X-PDF

Технологическая карта урока биологии 8 класс тема Строение и функции головной мозг.

Поделиться статьей

 

 Технологическаякарта урока

Предмет, класс – Биология 8 .

Тема:Строение и функции головной мозг   “Мозг– самое совершенное и сложное создание земной природы”. И. П. Павлов

 

Цель: ознакомить обучающихся с особенностямистроения и физиологическими функциями головного мозга.

1.     Задачи: образовательная: изучитьстроение отделов головного мозга и их функции, регуляцию сложных рефлексов ивсей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов.

2.     развивающая:продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений,обобщений,  а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов;совершенствование знаний, умений, навыков.

3.     воспитательная: поощрениелюбознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке;профилактика травматизма, правовое воспитание.

 

Тема урока

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Лабораторная работа №3 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

   

Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга

Борозды. Извилины. Демонстрация

Модель головного мозга человека

Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга

Выполняют лабораторную работу.

Предметные.

Описать по рисунку строение головного мозга

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга

Называть функции отделов головно­го мозга; долей коры больших по­лушарий

Интеллектуальный уровень. Сравнивать строение головного и спинного мозга

Метапредметные.

Проводить биологические исследования и делать выводы.(П)

Самостоятельное формулирование познавательной цели.(Р)

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.(К)

Личностные

Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга

 

 

Оборудование: муляж головного мозга, таблица «Строениеголовного мозга».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока: изучение новой темы.

 

Виды работы, формы и методы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихсяся

Планируемые результаты

 Этапы урока

 

 

 

 

Орг. момент.

Этап мотивации к учебной деятельности

 

Проблемная ситуация

Ситуация успеха

Прозвенел звонок,

И весь класс умолк.

Тему будем изучать,

Знания новые получать.

Тайны сознанья, загадки природы

Людей волновали, манили всегда

Разум и воля подвигли народы

Исследовать космос, ваять города.

Поведенье, сознанье, воля, рефлексы Все изучают в науке врачи Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги, Центральной нервной системы ключи.

Прослушивание проблемного вопроса

Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

— умение слушать и вступать в диалог

Вопросыклассу:

–Какую систему органов мы сейчас изучаем? (нервную)

 –Почему она является самой сложной в изучении? (ей подчиняются все системыорганов организма, сложно устроена, недостаточно изучена)

-Как называются клетки нервной системы? (нейроны)

-Каково строение нейронов? (тело, короткие отростки – дендриты, длинныеотростки – аксоны)

– Зависит ли наша учеба и настроение отнервной системы? (От работы головного мозга? )

Передначалом урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили своё сегодняшнее “минутное” настроение.

Плохое– тишина, волнительное -1 хлопок, хорошее -2 хлопка.

Учитель знакомит с сопроводительнымлистком на парте у каждого ученика (беседа, объяснение алгоритма действий)Знакомит обратной стороной в табличке: “что я знаю”, “что узнал”, “что хочу ещёузнать”

Повторение изученного материала

 

 

фронтальная

Чтобы перейти к изучению новой темы мы повторим изученный материал о нервной системе.

1.«Незаконченное предложение»:

1.Нервная система – это …

2. Нейрон – это …

3. Серое вещество состоит из …

4.Белое вещество состоит из …

5. Рефлекс – это …

6. Рефлекторная дуга – это…

7. Органы, входящие в ЦНС – это…

8. Периферическая нервная система состоит из … .

9.Спинной мозг состоит из сегментов-

10. Функции спинного мозга….

Изучение нового материала

фронтальная

Как думаете, что мы будем изучать на уроке?

 

 

 1. Какие ассоциации вызывают у вас слова «головной мозг»?

 

Подумайте и сопоставьте два факта: у лягушки с удаленным головным мозгом некоторое время сохраняются спинномозговые рефлексы (на раздражения реагируют согласованно все конечности), а у млекопитающих животных при полном поражении головного мозга наступает смерть.

— Объясните, почему. В каком направлении шла эволюция нервной системы позвоночных животных?

 

— Какие задачи нам нужно решить, чтобы добиться цели?

— Зачем нам эти знания?

Учитель: эпиграфом нашего урока слова Гипократа

 «Мозг-центр всех центров и главный орган ума»

Формулируют цель и задачи урока. Отвечают на вопрос.

 

 

в сопроводительном листе заполните I  и II графы в таблице с информацией: “что я знаю по теме”, “что хочу знать”.

 

 

 

–У советского писателя – фантаста Александра Беляева есть интересноепроизведение, написанное в прошлом веке, но по мыслям опередившее время. Этопроизведение может кто–то из вас читал. Называется оно: “Голова профессораДоуэля”. Суть его сводиться к тому, что величайший профессор – нейрохирургДоуэль после своей смерти (физической) остался жить, правда, частично: быласделана операция по отделению головы от туловища, а при помощи трубочек спитательным раствором и кислородом поддерживать не только физиологическоесостояние головы, но и наблюдались обычные процессы: бодрствование, сна,эмоции. Возможно ли это сейчас? Почему работающий мозг человека – тайна “засемью печатями»?

– Наверное, из-за того, что мозг – самое малоизученноеместо.

Конечно,можно знать обо всех его извилинах, бороздах, знать рефлексы, но … как именноработает память, мышление, где зарождаются эмоции, почему возникают особенностипсихики – всё это еще мало изучено. Кто знает, может среди вас, сейчас сидящихв классе, будут в дальнейшем медики, физиологи, хирурги!

Изреальной, не фантастической жизни известны случаи, когда человек, у которогопарализован спинной мозг и не двигаются конечности, продолжают жить изаниматься умственным трудом. ( слушают, анализируют выдвигают своигипотезы)

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

 

– Как вы думаете, почему в такой ситуации сохраняетсясознание, мышление, работоспособность? (Так как остаётся работать головноймозг)

На эти и многие другие вопросы нашли ответоснователи современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов ИванПетрович.

Ребята, обратите внимание перед вамипредставлены их портреты. Но еще задолго до их открытий

Гиппократ сказал: “Мозг – центр всехцентров”.   Вот этот главный орган мы и будемсегодня изучать.

Насегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашегоорганизма – к мозгу человека.

 

Слово физиологам, нашим экспертам в области “головноймозг в цифрах” (выступление эксперта в приложении№1 к уроку)

 Проблема: Можно лиутверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Массаголовного мозга у взрослого человека колеблется от 1300 до 1400г .Обычно массаголовного мозга у женщин меньше … почему?

 

 

Головной мозг состоит из 5 главных отделов, его можно представить следующим образом.

Слайд (схема), демонстрация модели мозга человека.

 

Наблюдают за демонстрацией и отвечают на вопросы. Называют отделы мозга

 

Несмотряна наличие защитных оболочек, мозг может сильно повредиться. Первое местосреди черепно-мозговых травм занимает сотрясение, второе ушиб головногомозга.

Тканьмозга поражается в области непосредственного воздействия травмирующего фактора.Может возникнуть такая тяжелая степень повреждения, как размозжение мозговойткани.

— Какие практические выводы можно сделать из этихфактов?

 Подросткистремятся к экстремальным видам спорта, для большинства которых требуетсяасфальтовое покрытие. Скейтборд, ролики, вело– и мотоспорт, все они чреватыпадением и тяжёлыми травмами.

Вот, ребята, очень много травм происходит в школе вовремя перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, чтоученики ударяются затылком и их после этого тошнит- это признак сотрясенияголовного мозга

Нужно ли беречь голову отударов и травм? Как? (нужны шлем или шапка, средства защиты на руки и ноги).

-Купаетесь ли вы в местах, запрещенных для купания? Что может произойти припрыжках в воду?

 Увы,статистика свидетельствует, что только один удар головой о твердый предмет надне способен прекратить работу продолговатого мозга, где концентрируется дваглавных действия: сокращение сердца и работа дыхательной системы. Вдумайтесь вэту фразу: “маленький участок мозга в основании черепа и две главные функциижизнеобеспечения!”.

3.2. Деление классна группы: ребятам предоставляется возможность взять по одному  разноцветномустикеру. Деление на группы происходит по цветовой гамме (6 цветов стикера – 6 команд).Далее идёт работа по группам. Каждая группа получает задание для дальнейшегосамостоятельного изучения темы.

Работаем попринципу: “Учусь сам, учу другого».

Задание:    используятекст учебника изучить:

1 группа – средний мозг

2 группа – продолговатый мозг

3 группа – мост

üсоставитьхарактеристику  строения своего отдела, записать в рабочую тетрадь; выделить изаписать в рабочую тетрадь функции вашего отдела головного мозг (образец надоске)

 

ВалеологическаяФизминутка!

1. Дети закрываютглаза, опускают голову на парту.

Вы -маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Вашистебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся подсолнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые ирадужные цветки. Жизнь прекрасна. Но настало время проснутся…

Детиподнимают голову и потягиваются, как после хорошего сна.

2.«Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, головуназад

3. Дыхание«оживляющее нервы»: исходное положение: стоя, рукиопущены;сделайте полный вдох; задержите дыхание; сожмите руки в кулаки;медленноподнимите руки через стороны вверх; оставайтесь в этом положении пока хватитвоздуха; медленно выдыхая, опустите руки; сделайте очищающие дыхание.

Выявлениев ходе экспериментальной работы функций отделов головного мозга.

Защита 1группы: продолговатый мозг (2 и 3 гр заполняют таблицу)

Выявитефункции  продолговатого  мозга.

Опыт 1. Сделайтеподряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?

Опыт 2. Сделайтедва-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием.

Ответьтена вопросы:

1.     Какиефункции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?

2.     Какие ещефункции этого отдела головного мозга Вам знакомы?

Защита2 группы: мост – меняют мимику!

Защита3 группы: средний мозг

Выявитефункции среднего мозга

Рефлексыдругого отдела головного мозга, среднего, мы ощущаем также постоянно. Это рефлексыориентировочные.. Этот рефлекс важен для каждого: “а вдруг там опасность? Нужнооборонятся?”

Хлопнутьнеожиданно в ладоши……. Кто-то вздрогнул произошел рефлекс среднего мозга

Опыт 1. Работупроводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание экспериментуемому,предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает владоши. Что происходит?

Ориентировочныйрефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным,тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Рефлекторный ответзаключается в настораживании, повороте головы, глаз по направлению к новомуобъекту, прислушивании.

– Почемуориентировочный рефлекс имеет большое приспособительное значение? (онпозволяет быстро заметить и оценить изменения, происходящие во внешней среде.)

Опыт 2.Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблоки вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?

Ответь навопрос:    Какие функции среднего мозга удалось установить спомощью данных экспериментов?

 

Выявитефункции мозжечка

Если хотите узнать, все ли в порядке с вашим мозжечком:

Опыт 1.  то встаньте, сдвинув ноги, вытяните вперед руки и закройте глаза. Человек с поврежденным стволом мозжечка в такой позе стоять не может, начнет покачиваться или даже упадет. Затем попробуйте в быстром темпе касаться кончика носа указательным пальцем левой и правой руки попеременно. Если попадаете точно по кончику носа, то полушария вашего мозжечка функционируют нормально

 

Пронаблюдайте, как устраняются движения, возникающие в силу инерции, благодаря функциям мозжечка.

Опыт 2 Учитель захватывает руку испытуемого, согнутую в локте, за предплечье и предлагает тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Тогда когда ученик будет выполнять это действие с достаточным усилием, учитель неожиданно отпускает руку, с тем чтобы она двигалась по инерции. Но этого движения не происходит. Ученик делает небольшое рывок и останавливается: благодаря функции мозжечка движение, возникшее по инерции, затормаживается

Учащися выполгяют

 

 

 

 

Что происходит с рукой?

Ответь навопросы:

1. Какуюфункцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?

2. Какуюфункцию мозжечка Вы определили с помощью торможения движений, возникших в силуинерции?

Многиеиз вас легко изобразят (как это не печально) походку пьяного человека.Опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерциинесколько шагов в том же направлении.

— Почемуэто происходит? (рефлексы, осуществляемые с участием мозжечка,нарушены под действием алкоголя, и затормозить движения по инерции, он не всостоянии).

– Почемуво всех странах садиться за руль машины, самолёта нетрезвому человекукатегорически запрещается? (Начавшиеся движения не могут закончитьсявовремя, они продолжаются в силу инерции, в результате – излишне резкиеповороты, резкие нажатия на тормозную педаль,  можно совершить ДТП)

Представьте такуюситуацию: человек хочет взять стакан, но промахивается, после нескольких попытокберет его, но роняет. При попытке писать делает лишние движения. Определите местонахождениеопухоли в головном мозге и объясните состояние больного?

Ответ:Опухоль в области мозжечка, т.к. он контролируеткоординацию движений и соединяет отдельные движения воедино. У больного явныенарушения координации движений.

6.Закрепление материала

-Проведем практическую простую работу:

у вас в тарелочках разложены витаминки –драже. Положите ее в рот и закройте глаза. Чувствуете, что во рту выделиласьслюна? А теперь ее стало много, и витаминка легко проскользнула по пищеводувнутрь. Это – пример работы какого отдела мозга? (Продолговатого мозга)

— А рефлекс?(Глотания и выделени на пищуслюны).(продолговатый)

-Амогут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)

— Функцию какого отдела мозга мы невыяснили на уроке? (Большие полушария)

 -Самая молодая в эволюционномотношении часть центральной нервной системы это большие полушария, которыеотносятся к переднему мозгу.

 

 

– Перед вами на столах в чашках лежат очищенные грецкие орехи. Как вы думаете, почему именно они? ( Потому что они похожи на полушария большого мозга. Потому что они полезны и вкусны).– Да, действительно это так. Вы увидели сходства, а можно эти продукты еще, и съесть, кстати, весьма полезно для работы головного мозга, так как содержат много жиров, масел, витаминов и незаменимых аминокислот. Угощайтесь на здоровье!

Рассматривают орехи, выдвигают предположения почему именно они

Угощаются орехами.

–Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему?( Нет, не может.  Ведь дажестарые люди остаются умными, мудрыми)

– Действительно, мозг человека за жизнь неустает, наоборот, мы ленимся, не нагружаем его по полной программе (выполнениепроверки закрепление) — Теперь выполним тест по данной теме. (I и IIвариант). Приложение

Функцию какого отдела мозга мы не выяснилина уроке? (Большие полушария)

 -Самая молодая в эволюционномотношении часть центральной нервной системы это большие полушария, которыеотносятся к переднему мозгу.

 

Существуеттакая пословица: “И в маленькой голове.  Большому уму не тесно”.

Я желаю вам всембыть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только побиологии.    

Рефлексия.

Наш урок близится к завершению. В заключении я хотела бы привести интересный факт из жизни величайшего, гениального композитора Людвига Бетховена. Он очень сильно болел, затем оглох, но музыку писал, воспринимая колебания через предметы: трость, стул. Давайте послушаем его произведение “Лунная соната”.  А пока звучит музыка, заполните графу “что я узнал (а) на уроке” в сопроводительном листе.

– Что мы узнали на сегодняшнем уроке?  

– Что стало для вас самым интересным?

– Достигли мы цели?

– Какой же главный вывод с нашего сегодняшнего урока?

Учитель помогает, “корректирует” мысли учеников

Ученики заполняют листок и графу “что я узнал (а) на уроке” под музыку.

 

 

Ответы учеников самые разные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет