ТЕМА УРОКА
«Банковские услуги»
Тип урока:урокизучения нового материала
Цельурока: повышениефинансовой грамотности и информированности учеников в сфере банковских услуг, атакже формирование знаний ключевых банковских понятий и умения использовать ихна практике.
Планируемыерезультаты:
-Предметные:
1. Формированиепредставлений обучающихся о понятиях «банк», «банковская система», «депозит»,«кредит», «микрофинансовые организации», «платежная карта», «банкинг».
2. Описаниеразличных форм банковского обслуживания и финансовых услуг.
2. Умениехарактеризовать и конкретизировать примерами основные финансовые услуги банка;объяснять экономический смысл потребительского кредитования; различать виды ипотребительскую полезность карт; описывать роль дистанционных форм банковскогообслуживания; выражать собственное отношение к правилам финансовойбезопасности.
-Метапредметные:
1. Умениепроизводить простые расчеты на условных примерах: проценты по депозитам икредитам.
2. Проявлениепознавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и уменийдля решения элементарных вопросов в экономике семьи.
3. Контроль исамоконтроль выполнения действий по изучению экономике семьи.
4. Умениепланировать свою деятельность, осуществлять сотрудничество с учителем исверстниками при заполнении чек-листов по элементарным вопросам экономикисемьи.
-Личностные:
1. Осознание себякак потенциального участника банковской системы.
2. Пониманиеважности личного участия в системе банковской деятельности.
3. Овладениеначальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Средстваобучения:
· технические:компьютер, проектор, экран, звуковые колонки;
· интернет-ресурсы:YoyTube;
· дидактическийматериал: УМК Л. Н. Боголюбова и И. В. Липсица;
· видеофрагментиз мультфильма «Простоквашино», «Физминутка»,
· рабочиелисты для каждой группы.
Методыобучения: словесные,иллюстративные, проектный метод, групповой метод работы, метод развитиякритического мышления, работа с текстом, метод контроля и самоконтроля
Планурока:
1. Организационноеначало урока – 5 минут.
2. Изучение новогоматериала (работа в группах) — 20 минут:
· Банковскиеуслуги, предоставляемые гражданам
· Дистанционныебанковские услуги
3. Закреплениеизучение материала (решение практических задач) -10 минут.
4. Рефлексия.Домашнее задание. Выставление отметок – 10 минут.
Ходурока:
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
деятельность учителя |
деятельность обучающихся |
||||
I. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА — 5¢
|
1. Приветственное слово учителя |
Приветствие обучающихся Настрой обучающихся на учебную деятельность – Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли. – Проверим готовность к уроку |
— Организация рабочего места
— Ответное приветствие учителю |
Личностные: — управление своим настроение; — выражение эмоции; — соблюдение дисциплины на уроке Метапредметные: — организация своего рабочего места; — сознательный настрой на познавательную деятельность — умение планировать свою деятельность: определять цели и задачи урока; — умение анализировать финансовую проблему
|
— Организация обучающихся — качественная готовность к уроку
|
2. Интерактивная игра «Поделись позитивом» |
— Давайте проверим, с каким настроением вы пришли на урок? Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. — Не все ребята пришли с позитивным настроем. Давайте им поможем настроиться на урок: улыбнемся, произнесем приятные слова и пожмем руки. |
— Обмениваются позитивными репликами, поднимают настроения одноклассникам. |
— Создание позитивного настроения и комфортной обстановки на уроке |
||
3. Постановка учебной цели и задачи |
Создание проблемной ситуации — Сейчас вам необходимо посмотреть сюжет из мультфильма «Простоквашино» (Слайд 1) и ответить на вопросы: с какой проблемой столкнулись герои? Возникает ли такая проблема в современной семье? Как эту проблему решает семья? (Слайд2) — Семья может обратиться в банк Попытайтесь определить тему урока, его цель и задачи. |
Анализ проблемной ситуации, формулировка темы урока, определение цели и задач урока |
— Осознание темы урока — Формулирование цели и задач урока — Решение проблемного вопроса |
||
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА — 20¢
|
1. Беседа с обучающимися |
— В современном мире каждый человек должен обладать определенными финансовыми знаниями, навыками, так как это повышает его конкурентоспособность на рынке труда, вселяет в него уверенность и, в конечном счете, облегчает жизнь. Сегодня на уроке мы попробуем расширить наши знания о банковской системе и услугах предоставляемых банками, также попробуем применить на практике полученные знания. Знакомство обучающих со значением понятий «банк», «банковская система», «функции банка» из словаря терминов (Приложение №1) Объяснение значения Центрального банка РФ для государства и общества.
|
Запись определения термина «банк», «банковская система» в тетрадях из словаря терминов |
Личностные: — развитие познавательного интереса по теме; — формирование границ собственного знания и «незнания» Метапредметные: — проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний для решения задач в области личных и семейных финансов Предметные: — ознакомление с понятиями «банк», «банковская система»; — рассмотрение структуры банковской системы — определение функций банка |
— Понимание сущности терминов «банк», «банковская система», осмысление функций банка |
2. Опрос по терминам |
— Выбор 5 спикеров групп. — Опрос по терминам: инфляция, семейный бюджет, реальный доход, номинальный доход, сбережения.
|
Раскрытие смысла термина (обучающийся, который дал полное определение термину, становится спикером). Спикеры набирают команду в группы для создания мини-проекта: Группа 1 «Депозит (или вклад)» (Приложение 2) Группа 2 «Кредит и его виды» (Приложение 3) Группа 3 «Микрофинансовые организации» (Приложение 4) Группа 4 «Платежная карта (банковская карта)» (Приложение 5) Группа 5 «Дистанционное банковское обслуживание» (Приложение 6) |
Личностные: — понимание принципа хранения денег на банковском счете; — оценивание вариантов использования финансовых услуг для удовлетворения своих бытовых вопросов; — осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих затрат; — осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании; — умение рассчитывать банковский процент; — умение пользоваться банковской картой и услугами бакинга; — умение оформлять кредит; — умение высказывать свои мысли; — умение работать в группе, строить коммуникацию с одноклассниками и учителем — ведение здорового образа жизни Метапредметные: — умение сознательно организовывать свою деятельность; — умение выполнять познавательные и практические задания с использованием проектной деятельности; — использование причинно-следственных связей; — искать необходимую информацию на сайтах банков и др. финансовых организаций; — оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; — откладывать деньги на определенный срок, используя банковские услуги; — умение защищаться от мошенников Предметные — знакомство с основными видами банковских услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережений на различных этапах жизненного цикла |
— Понимание сущности понятий «депозит», «процентная ставка», «банковский кредит», «потребительский кредит», «ипотечный кредит», «целевой кредит», «МФО», «платежная карта», «дебетовая карта», «кредитная карта», «банкомат», «мобильный бакинг», «онлайн-бакинг» . Описание различных форм банковского обслуживания и финансовых услуг — Умение характеризовать и конкретизировать примерами основные финансовые услуги банка; — Объяснение экономический смысла потребительского кредитования; — Умение различать виды и потребительскую полезность карт; — — Умение описывать роль дистанционных форм банковского обслуживания — Выражение собственного отношения к правилам финансовой безопасности — Проектирование своей деятельности — Умение работать в команде — Умение брать ответственность за членов команды на себя — Осуществлять контроль и самоконтроль
|
|
3. Работа в группах |
Осуществление контроля
|
Работа в группах по заданиям рабочего листа. Подготовка к ответам на вопросы с опорой на рабочий лист. Защита мини-проекта.
|
|||
4. Физминутка |
Проведение физминутки https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429 |
Выполнение упражнений физминутки |
|||
III. Первичное закрепление изученного материала — 10¢ |
Мини – практикум (Приложение 6) |
Выполнение практических заданий для закрепления темы урока: — решение задач (Приложение 7)
|
Решение практических заданий с применением полученных знаний на уроке |
Личностные: — Понимание принципа хранения денег на банковском счете; — понимание возможных рисков при сбережении, взятии кредита в банке и иных финансовых организациях Метапредметные: — умение использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
|
— Умение вести расчеты с целью определения суммы долга займа; — Умение определять сумму банковского процента; — Умение делать правильный выбор по улучшению личного и семейного благосостояния, определять риски |
IV. Рефлексия деятельности — 5¢ |
«Заполни анкету» |
Организация обсуждение итогов урока, оценка степени усвоения обучающимися темы урока — Банки и банковские услуги на сегодняшний день прочно вошли в нашу жизнь. Современные банки предоставляют следующие услуги: депозитные вклады, кредитование, валютные операции, платежные и кредитные карты. С увеличением темпа жизни банки стали предлагать дистанционные услуги такие как мобильный банк, банкоматы. С их помощью облегчается процедура управления своими счетами. |
Оценка своей работы на уроке, качество усвоения знаний Заполнение анкеты (устно) 1. С какими новыми терминами вы познакомились сегодня на уроке? 2. В какой жизненной ситуации вам может пригодится знание этих терминов? 3. Какие новые навыки и умения мы приобрели сегодня на уроке? 4. Где и как мы можем применить их на практике? 5. Считаете ли вы, что ваша финансовая грамотность немного повысилась? 6. Какие еще темы из области экономики и финансов вас интересуют?
|
Личностные: — умение рассчитывать сумму и процент переплаты кредитов и займов — умение проверить себя; — умение давать оценку своим действиям
|
— усвоение темы уроки, осознание достигнутых обучающимися цели и задач урока |
V. Выставление отметок. Домашнее задание — 5¢ |
|
— Выставление отметок и краткий анализ — Домашнее задание —проведите мини-исследование на тему «Современная ипотека в России». Подготовьте устное сообщение (презентацию) о целях, условиях ипотеки, правах и обязанностях участников и их возможных рисках — На этом урок окончен. До свидания, ребята! |
— Запись домашнего задания в дневник
|
|
— Умение осуществлять самоконтроль |
Приложение1.
Словарьтерминов.
Банк –это финансовый посредник, который является кредитной организацией и имеет правопривлекать денежные средства и размещать их, выдавая кредиты или инвестируяденьги в различные финансовые инструменты.
Банковскаясистема – этосовокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельныхэкономических организаций, выполняющих банковские операции.
Основные функции банка –это привлечение денег населения на вклады, размещение их на счета, выпуск иобслуживание карт, выдача кредитных продуктов, совершение безналичных переводови операций с валютой и драгоценными металлами.
Приложение 2
Группа№ 1 «Депозит (или вклад)» (стр.212-213)
Спикер_______________________________________________________________________________________
1.Депозит – это_________________________________________________________________________________________.
2.Процентная ставка _____________________________________________________________________________________.
3.Плюсы депозита _______________________________________________________________________________________
4.Минусы депозита _____________________________________________________________________________________.
![]() |
Приложение3
Группа№ 2 «Кредит и его виды» (стр.213-214)
Спикер_________________________________________________________________________________________
1.Банковский кредит – это ________________________________________________________________________________.
2.Характеристики кредита _______________________________________________________________________________.
3.Плюсы кредита ________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________.
3.Минусы кредита ___________________________________________________________________________________.
4.Целевые кредиты ______________________________________________________________________________________.
5.Потребительский кредит _______________________________________________________________________________.
6.Ипотечный кредит____________________________________________________________________________________.
Приложение4
Группа№ 3 «Микрофинансовые организации» (стр.214-216)
Спикер_________________________________________________________________________________________
1.МФО – _____________________________________________________________________________________________.
2.Плюсы МФО _________________________________________________________________________________________.
3.Минусы МФО _______________________________________________________________________________________.
4.Обмен валюты — _______________________________________________________________________________________.
Приложение 4
Группа№ 4 «Платежная карта (банковская карта)» (стр.216-218)
Спикер_________________________________________________________________________________________
1.Платежная карта (банковская карта)______________________________________________________________________.
2.Дебетовая карта — ______________________________________________________________________________________.
3.Кредитнаякарта — _____________________________________________________________________________________.4. Плюсы банковской карты_______________________________________________________________________________.
5.Минусы банковской карты ______________________________________________________________________________.
6.Алгоритм пользования банковской картой
![]() |
Приложение № 5
Группа№ 5 «Дистанционное банковское обслуживание» (стр. 218-220)
Спикер_________________________________________________________________________________________
1.Использование банкомата — _____________________________________________________________________________.
2.Мобильный банкинг — __________________________________________________________________________________.
3.Онлайн – банкинг — ____________________________________________________________________________________.
4.Принципы безопасности: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 7
Мини-практикум
«Потренируемся»
Решите задачи:
Задача№1.Семье Ивановых на покупку дома не хватает 500 000 рублей. Какой варианткредита выбрать? Почему?
Задача №2.14-летнемуИвану родители оформили дебетовую банковскую карту. Теперь они могутперечислять ему денежные средства безналичным способом. Укажите какиепреимущества дает такая форма хранения и пользования денежными средствамиИвану. Дайте Ивану один любой совет, что необходимо учитывать при использованииданной карты, чтобы не стать жертвой мошенников.
Задача №3.Вкладчик внес в банк 1200 р. В какую сумму вклад превратится через год, еслибанк начисляет доход в размере 4% годовых?
