Тема: Кислоты,их классификация и свойства
Типурока: Уроккомбинированный
Цели: 1) Способствоватьформированию понятий о кислотах как классе электролитов. Рассмотретьклассификацию кислот по различным признакам.
2) Развиватьумение систематизировать изученный материал, применять знаний в незнакомойситуации.
3) Воспитыватьпонимание единства естественнонаучной картины мира.
Лабораторныеопыты: (взаимодействиекислот с основаниями), взаимодействие кислот с оксидами металлов, взаимодействиекислот с металлами, взаимодействие кислот с солями.
Методыобучения: наглядные,словесные (систематизирующая беседа, объяснение), практические (химическийэксперимент)
Формыработы учащихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная
Средстваобучения: учебник(О.С.Габриелян Химия. 8 класс); компьютер, проектор, электроннаяпрезентация
1. Проверкаранее усвоенного материала и актуализация опорных знаний
1) В чемзаключается сущность ионного обмена?
2) Каковыусловия практически необратимого протекания реакций ионного обмена?
3) Какиевещества называют кислотами?
4) Из перечнявеществ выберите кислоты: H3PO4, CO2, Ca3(PO4)3,H2SO4, HCl, KOH, H2CO3.
2. Проблемныевопросы урока
По каким признакам можно классифицировать кислоты? Каковыобщие свойства кислот? Чем они обусловлены?
3. Сообщениетемы и цели урока
(записываютчисло и тему в тетрадь)
4. Изучениенового материала ( с опорой на содержание §39учебника)
Действия учителя |
Действия учеников |
Рассказывает о значении кислоты в нашей жизни. Кислоты являются частью нашей жизни. Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность, так как наш желудочный сок представляет собой самую настоящую соляную кислоту. Она достаточно агрессивна для того, чтобы полностью растворить небольшой кусок металла за неделю. В природе самое большое количество серной кислоты в мире находится в озере Смерти на Сицилии. Даже насекомые не рискуют подлетать близко к этому месту. На дне озера находится два природных источника, которые выбрасывают это вещество в воду, тем самым делая ее непригодной для жизни. Не самый известный факт — одним из ингредиентов «Кока-колы» является ортофосфорная кислота. Задание 1 Откройте учебники на с.235. Рассмотрите таблицу 10 «Классификация кислот». Выпишите признаки классификации кислот. |
Слушают рассказ учителя, настраиваются на получение новых знаний.
Работают самостоятельно с учебником. Оформляют записи в тетради. Предполагаемый ответ: Кислоты можно классифицировать по различным классификационным признакам: • наличие кислорода в кислотном остатке; • основность (число атомов водорода); • растворимость в воде; • летучесть; • степень электролитической диссоциации; • стабильность. |
Какими бы разными ни были кислоты, все они образуют при диссоциации катионы водорода, которые обуславливают ряд общих свойств. Рассмотрим типичные реакции кислот.
|
Слушают учителя. |
Демонстрирует опыты. Задание 2. Просмотрите опыты, Составьте соответствующие молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Представленная информация была полезной? ДА 60.58% НЕТ 39.42% Проголосовало: 1304
|
Проводят наблюдение, делают записи в тетради. Предполагаемый ответ: 1. Протекает между любыми кислотами и основаниями. HCl + NaOH = NaCl + H2O или H+ + OH— = H2O
Предполагаемый ответ: 2. Протекает между большинством кислот и оксидами металла. СuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O или CuO +2H+ = Cu2+ + H2O
Предполагаемый ответ: 3. Протекает при выполнении условий: · Металл в ряду напряжений должен находиться до водорода; · Должна получиться растворимая соль; · В реакции участвует раствор кислоты; Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ или Zn0 +2H+ = Zn2+ + H2O ↑
Предполагаемый ответ:
4. Протекает при выполнении условий: Образуется осадок; Образуется газ; H2SO4 + BaCl = BaSO4↓ + 2HCl или Ba2+ +SO22- = BaSO4 ↓
|
5. Закреплениенового материала
Действия учителя |
Действия учеников |
Задание 3. (упр.2 с.242) Дайте характеристику азотистой кислоты, используя различные признаки классификации кислот.
|
Читают условие задания, обдумывают ответ.
|
6. Рефле́ксияи задание на дом:
Действия учителя |
Действия учеников |
Выставляет и комментирует отметки за урок. Проводит рефлексию. Информирует о домашнем задании. §39, упр.4(а) с.242 |
Отвечают на проблемные вопросы по уроку.
|
