X-PDF

Технологическая карта урока Антигитлеровская коалиция 10 класс

Поделиться статьей

Урок: Антигитлеровская коалиция

Цель: Охарактеризоватьпроцесс складывания Антигитлеровской коалиции

Задачи: подвести учащихся к пониманию  роли совместныхусилий( Атлантической хартии, Тегеранской конференции  и Второго фронта фронта)для исхода войны; показать смену настроений от нейтралитета и неприятия  кобщей заинтересованности в победе;

Планируемые результаты

Предметные:проводить поиск и анализ информации о предпринимаемых решениях, о проблемах иразногласиях  союзников, характеризовать усилия, приложенные правительствами разныхстран для достижения общей победы, излагать суждения авторов документов,участников войны ( народная дипломатия)

Метапредметные: анализироватьи перерабатывать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать,сопоставлять различные точки зрения; грамотно и осознанно строить речевыевысказывания с использованием научной терминологии; вести дискуссию, правильновыражать свои мысли в речи.

Личностные:анализировать и оценивать конкретные ситуации нравственного выбора; выражатьценностное отношение к демократии; испытывать негативное отношение к фашизму;понимать роль социально активной личности в истории; оценивать историческиефакты и явления с позиции гуманизма и толерантности, уважения прав и свободчеловека; воспринимать историю как способ понимания современности.

II.Технологии

Проблемные, информационно-технологические, коллективные,исследовательские, критического мышления, интерактивные.

III.Ресурсное обеспечение

Необходимое оборудование к уроку: персональный компьютер,мультимедийный проектор, экран, презентация урока, документы.

 

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Используемый метод

1.     Организационный

Приветствует, проверяет готовность к уроку

Приветствуют, демонстрируют готовность

 

2.      Мотивация. Определение целей и задач

1.                  Показывает слайд с карикатурой , просит объяснить изображение; предлагает определить тему урока.

https://cont.ws/uploads/pic/2015/11/nb6946-4.jpg

 

2.      Показывает цитату на слайде :

«Войны начинают, когда хотят, а заканчивают, когда могут»

Макиавелли.

Спрашивает:

1.       С чего начиналась Вторая мировая война (Подписание какого договора предшествовало?) Почему это произошло?

2.       Подумаем вот над чем: Плакат был создан в 1943.Прошло более 3х лет с начала II мировой войны, и настроения в мировом сообществе изменились. Что и когда  должно было случиться, чтобы фантазия художника, стала реальностью?

Поставьте себе цели, которых нужно достичь в ходе нашего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.                  Предлагают свои варианты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают пакт

Молотова- Риббентропа, когда Сталин был союзником Гитлера. Объясняют международную обстановку.

Предлагают варианты целей:

1.          Проследить этапы формирования нового военного союза; Появляются ступеньки на слайде

2.          Усвоить новые понятия Появляются на экране  Антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, Второй фронт, Тегеранская конференция

3.          Объяснить, почему победа произошла не в 1943 году и т.д.

«Мозговой штурм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод «Отсроченная отгадка»

4.        Изучение новой темы

I этап:

Слово учителя + слайд 2: 22 июня 1941 года У. Черчилль выступил по радио перед своим народом. В своей речи он сказал: «Любой человек или государство, борющиеся против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, марширующие с Гитлером — наши враги. Следовательно, мы должны оказать России и русскому народу всю помощь, какую только сможем»

14 августа 1941 на о. Ньюфандленд главы Великобритании и США  подписали Атлантическую хартию –документ определивший послевоенное устройство мира и показавший намерения совместной борьбы.  основные статьи .

II этап. Предлагаю вам поработать в группах,  почитать письма 1941-1943 годов, которые писали друг другу политики и выяснить, как происходило формирование Антигитлеровской коалиции. У вас 10 минут.

 Заполняют на доске кластер «Ступени»: Ступень № 1

Пишут год, прикрепляют нужное фото ( событие)/ призыв Черчилля оказать помощь СССР

 

 

 

 

 

 

Читают основные положения, дополняют кластер событием «Атлантическая хартия».

Метод «Инсерт»

5.        Первичная проверка понимания

Координирует работу, обращает внимание на дату телеграмм, эмоциональную окраску документов.

Работа в парах ( малых группах) с историческими документами. См. Приложение.

 

6.        Первичная проверка усвоения

Работа с терминами: ленд-лиз, Тегеранская конференция, Второй фронт.

 

В качестве иллюстрации об ожидании открытия Второго фронта уместно показать фрагмент фильма «Битва за Севастополь» — речь Людмилы Павличенко

https://www.youtube.com/watch?v=m5M3EyS8P8I

 

Понятие – фото/дата

Заполнение кластера на доске:

Ступенька № 2:

1941 Принятие закона о Ленд-лизе, начало поставок СССР; ( целесообразно дать слово учащемуся, который подготовится заранее по этой теме, покажет маршруты поставок, даст краткую характеристику)

Ступенька №3 : споры об открытии Второго фронта

Ступенька № 4: Тегеранская конференция и ее решения ( устно проговаривают) , помимо документов опираются на текст учебника ( Белоусов. Всеобщая история , стр.  55)

Ступенька № 5 – Открытие второго фронта

Представленная информация была полезной?
ДА
58.47%
НЕТ
41.53%
Проголосовало: 956

Наглядный метод

7.        Рефлексия

Возвращаемся к цитате

«Войны начинают, когда хотят, а заканчивают , когда могут».

 Какие действия предприняли политики и простой народ, чтобы победить фашизм?

Предложение детей:

1.     Объединение политиков, оставивших на время разногласия о политических режимах.

2.     Экономическая помощь, сопряженная с риском.

3.     Понесли потери, прежде чем согласились объединиться

4.     Объединение военной силы.

5.     Нравственные идеалы и гуманизм.

 

8.        Рефлексия

1.      Первым в защиту СССР выступил…

2.      Самый короткий путь, по которому доставляли продовольствие и технику пролегал …

3.      Атлантическую хартию подписали…

4.      Операция по высадке в Нормандии называлась

5.      Впервые главы государств собрались 

Черчилль

 

Арктический

 

 

Оверлорд

1943 в Тегеране

 

«Незаконченное предложение»

9.        Домашнее задание

Для всех: Продолжить заполнение таблицы

«Основные события Второй мировой войны».

Дополнительно: Подготовить сообщение «Ялтинская конференция», прочитать статью https://laifhak.ru/media/history1ru/kak-amerika-razjirela-na-lendlize-5cd18b252548e400b32623a1

 

Записывают домашнее задание

 

10.     

Подведение итогов, выставление оценок

 

 

 

 

Приложение / материал для работы в группах (парах)

Группа 1.

Документ 1.

Выступление по радио У.Черчилля 22 июня 1941 г.

«Любой человек илигосударство, борющиеся против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек илигосударство, марширующие с Гитлером — наши враги. Следовательно, мы должныоказать России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы должныпризвать всех наших друзей и союзников во всех частях света придерживатьсяаналогичного курса и проводить его так же стойко и неуклонно, как это будемделать мы, до самого конца.

Мы уже предложилиправительству Советской России любую техническую или экономическую помощь,которую мы в состоянии оказать и которая может быть ему полезной. Мы будембомбить Германию и днём и ночью, в нарастающем масштабе, сбрасывая на них измесяца в месяц всё более тяжёлые бомбы, чтобы немецкий народ сам отведал скаждым месяцем всё более острую порцию тех несчастий, которые они обрушили начеловечество…»

Документ 2.

 

Личное послание премьера Сталина премьеру г-ну Черчиллю. 3 сентября 1941 г.

«… Мы потеряли больше половиныУкраины и, кроме того, враг оказался y ворот Ленинграда…

Эти обстоятельства привели к тому,что мы потеряли Криворожский железорудный бассейн и ряд металлургическихзаводов на Украине, эвакуировали один алюминиевый завод на Днепре и другойалюминиевый завод в Тихвине…причем эти заводы могут быть приведены в действиена новых местах не ранее как через семь-восемь месяцев.

Все это привело к ослаблению нашейобороноспособности и поставило Советский Союз перед смертельной угрозой.

Здесь уместен вопрос: каким образомвыйти из этого более чем неблагоприятного положения?

Я думаю, что существует лишь одинпуть выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либона Балканах или во Франции, могущий оттянуть с восточного фронта 30—40 немецкихдивизий, и одновременно обеспечить Советскому Союзу 30 тысяч тонн алюминия кначалу октября с. г. и ежемесячную минимальную помощь в количестве 400самолетов и 500 танков (малых или средних).

Без этих двух видов помощи СоветскийСоюз либо потерпит поражение, либо будет ослаблен до того, что потеряет надолгоспособность оказывать помощь своим союзникам своими активными действиями нафронте борьбы с гитлеризмом.

Сообщение из газеты«Комсомольская правда» от 13 июля 1941 года.

«12 июля 1941 года состоялосьподписание англо-советского соглашения о совместной борьбе против ГитлеровскойГермании».

Вопросы к документам:

  1. Когда правительство Великобритании приняло решение поддерживать СССР? 
  2. Что обещали сделать британцы для помощи СССР?
  3. Какие виды помощи Сталин просил и почему? (Подтвердите это строчками из документов)

 

 

Группа 2.

 

11февраля 1942г.

И.В. Сталин  Ф.Рузвельту

Разрешите такжевыразить уверенность, что время не проходит зря и обещания насчёт второгофронта в Европе, которые были даны Вами, г. Президент, и г. Черчиллем вотношении 1942 года и уже, во всяком случае, в отношении весны 1943 года, будутвыполнены и второй фронт в Европе действительно будет открыт общими силамиВеликобритании и США весной будущего года.

14декабря 1942 года

Строгосекретное и личное послание            

отпремьера Сталина Президенту г.Рузвельту

Что касаетсяоткрытия второго фронта в Европе, в частности во Франции, то оно, как видно изВашего сообщения, намечается только на август-сентябрь. Мне кажется, однако,что нынешняя ситуация требует того, чтобы эти сроки были максимально сокращеныи чтобы второй фронт на Западе был открыт значительно раньше указанного срока.Для того, чтобы не дать врагу оправиться, по-моему, весьма важно, чтобы удар сЗапада не откладывался на вторую половину года, а был бы нанесён ещё весной илив начале лета.

 

 

1.     Какая проблема обсуждаетсяглавами СССР и США в письмах?

2.     Какие сроки намечаются?

3.     Как предлагает Сталин решитьпроблему?

 

 

Группа 3.

24июня 1943 года

Личное и секретное посланиепремьера

И.В. Сталина

премьер-министру г-ну У. Черчиллю

(ответ Сталина на текст Черчилля,высланный ему

Рузвельтом 24 июня 1943 года)

… условия дляоткрытия второго фронта в Западной Европе на протяжении 1943 года не только неухудшились, а напротив, значительно улучшились. Советское Правительство имеловсе основания считать, что это англо-американское решение будет реализовано,что должная подготовка ведётся и второй фронт в Западной Европе будет, наконец,открыт в 1943 году. Вы заявили о подготовке к вторжению… англо-американскихвойск свыше 1 миллиона человек уже в начале операции.

Вы пишите мне,что Вы полностью понимаете моё разочарование. Должен Вам заявить, что дело идётздесь не просто о разочаровании Советского Правительства, а о сохранении егодоверия к союзникам, подвергаемого тяжёлым испытаниям. Нельзя забывать того,что речь идёт о сохранении миллионов жизней в оккупированных районах ЗападнойЕвропы и России и о сокращении колоссальных жертв советских армий, в сравнениис которыми жертвы англо-американских войск составляют небольшую величину.

 

 

1.     Докажите, почему, по мнениюСталина, условия для открытия Второго фронта в 1943 году улучшились?

2.     Почему Сталин негодует поповоду своих союзников?

3.     Почему союзники не спешилипомогать СССР?

 

Группа 4

Отправлено 6 декабря 1942 года.

 

ЛИЧНОЕ И СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕМЬЕРАСТАЛИНА ПРЕЗИДЕНТУ РУЗВЕЛЬТУ


Ваше послание получил 5 декабря. Приветствую идею встречи руководителейправительств трех государств для установления общей линии военной стратегии.Но, к большому моему сожалению, я не смогу уехать из Советского Союза. Долженсказать, что время теперь такое горячее, что даже на один день мне нельзяотлучиться. Теперь как раз развертываются серьезные военные операции нашейзимней кампании, И в январе они не будут ослаблены. Более вероятно, что будет наоборот.
Как под Сталинградом, так и на Центральном фронте бои развиваются. ПодСталинградом мы держим в окружении большую группу немецких войск и надеемся довести до конца их ликвидацию.

Письмо И.В. Сталина Ф. Рузвельту от 8 сентября 1943 года.
…Что касается нашей личной встречи с участием г. Черчилля, то я также стремлюсьосуществить ее в возможно скором времени. Ваше предложение о времени встречимне представляется приемлемым. Местом же встречи было бы целесообразноназначить страну, где имеется представительство всех трех государств, напримерИран. Однако я считаю необходимым сказать, что придется еще дополнительноуточнить момент встречи, считаясь с обстановкой на советско-германском фронте,где втянуто в войну с обеих сторон свыше 500 дивизий и где контроль со стороныВерховного Командования СССР требуется почти каждодневно.

  1. О чем идет речь в документах?
  2. В каком городе впервые встретились лидеры 3х государств? Почему этот город был выбран для встречи? ( в случае затруднения обратитесь к учебнику – стр. 55)
  3. Почему Рузвельт был «готов лететь на встречу» со Сталиным, а не наоборот?
  4. Какие вопросы лидеры трех держав должны были обсудить при личной встрече?

 

 

Группа 5.

 

ЛИЧНОЕ И СЕКРЕТНОЕПОСЛАНИЕ ПРЕМЬЕРА И. В. СТАЛИНА ПРЕЗИДЕНТУ г. РУЗВЕЛЬТУ Июнь 1943 г.


Ваше послание, в котором Вы сообщаете о принятых Вами и г. Черчиллем некоторыхрешениях по вопросам стратегии, получил 4 июня. Благодарю за сообщение.
Как видно из Вашего сообщения, эти решения находятся в противоречии с теми решениями,которые были приняты Вами и г. Черчиллем в начале этого года, о сроках открытия второго фронта в Западной Европе.
Вы, конечно, помните, что в Вашем совместном с г. Черчиллем послании от 26января сего года сообщалось о принятом тогда решении отвлечь значительныегерманские сухопутные и военно-воздушные силы с русского фронта и заставитьГерманию встать на колени в 1943 году.
После этого г. Черчилль от своего и Вашего имени сообщил 12 февраля уточненныесроки англо-американской операции в Тунисе и Средиземном море, а также назападном берегу Европы. В этом сообщении говорилось, что Великобританией иСоединенными Штатами энергично ведутся приготовления к операции форсированияКанала
23 в августе 1943 года и что если этому помешает погода или другиепричины, то эта операция будет подготовлена сучастием более крупных сил на сентябрь 1943 года.
Теперь, в мае 1943 года, Вами вместе с г. Черчиллем принимается решение,откладывающее англо-американское вторжение в Западную Европу на весну 1944года. То есть — открытие второго фронта в Западной Европе, уже отложенное с1942 года на 1943 год, вновь откладывается, на этот раз на весну 1944 года.
Это Ваше решение создает исключительные трудности для Советского Союза, уже двагода ведущего войну с главными силами Германии и ее сателлитов с крайнимнапряжением всех своих сил, и предоставляет советскую армию, сражающуюся нетолько за свою страну, но и за своих союзников, своим собственным силам, почти в единоборстве с еще очень сильным и опасным врагом.
Нужно ли говорить о том, какое тяжелое и отрицательное впечатление в СоветскомСоюзе — в народе и в армии — произведет это новое откладывание второго фронта иоставление нашей армии, принесшей столько жертв, без ожидавшейся серьезнойподдержки со стороны англо-американских армий.
Что касается Советского Правительства, то оно не находит возможным присоединитьсяк такому решению, принятому к тому же без его участия и без попытки совместнообсудить этот важнейший вопрос и могущему иметь тяжелые последствия длядальнейшего хода войны.

 

 

1.     В чем причина раздражения Сталина?

2.     Как вы думаете, почему союзники медлили?

 

Ознакомьтесь с материалами современного историка ижурналиста:

 

Никита Буранов овтором фронте.

Союзники явно выжидали,кто из противников возьмет верх на Восточном фронте. В 1943 году Красной Армииудалось переломить военную обстановку. Всем стало ясно, что разгромгитлеровской Германии – дело времени.

… Тут-то наши западныесоюзники и зашевелились. Они прекрасно понимали, что если Советский Союз идальше будет действовать так же успешно, то под его влияние может попастьВосточная, а за ней и вообще вся Европа. Плюс к тому международный авторитетСССР, который резко повысился, и по всему миру росла популярность левых икоммунистических идей. Это очень пугало западных лидеров и их спонсоров –капиталистов, получавших огромные деньги на военных заказах и производстве. Онине могли допустить, чтобы Европа стала красной.

Под этим соусом и сталиготовить грандиозную высадку. Как мы уже упоминали, Черчилль очень боялсяСоветского Союза, всеми силами тянул одеяло на себя, а значит, – в сторону Балкан,Греции и Средиземноморья в целом. На этом театре пошли «обкатку» методыпроведения крупных десантов. Операция «Факел» в Северной Африке, высадка наСицилию и в Италию – всё это стало прелюдией и хорошей тренировкой к будущейнормандской операции. Черчилль не смог продавить свою позицию, и высадку решенобыло проводить во Франции. Всё было бы хорошо, только в это время продолжалигибнуть наши бойцы, а большая часть нацистских войск продолжала воевать наВостоке. 

Немецкий историк Рикер

«Когдазападные союзники летом 1944 года предприняли наступление на “крепость Европа”,исход Второй мировой войны практически был уже определен поражением Германии вРоссии: немецкие войска вследствие тяжелейшей трехлетней войны в ВосточнойЕвропе были так ослаблены, что они не могли больше противопоставитьвысадившимся в Нормандии американским и английским войскам стойкогосопротивления… Германия проиграла Вторую мировую войну… еще до вторженияЗапада»

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.47%
НЕТ
41.53%
Проголосовало: 956

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет