Технологическаякарта урока истории в 8 классе
Темаурока: 11 марта 1801года. История заговора и егопоследствий
(07.05.2022г)
Тип урока:изучениенового материала.
Цель:
- выявить противоречивый и непоследовательный характер внутренней политики Павла I;
- способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к данному историческому деятелю;
- продолжить создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения высказывать и аргументировать ее;
- продолжить развитие умений анализа материала, работы с историческими документами, таблицами;
- способствовать дальнейшему развитию толерантности, уважения к другой точке зрения.
Задачи:
-образовательные:
üОпределитьфакторы, повлиявшие на формирование характера и взглядов будущего императораПавла I
üПроследитьосновные направления внутренней политики Павла I
üПознакомитьс особенностями внешней политики императора; выявить причины сменывнешнеполитического курса России на рубеже XVIII—XIX веков;
üВыявитьпричины дворцового переворота 11 марта 1801 года;
-развивающие:
Продолжить формирование основных умений:анализировать исторические факты и делать выводы, систематизировать их иобобщать, формулировать собственную точку зрения на исторические события иисторическую личность, выступать перед аудиторией; продолжитьформирование умений работать с историческими документами. Создавать условия длядальнейшего развития общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания,классификации, обобщения и самоконтроля, самоанализа. Способствовать дальнейшемуразвитию творческих способностей учащихся посредством выполнения индивидуальныхзаданий.
-воспитательная:
Пробуждение интереса и уважения к роднойистории, развивать интерес к деятельности исторических личностей.
Формыработыучащихся: фронтальные, индивидуальные, в парах.
Оборудованиеурока:
-учебное пособие:
-презентации;
-мультимедийный комплекс (фрагментхудожественного фильма «Бедный, бедный Павел», картины);
-таблица;
-отрывки из исторических документов.
Ход урока:
Этап урока |
Используемые ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
время |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||
Привлечение внимания учащихся к работе: Организация внимания и внутренней готовности учащихся. Мотивация. |
|
Слайд №1 (мотивационный момент) |
Подготовка к работе. |
1 |
||||||||||
Побуждение учащихся к постановке целей, задач урока. |
|
Ребята, какие цели вы бы поставили в рамках заявленной темы? Что бы вы хотели узнать? Чему научиться? |
Ставят цели: — пополнить свои знания об истории России; — кто правил в это время? — как личностные качества правителя влияют на политику государства в целом? — а что именно послужило причиной заговора? — как заговор повлиял на дальнейшее развитие России? |
10 |
||||||||||
А с помощью каких средств вы сможете пополнить свои знания?
|
Отвечают: — с помощью учебника; — исторических документов; — дополнительной литературы; -сообщений одноклассников; — Интернета |
|||||||||||||
Изучение нового материала: Усвоение новых знаний и способов действия. |
Слайд №1
Слайд №2 План урока Знакомство обучаемых с ходом урока.
|
Представление нового материала Рассказ учителя об оценке данного исторического события и в оценке правления Павла Ι, в исторических исследованиях |
Заговор 11 марта 1801 года.
|
25 |
||||||||||
|
Презентация№2 Биографическая справка о Павле Ι. |
О Павле Ι, что это был за правитель, более подробно нам расскажет Смирнова Мария |
Презентация Смирновой М. Учащаяся в конце выступления делает выводы относительно личности императора Павла Ι. Обучающиеся заносят в тетрадь характеристики Павла Ι
|
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||
|
|
Павел был противоречивой фигурой. А как на самом деле смотрели на царя его современники? Откройте 1-й параграф учебника, на партах лежат документы которые раскрывают некоторые стороны характера императора. Обучаемым предлагается изучить их, проанализировать и высказать свое мнение о Павле Ι. |
Обучаемые читают 1 пункт параграфа, исторические документы, анализируют, и на их основе сами определяют, каким же человеком был император Павел Ι, высказывают свое мнение .
|
|
||||||||||
|
Учащимся предлагается углубить свои знания и представления о личности Павла Ι на основании выступления одноклассников Даши Куликовой и Маши Камеристой, которые провели небольшую исследовательскую работу и нашли положительные моменты в характере императора, и в его действиях и отрицательные точки зрения современников Павла Петровича |
Слушают выступление, записывают характеристики Выступающие используя элементы дискуссии отстаивают свою точку зрения, делают собственные выводы.
|
||||||||||||
Слайд № 11. к чему могло привести подобное правление императора?
Слайд № 12 К ЗАГОВОРУ Слайд № 13 |
На основе своих личных сложившихся представлений и выступлении учеников, учитель задает вопрос: к чему могло привести подобное правление императора? |
Ответ обучающихся: «К ЗАГОВОРУ»
|
||||||||||||
Елочка |
Учитель предлагает отдохнуть вместе со спортивной елочкой. Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1158 |
Вместе с учителем делают упражнения, которые показывает елочка |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||
|
Слайд № 14
|
А как готовился заговор, кто был его автором, участниками, какие цели они ставили перед собой и добились ли их исполнения, нам расскажет Тарасова Даша.
|
У учащихся на партах лежат таблицы, которые следует заполнить по ходу выступления.
«Заговор против Павла-1»
После выступления Даша фронтально опрашивает детей по основным моментам доклада. Давайте, посмотрим, что вы усвоили из предложенного мною материала:
— когда произошел заговор; — какова была цель заговора; — сколько было групп заговорщиков; — состав заговорщиков; — где произошло убийство Павла.
|
|
||||||||||
|
Слайд № 15
|
Обращение к уже имеющимся знаниям учащихся: «Какие еще примеры из истории России, связаны с убийством родственников из за власти?»
|
Ответы обучаемых:
«— Иван Грозный и сын Иван»; «- Петр I и сын Алексей»; «- Екатерина —II и Петр III» |
|||||||||||
Учитель предлагает посмотреть фрагмент из х/ф «Бедный, бедный Павел».
|
Смотрят отрывок фильма. |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||
Оценка усвоенных на уроке знаний
Опираясь на знания, полученные на уроке ученики должны уметь аргументированно отвечать на вопросы учителя.
|
Обращение к полученным знаниям как финальная оценка |
Задает вопросы: 1. Какую тему урока мы изучили? 2. Что нового узнали?
|
Отвечают на вопросы учителя: 1. Заговор 11 марта 1801 года.
2. — кто правил в это время; — увидели, как личностные качества правителя могут влияют на политику государства в целом и на судьбу отдельного человека; — причины заговора против Павла I
3. Поговорили об особенностях внутриполитических преобразований Павла I, получили представление о внешнеполитическом курсе государства, заполнили таблицу. Познакомились с новыми историческими личностями. |
2 |
||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
|
Предлагает: «Охарактеризуйте личность Александра I. Что повлияло на формирование его взглядов, убеждений, черт характера? И отвечая на поставленные вопросы, я предлагаю вам выбрать один из 3 вариантов выполнения работы: Для этого вы можете: 1.использовать материал 1 –го параграфа; 2.приготовить презентацию или сообщение используя дополнительные источники ( энциклопедии, словари, справочники и др.) 3. составить более объемную |
Подают дневники для выставления оценок, записывают домашнее задание. |
1 |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||
|
|
характеристику личности императора опираясь не только на учебник и дополнительную литературу, но и на исторические документы , показать каким вы увидели Александра, как вы его восприняли, как вы его прочувствовали. Запишите предложенные варианты, и дома выберите тот, который для вас более приемлем.
|
|
|
Приложения: 1.Презентация к уроку
Разработано учителем истории и обществознания -Макиной Татьяной Романовной, МБОУ СШ№1 г.Советская Гавань,