение внимательно и заинтересованнослушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки,загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
Способствовать формированию эмоционального отношения клитературным произведениям.
Подводить к пониманию особенностей трех литературныхжанров:
сказки – фантастика, наделение животных свойствамичеловека, песенно- ритмическое начало и концовка, троекратные повторы,преувеличения;
— рассказ – краткое повествование, чаще среалистическим содержанием, наличие рассказчика;
— стихотворение – ритмическая организованная,рифмованная форма выражения содержания.
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанноепроизведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов,стихотворений.
Продолжать учить читать наизусть выразительно,передавая интонацией, логическими ударениями, паузами авторское настроение встихотворениях, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Продолжать учить детей пересказывать эмоционально,логично; выразительно передавать свое отношение к произведениям, разным потемам, по изобразительным средствам; передавать диалогическую речь.
Проявлять творческую инициативу, умение придумыватьпродолжение и окончание рассказа, составляя связный, последовательноразвивающийся сюжет.
Побуждать детей рассказывать о своем восприятииконкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытыемотивы поведения героев произведения.
Воспитывать чуткость к художественному слову;зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями,эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Продолжать знакомить с книгами. Обращать вниманиедетей на оформление книг, иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художниковк одному и тому же произведению. Учить выявлять симпатии и предпочтения.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Продолжать развивать интерес детей к художественной,познавательной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами,стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
Формировать умение воспринимать наиболее яркиевыразительные средства литературного произведения в связи с его содержанием:прием иносказания, фантастические превращения; афористичность языка,употребление поговорок, вставных песенок, повторов, прием преувеличения.
Продолжать учить пересказывать эмоционально,передавать интонационно разнообразно, в зависимости от смысла содержанияпроизведения, характеры персонажей, выражать собственное отношение к героям иих поступкам.
Формировать умение придумывать рассказы на темы изжизни, по наблюдениям над явлениями природы; сюжетные и описательные рассказына основе обобщения знаний, полученных при чтении, применяя в речи образныеслова, эпитеты, сравнения; помогать почувствовать красоту и выразительностьязыка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Формировать умение объяснять основные различия междулитературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Закрепить умения применять имеющиесяхудожественно-речевые навыки в самостоятельной деятельности.
Воспитывать читателя, способного испытыватьсострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимсяперсонажем. Развивать у детей чувство юмора.
Продолжать совершенствовать художественно-речевыеисполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях(эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией,жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известныххудожников.
Приложение №3.
Карточки с заданиями. ( Номер вопроса всотворчесзадания соответствует номеру команды. Вопросы подобраны отпростого-№1, к сложному — №3)
Задание №1. Сопровождатьчтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и другихсредств наглядности.
Задание №1.Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
Задание №1. Помогать детям старше 2 лет и 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
Задание №2. Объяснятьдетям поступки персонажей и последствия этих поступков (программныепроизведения).
Задание №2. Объяснятьдетям поступки персонажей и последствия этих поступков (программные произведения).
Задание №2. Объяснятьдетям поступки персонажей и последствия этих поступков (программные произведения).
Задание №3. Выбратьиз программы произведения с разными качествами персонажей.
Задание №3. Учитьдетей пользоваться логическими ударениями.
Задание №3. Всотворчестве с педагогом учить детей придумывать собственное начало рассказа покартинке
Задание №4. Подводить к пониманию трех литературных жанров
Задание №4. Проявлять…..умение придумывать продолжение и окончание рассказа , составляясвязный, последовательно развивающийся сюжет.
Задание №4. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Задание №5. Подберите тематику рассказов для формирования умения придумывать рассказы на темы из жизни, по наблюдениям над явлениямиприроды;
Задание №5. Подберите тематику рассказов для формирования умения придумывать сюжетные рассказы на основе обобщения знаний, полученных причтении, применяя в речи образные слова, эпитеты, сравнения;.
Задание №5. Подберите тематику рассказов для формирования умения придумывать описательные рассказы на основе обобщения знаний, полученныхпри чтении, применяя в речи образные слова, эпитеты, сравнения;.
Приложение №4
ЭКСПРЕСС-АНКЕТА
ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯЛИТЕРАТУРА»
1.С какого возраста и с какими художниками-иллюстраторами детских книг знакомимдетей?
2.Приведите пример приема иносказания в детской литературе?
3.Что такое афористичность языка?
4.что такое логическое ударение и г=в каких случаях оно употребляется?
