ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАУРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Класс: 1
Программа: УМК «Планетазнаний»
Тема урока: Строениерастений
Тип урока: открытиенового знания
Цель: Познакомитьобучающихся со строением растений.
Задачи:
Образовательные:
— расширять знания о растениях;
— прививать навыкиопытно-экспериментальной работы;
— формировать умение обобщать,делать выводы по новому материалу;
Развивающие:
—развиватьнаблюдательность, умение анализировать;
— развитие речи детей, логическогомышления, памяти, а также экологической культуры;
Воспитывающие:
-воспитывать чувство коллективизма;
-воспитывать бережное отношение кводе;
Формируемые УУД:
Личностные:
— формировать умение даватьсамооценку действий
— осознать необходимость охраныприроды, всего живого и неживого
Регулятивные:
-формировать умение ставить цель, планировать свою деятельность, работать поинструкции
Коммуникативные:
— формироватьумение распределять обязанности, действия в паре, обмениваться способамидействий
Познавательные:
— формировать умения построениярассуждения, обобщения, добывать новые знания: находить ответы на вопросы,используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Предметные: научиться ставитьпростейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные свойства воды
Формы работы: самостоятельная,фронтальная, работа в парах
Средства обучения: мультимедийныесредства обучения, учебники, печатные пособия
Оборудование: семена фасоли(сухие, впитавшие воду), почва, стаканчик
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Универсальные учебные действия |
Действия учителя |
Действия обучающихся |
Осуществляемые действия |
|
1.Организационный этап. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.
|
— Здравствуйте ребята. – Урок я хочу начать словами французского философа Ж..Ж. Руссо: «Вы – талантливые дети! Когда — нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Скоро мы убедимся в справедливости этих слов, ведь вас ждёт открытие новых знаний. |
— Проверяют готовность к уроку.
|
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
|
2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока.
|
— Я начну со стихотворения. Льва Квитко «Чудо» Зернышко-крошку Чудо случилось, Зернышко-крошка Сначала разбухло,
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? — Верно. — Сегодня мы будем изучать растения. Точнее, одно растение. А какое, вы это должны сами узнать. Разгадайте ребус. — Верно. — Поставьте перед собой цели на урок.
— А что вы знаете о фасоли? Фасоль является одной из древнейших культурных растений планеты. Фасоль -это однолетнее растение с ветвящимся травянистым стеблем. Известно около 150 видов фасоли. Разводится из-за плодов и семян – а некоторые виды также из-за цветов – под названием турецких бобов. Из разводимых видов первое место занимает фасоль обыкновенная Листья растений фасоли крупные, опушенные, цветки обоеполые мотылькового типа, собранные в соцветия. Плоды – бобы-лопатки с 5–10 семенами. |
Слушают учителя
(о растениях)
(отгадывают ребус) (ответ – фасоль) Сегодня мы будем изучать фасоль
Ответы детей Слушают учителя |
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. |
3. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия.
|
— Посмотрите, я держу в руках настоящее чудо! — Почему я назвала растение чудом? Однажды я задумалась: Как узнать точно, при каких условиях начинается прорастание? Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение? Для этого их нужно спросить. И растения нам обязательно скажут. Только не словами, а своим внешним видом. Я поняла, что бережное отношение, забота и соблюдение условий, помогут добиться хорошего результата. Сегодня мы станем с вами настоящими исследователями и узнаем, какие же условия нужны, чтобы растение проросло, выросло и дало свои семена. — На партах, у каждого из вас лежат карточки наблюдений. Как вы думаете, для чего они нужны? (в них мы будем записывать наши наблюдения и результаты) Возьмите их, ручку. Под словами календарь наблюдений запишите свое имя и фамилию. Итак, начнем наши исследования. |
(потому что оно живое, потому что появилось из маленького семечка)
Записывают |
Познавательные: логический – анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника.
|
4. Изучение нового материала Цель: организовать и направить к восприятию нового материала
|
Сравнение сухого семени и набухшего. Первое условие, необходимое для прорастания. — Посмотрите на парты, у вас на блюдце лежат семена. Это семена фасоли. Возьмите сухие семена в руки. Посмотрите на них. Они спят, т.е. находятся в состоянии покоя. Попробуйте снять верхнюю кожуру. — Получается?
Вывод: с сухого семени кожура не снимается.
— Попробуйте слегка поцарапать кожуру. Целостность кожуры не нарушается. — Зачем же нужна такая кожура семени? — — Какую роль она играет?
— Любое растение начинает свою жизнь с того, что его семья попадает в почву. Но, если почва будет сухая и твердая как камень, прорастет ли растение?
— Берем в руки семя №2 и сравниваем его с семенем №1 — Что помогло семени стать таким? Вывод: в семя через кожуру проникает вода и оно набухает, увеличиваясь в размерах.
— Когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста. — Вода-это первое условие, которое необходимо для прорастания семени.
— А как вы думаете, что еще нужно растению?
воздух — как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает. тепло — в тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть.
— Снова возьмите в руки второе семя. Осторожно снимаете с набухшего семени кожуру. Результат: кожура легко снимается с набухшего семени. — Что находится под кожурой? — Отсюда и их название семядоли (доли семени)
— Что мы видим на одной из семядолей? — Это зародыш будущего растения. Маленькое дитя растения. Он еще очень мал, и в нем трудно рассмотреть части будущего растения. Однако семя проснулось, об этом свидетельствует наличие зародыша.
— Откуда же берутся питательные вещества? — Обратите внимание на две эти половинки, семядоли. Они крупные, мясистые. В них и находятся питательные вещества, которые питают зародыш семени, и он начинает расти. — Растение растёт, семядоли все стареют, засыхают и совсем отпадают. Кто теперь будет исполнять роль «кормильца»?
— Корень служит якорем для стебля, укрепляя его, и всасывает из почвы воду и растворенные в ней вещества. — Иногда мы видим растения – одни темно – зелёные, а другие бледные. — Чтобы это могло означать? — Почему так произошло? Что случилось? — Чего не хватало этому растению?
Вывод: нужен свет — Листья – это «живые заводы» по производству еды. В листьях растений содержится хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу.
— Проходит время…растение растёт… заметно увеличиваются в размере листья, приобретают ветвистую корневую систему. Корни становятся большими. Посмотрите на корневую систему в прозрачном контейнере. Вроде всё хорошо. Но растение остается слабым. — Почему? Сравните с растение в горшке и растение в контейнере. Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518
Вывод: растению нужна почва, в которой содержаться минеральные вещества. |
(нет)
(защищает от повреждения и высыхания)
(семя увеличилось в размерах, сырое) (вода)
(Воздух, тепло) Делаем вывод, что растению нужен воздух и тепло.
(две половинки, две дольки семени)
(корень) и листья
(ответы детей)
(ответы детей) |
Регулятивные: уметь извлекать важную информацию
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.
Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений |
Физминутка
|
Представьте, что вы зернышки. Игра Зернышко Все встаньте возле своих мест, присядьте и закройте глаза. Представьте, что вы — зернышки, вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. (Медленно встаем и вытягиваем руки кверху.) Теплые лучи коснулись стебелька, ветерок качнул вас в одну и в другую сторону. (Стоим, покачиваясь из стороны в сторону.) Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. (Руки разводим в стороны, пальцы раздвигаем в стороны). Солнышко нежно подхватило за верхушки своими лучами и потянуло вверх. (Руки поднимаем вверх, но пальцы остаются в стороны.) Вы стали расти все выше и выше. (Вытягиваемся вверх, встаем на носочки.) И вдруг брызнул дождик, вы стали пить дождевую воду, стали сильными и большими. (Открываем и закрываем рот как рыбы.) Ваш бутон раскрылся, и вы превратились в прекрасные цветы. (Изображаем пальцами раскрытие бутона.) И вы счастливы, что живете на этой земле, вдыхаете свежий воздух, пьете дождевую воду и греетесь в лучах золотого солнца…
|
||
5. Практическое применение знаний
|
— Сейчас в карточках запишите 5 условий, которые нужны для прорастания семени
— Дополните стадии роста растения (семя-зародыш-зелёный расточек с листочками-взрослое растение с цветами- взрослое растение с плодами и семенами)
-Проверим.
— Ребята, теперь, когда вы знаете все условия проращивания, у вас будет возможность в домашних условиях прорастить фасоль. Вы будете записывать «каждый шаг» прорастания в календарь наблюдений. Сами увидите, как появляются корешки, семядоли, листья. Пришло время самим посадить семя фасоли, которые мы совместно прорастим в классе. |
Заполняют карточки (вода, свет, воздух, тепло, почва)
Самопроверка
(ученик сажает семечко) |
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: самопроверка |
6.Рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.
|
— Я хочу вам пожелать вырастить крепкое здоровое растение. А если вы будете соблюдать все условия, да ещё и подарите ему свою заботу и нежность, то у вас обязательно вырастет настоящее чудо!
—В начале урока вы перед собой поставили цель — Какую?
-А сейчас посмотрите, перед вами на столах лежат листочки, нарисуйте в виде улыбки на них, свое настроение от урока.
— Теперь я предлагаю вам вырастить дерево, вывесив все ваши листочки.
— Урок окончен. |
Изучить строение растения (фасоль)
Обучающиеся отображают свои эмоции от урока |
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
