ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
учителя МБОУ «СОШ№55» г. Чебоксары
Григорьевой Антонины Алексеевны
1.ИНФОРМАЦИЯ ОБ УРОКЕ
Класс/группа: 5 класс
|
Предмет/учебная дисциплина: Литература
|
Тема: «В этом человеке я нашёл что-то родное…»: взаимоотношения отца и сына (по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»)
|
Тип урока: урок — «открытие» новых знаний.
|
Место урока в программе: Раздел 8, урок в разделе 4-ый
|
Методы/технологии/: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация)
|
Приемы: презентация, диалог, выразительное чтение (и учеником, и учителем), фронтальный опрос, кластер, синквейн.
|
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
|
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, плакат с изображением дружной семьи на фоне солнца…
|
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (кластер)
|
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
— формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
|
-обеспечит-с — создать условия для формирования результатов: регулятивных УУД: — формулировать тему и цели урока; — развить навыки познавательной деятельности (почему?) — умения выполнять самооценку, рефлексию. коммуникативных УУД: — формировать умение аргументировать своё мнение, убеждать и уступать; — формировать умение находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
|
— формирование уважительного отношения к иному мнению; — развитие мышления, внимания; — развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. — создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся. — создать условия для формирования умения сопереживать герою, находить выход из создавшейся ситуации
|
Ресурсное обеспечение урока: компьютер,проектор, презентации, учебник, тетради по литературе, на доске — плакат с изображениемдружной семьи на фоне солнца, на ресурсном столе лежат листочки А-4, цветныекарандаши для тех, кто хочет сделать рисунки по теме)
3. ХОД УРОКА
1.Мотивация к деятельности
|
||
Действия педагога |
Образовательная среда |
Действия обучающихся |
Обговаривает порядок поведения, работы и оценивания ответов на уроке – На уроке работаем в привычном темпе. Если кому-то нужно будет выйти, поднимает руку, предупреждает и выходит, не привлекая к себе внимания. Прежде чем мы перейдём к анализу прочитанных глав, я вам хочу объявить, что сегодня не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – «солнышки». За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберёт за урок больше жетонов, тот получит оценку «пять». В конце урока с «солнышками» подходим ко мне для выставления оценок в электронный журнал. |
Учащимся напоминаются требования, согласовываются правила, которые будут действовать в рамках проводимого урока, сообщается о содержимом ресурсного стола, словарях, презентации |
слушают -смотрят -реагируют -соглашаются |
2. Актуализация необходимых знаний |
||
2.1.Подводит к определению темы урока. Слово учителя и вопросы к классу: — Прежде чем перейти к нашей основной работе, посмотрите, пожалуйста, на плакат на доске. — Как вы думаете, почему именно такой плакат висит у нас на доске? — О чём должна пойти речь на уроке? Узнали тему урока. Записали её в тетради.
2.2. Подводит к определению целей урока — Вы сформулировали тему урока. Исходя из неё, скажите, на какие вопросы вы бы хотели получить ответы?
|
2.1.Работаем с плакатом на доске
Определяем тему урока
Определяем цели урока
|
смотрят на плакат на доске
— вслушиваются в вопросы учителя — отвечают
— делают вывод — определяют тему урока и записывают её в тетрадь
2.2 – поднимают руки и отвечают, о чём они, исходя из темы, хотят узнать на уроке, на какие вопросы хотят получить ответы
|
3.Организация познавательной деятельности |
||
3.1.Слово учителя. Мы знаем, что писатели и поэты своим творчеством пытаются пробудить в нас добрые чувства. В.Г.Короленко не исключение. Я предлагаю вам посмотреть презентацию о семье Владимира Галактионовича.
3.2.Проводит словарную работу. — В основе мироощущения Короленко, этого нравственного гения, лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей. — А что такое нравственность? Сострадание? (Накануне два ученика получили задание ознакомиться со словарной статьёй и принести «Словарь русского языка» С.И.Ожегова) — Как они взаимосвязаны? 3.3. Подводит к определению задачи на уроке. — Как вы думаете, имеют ли эти слова отношение к теме нашего урока?
3.4. Проверяет знание текста. — Дома вы дочитали повесть «В дурном обществе». Восстановите последовательность эпизодов. — Знакомит с критериями оценивания — Зачитывает правильную последовательность эпизодов (для более быстрой проверки)
3.5. Не забывает похвалить за быструю и правильную работу!
3.6. С помощью вопросов подводит к составлению кластера (новое понятие для детей) — Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? — Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? — На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? — От чьего имени в повести ведётся повествование? Как его называют окружающие? — Для чего нужно обращать внимание на все это?
3.7.Подводит к определению проблемного вопроса — На какой вопрос поможет нам ответить этот кластер?
3.8. Подводит к достижению понимания текста на уровне содержания — Исходя из темы урока, мы знаем, что нас интересуют взаимоотношения отца и сына. Вспомните, пожалуйста, как развиваются отношения между отцом и сыном?
3.9. Подводит к пониманию значимости родителей в жизни каждого человека. — А кто для вас самый близкий человек? Почему? Предлагает посмотреть слайды. — Давайте вместе посмотрим слайды, на которых запечатлены вы и ваши родители в счастливые моменты жизни. Смотришь на них, и душа радуется за вас и ваших родителей.
3.10. Подводит к пониманию драмы отца и сына. — А как относятся к Васе дома? — Мы знаем, что Васин отец — судья. Какова роль судьи в обществе? — Каково мнение о нем в городе? — А что с этим судьей происходит дома? Какие законы он нарушает?
3.11.Предлагает поработать с текстом. — Обратимся к тексту. Прочитайте, как судья становится преступником. (стр.17 — «Все меня звали бродягой… — стр.18 «С шести лет я испытывал уже ужас одиночества») — На что обрек отец своего сына, самого близкого человека? — Что мешало Васе и отцу обрести друг друга и сломать стену, выросшую между ними. -Кто помогает разрушить стену непонимания между ними? — Как вы понимаете слова Васи: «И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына»?
3.12.Предлагает сделать выводы. — Вспомним проблемный вопрос нашего урока: как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? — Нашли мы ответ на данный вопрос? Аргументируйте.
3.13. Предлагает выполнить творческую работу — составить синквейны на тему «Отец» и «Сын», используя материалы сегодняшнего урока. Напоминает, из каких пунктов состоит синквейн.
3.14. Демонстрирует свою заготовку синквейнов на темы «Отец» и «Сын».
3.15. Объясняет домашнюю работу. — Составьте синквейны, которые помогут нам понять взаимоотношения в семье Тыбурция. |
3.1. Презентация ученика
Представленная информация была полезной? ДА 59.14% НЕТ 40.86% Проголосовало: 1121
3.2 Знакомство со словарной статьёй в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова (заранее два ученика получают задание)
3.3.Слайд со словарными статьями на экране
3.4. Взаимопроверка (ответственные в каждом ряду собирают листочки и передают другому ряду. После взаимопроверки ответственные собирают листочки и кладут на стол учителя).
3.5. Используют слайд №1 (презентация 3) с правильной последовательностью эпизодов на экране. Критерии оценивания: Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».
3.6. Слайд №2 (презентация 3) с кластером на тему «Образ литературного героя» на экране
3.7.Слайд №3 (презентация 3) с проблемным вопросом на экране «Как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»?
3.8 Слайд №4 (презентация 3) «Я и мой отец» на экране
Физкульминута (2-3 мин.) Цель: снятие физического и эмоционального напряжения
3.9. Презентация №2 «Счастливые моменты жизни моей семьи» на экране
3.10. Словарная работа (нравственные законы, преступник, переступить закон)
3.11. Работа с текстом (стр.17, 18,30,31 …)
3.12. Слайд №3 с проблемным вопросом на экране.
3.13. На экране – слайд №5 «Синквейн». Развитие творческого мышления.
3.14.Слайд №6 (презентация 3) на экране. |
3.1.Смотрят подготовленную учеником презентацию о семье Короленко В.Г. и внимательно слушают её рассказ
3.2. Ученики дают своё толкование слов «нравственный», «сострадание», а затем слушают их лексическое значение из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова
3.3.Отвечают на поставленный вопрос, дополняя ответы друг друга
3.4.Получают листочки с перечнем эпизодов и выполняют индивидуальную работу. Затем проверяют работы учеников другого ряда, используя слайд на экране.
3.5. Смотрят, слушают и радуются
3.6.Слушают вопросы, думают, поднимают руки и отвечают, дополняя ответы одноклассников
3.7. Думают, отвечают, дополняя ответы друг друга
3.8. Смотрят, вспоминают, дополняют, доказывают на материале текста
Дети под руководством физорга встают со своих мест и выполняют упражнения
3.9. Смотрят, переглядываются. улыбаются. Смущаются. Отвечают на поставленный вопрос. Аргументируют
3.10. Вспоминают, размышляют, отвечают
3.11. Ищут доказательства в тексте, зачитывают, отвечают на вопросы, пытаются комментировать. Дополняют ответы друг друга.
3.12. Смотрят слайд. Размышляют. Делают выводы. Аргументируют.
3.13. Работают в группах по четыре человека (впереди сидящие поворачиваются к сидящим сзади),выполняют творческую работу — составление синквейнов. Обсуждают, спорят, предлагают, один записывает. Зачитывают свои варианты Все внимательно слушают
3.14. Зачитывают свои варианты синквейнов. Комментируют. Знакомятся с синквейнами учителя.
3.15.Записывают домашнюю работу |
4. Рефлексия деятельности |
||
1.С целью осознания обучающимися своей учебной деятельности на уроке предлагает дописать предложения. -Своей работой на уроке я…. -Урок заставил меня задуматься…. -Сегодня на уроке я научился…. — А особенно мне удалось… — Мне показалось важным… — Мне было интересно (не интересно), потому что… — Для меня стало открытием, что… — Самое главное, что я понял(а) на уроке: … 2. Благодарит учеников за хорошую работу на уроке. 3. Выставляет оценки в электронный журнал.
|
Слайд №7 (презентация 3) на экране . |
Ответственные в каждом ряду раздают листочки-заготовки Каждый самостоятельно дописывает предложения, а затем ответственные собирают и кладут на стол учителя.
После окончания урока подходят к учителю с «солнышками» для выставления оценок в электронный журнал. |
Используемаялитература:
Учебник«Литература».Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Москва«Просвещение»2021
Литература. 5класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И.
Коровина /авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель