Технологическая карта урока по биологии в 6 классе
Тема урока: Видоизменения побегов
Цели урока:
1. Деятельностная: научить учащихсясамостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передаватьинформацию по теме «Видоизменения побегов»
2. Предметно-дидактическая:создать условия для обучения учащихся приемам самостоятельной мыслительной,познавательной деятельности для освоения биологических знаний в соответствии спрограммными требованиями по теме «Видоизменения побегов».
Планируемыерезультаты:
Предметныерезультаты: научиться наблюдать и описыватьбиологические объекты — «видоизменённый побег»,«корневище», «клубень», «луковица».
Метапредметныерезультаты: применяют знанияжизненного опыта; решают учебную проблему в парах, группах, индивидуально;анализируют, делают выводы, работают с текстом; подводят итоги урока методомсодержательного синквейна.
формированиеумений находить информацию, использовать речевые средства для аргументациисвоей позиции, извлекать информацию из собственных наблюдений
Личностныерезультаты: воспринимаютполучение новых знаний с большим интересом; проводят адекватную самооценкусвоих «знаний» и «незнаний», осознают необходимость биологических знаний длясобственного развития и в дальнейшей жизни.
Типурока: открытия новых знаний
Методыобучения: частично-поисковый,исследовательский, эвристическая беседа.
Средстваобучения: экран, проектор,презентация по теме «Видоизменения побегов», учебник «Биология. Многообразиепокрытосеменных растений» 6 класс, В.В.Пасечник, рабочие тетради,инструктивные карточки, натуральные объекты, лабораторное оборудование.
Ходурока:
Этапы урока |
Методы обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика
|
Формируемые УУД |
Оценка/самооценка |
1.Организационный момент
|
Эмоциональное и организационное вхождение в урок
Цитата
|
Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Не бойтесь говорить и высказывать своё мнение, спорить. Ведь в споре рождается истина.
Эпиграф урока: «Мало знать, надо и применять, мало хотеть, надо и делать» В.Гёте (Слайд1)
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
|
Готовятся к уроку
Приветствуют учителя.
Комментируют эпиграф
|
Личностные Правильная организация своего рабочего пространства Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
|
|
2.Вызов
3.Осмысление, введение в тему
|
Актуализация жизненного опыта, Прием Дай информацию
Мотивация к учебной деятельности
|
Для начала давайте уточним, что мы уже знаем. 1) Итак, посмотрим на экран: рисунок «Побег» (Слайд 2) 2) Давайте вспомним строение побега. Я буду зачитывать предложения, в которых пропущены слова. По ходу моего чтения вы должны назвать нужное слово. Внимание! 1. Основной надземный орган растения – это … (побег). 2.Он состоит из осевой части, которая называется … (стебель). 3. К боковым частям побега относятся … (листья). 4. Участок стебля, на котором развивается лист или почка называется … (узел). 5. Новый побег развивается из … (почки). 6. Главный признак, отличающий побег от корня … (образование листьев). * Как называется стебель, с расположенными на нем листьями и почками? — Побег. Итак, ребята, я убедилась в том, что вы знаете строение побега. — Всегда ли побеги имеют привычный внешний вид? Всё ли вы знаете о побеге?
А теперь послушайте загадки и догадайтесь, о каких растениях идет речь? *Я вырос на грядке, характер мой гадкий: Куда ни приду, всех до слез доведу (лук). *Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель). *Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко: Путь-дорожку до зари освещают фонари. На больших столбах подряд лампы белые висят (ландыш). Подземная часть лука репчатого называется луковица, картофеля – клубень, ландыша – корневище. Клубень, корневище, луковица, как вы считаете, какими органами они являются – побегами или корнями? — Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называют — видоизмененные побеги. * Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица — это побеги? — Нужно изучить строение этих органов. * Следовательно, каковы цели урока? — Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги. Запишите тему урока (Слайд 3-4)
|
Смотрят видеоматериал
Извлекают всю информацию из представленного объекта
Дети дают разные варианты ответов
В процессе рассуждений называют тему урока
Определяют цели урока |
Личностные: Проявление интереса к поставленной проблеме. Актуализация жизненного опыта
Коммуникативные Умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения, аргументировать
Познавательные Формирование познавательного интереса; развитие логического мышления |
Оценка учителя |
4.Размышление, открытие новых знаний
5.Первичная проверка понимания изученного
Физкультминутка
5.Рефлексия, первичный контроль
6.Содержательная рефлексия
Подведения итогов учебного занятия
7. Домашнее задание
Рефлексия |
Мотивация познавательной деятельности Исследовательский метод
Изучение нового материала через организацию разных видов деятельности. Частично-поисковый метод
Технология «Свободный микрофон»
Первичный контроль «Тренировочная контрольная»
Прием «Синквейн»
Прием «Закончи предложение» |
Работа в группах (Слайд 5-7) Учитель: Нам предстоит доказать, что корневища, клубни, луковицы являются видоизмененными побегами. Для этого вам нужно выполнить лабораторную работу. Инструктивные карточки у вас на столах ( Приложение 1). 1. Организация самостоятельной исследовательской работы по инструктивным карточкам. Для этого класс разбивается на группы, выбирается руководитель из числа сильных учеников.
Фронтальная/Групповая работа (Слайд 8-12) Учитель предлагает обсудить результаты и заполнить таблицу (Приложение 2)
1. Обсуждение результатов. 1. Корневище. Вопросы: * Откуда корневище получило свое название? — Из-за внешнего сходства с корнем. * Как отличить корневище от корня? — У корневища, как у надземных побегов, имеются почки, стебель, узлы и междоузлия. Из почек весной развиваются молодые надземные побеги. Также у корневища есть видоизмененные листья — пленчатые чешуйки. От листьев могут остаться только листовые рубцы. От корневища отрастают придаточные корни. Кроме ириса, корневища имеют черника, сныть, пырей. * Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище? — Корневище – это видоизмененный побег, т.к. он имеет все части побега. 2. Клубень. *Как можно доказать, что клубень – это побег? Какие части вы обозначили у клубня? — Стебель, почки, ростки. У клубней стеблевая часть утолщенная, т.к. в ней откладываются в запас питательные вещества. * А как называются почки у клубня? — Почки называются глазками. Сами клубни развиваются на верхушке подземных побегов, которые называются столонами. Клубни – это верхушечные утолщения столонов. 3. Луковица. * Что общего у луковицы с побегом? — У луковицы есть почти плоский стебель, который называется донце. От донца отходят сухие и сочные листья. Сухие листья выполняют защитную функцию. Также имеются придаточные корни и почки, которые расположены в пазухах сочных листьев. Из почек образуются дочерние луковицы, которые называются детками или зубками.
— Представьте что вы маленький побег, который тянется к солнышку, на ветру шевелятся его листочки. Гимнастика для глаз (Слайд 13)
Индивидуальная работа Учитель предлагает выполнить тест с самооценкой по шаблону (Слайд 14-20)
Приложение 3. Тест по теме « Видоизменения побегов» I вариант, II вариант
Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193
Индивидуальная работа: Учитель предлагает подвести итог урока с помощью составления Синквейна (5 мин.) (Слайд21)
Предлагает желающим ученикам публично представить свою работу
Учитель подводит итоги работы класса, оценивая в общем. Обращает внимание учеников на выполненные(невыполненные) цели и задачи Называет ребят, которым идет отметка в дневник
Учитель:
· Назовите растения с видоизмененными побегами, произрастающие у нас в селе, как их использует человек?
(Слайд 22) Учитель объясняет смысл и значение домашнего задания, обращая внимание на «Задания», где необходимо заложить опыт и провести наблюдение, т.е. применить знания на практике, мотивируя к изучению биологии.
Задание для учеников, интересующихся биологией: Посадите в ящик для рассады небольшой целый клубень картофеля, половину клубня и толсто срезанную кожуру картофеля с почкой. Через две недели посмотрите на результат. Обратите внимание на то, какие побеги окажутся более сильными. Объясните почему.
o Сегодня я узнал… o Теперь я могу… o Я научился…
(Слайд 23,24)
|
Выполняют лабораторную работу, соблюдая технику безопасности. Работают учащиеся в группах. Руководители групп распределяют обязанности между учащимися в группе. Работают по алгоритму инструктивных карточек. Записывают результаты своей работы в тетрадях, делают рисунки.
Отчет руководителей групп.
Воспринимают информацию; выделяют существенные признаки, участвуют в беседе.
Выбирают из текста уже известный материал и вносят в таблицу
Выполняют упражнения
Выполняют тест, ставят себе отметки, проверяют по шаблону, корректируют знания, умения, еще раз осмысливают изученное
Составляют синквейн, подводя итог урока Желающие зачитывают свои работы
Участвуют в подведении итогов урока
— называют тему и цели урока; — отмечают наиболее трудные задания; — высказывают оценочные суждения о работе партнера; — определяют степень совместного продвижения к цели.
Фиксируют информацию
Учебник: -параграф 10 читать, дополняя таблицу в тетради. — ответить на вопрос рубрики «Подумайте».
Проводят самоанализ достигнутых результатов.
Делают выводы. Задают вопросы, если таковые есть.
|
Личностные: Формирование внимания, памяти, познавательного интереса, логического мышления Регулятивные Формирование навыка определять цель и задачи предстоящей учебной деятельности Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи
Познавательные: извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, обобщения и синтезирования;
Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения Коммуникативные: учёт разных мнений и позиций в сотрудничестве Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: выделение существенной информации, формулирование проблемы.
Личностные развитие самооценки личности формирование адекватной позитивной самооценки, формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные планирование своих действий в соответствии с задачей осуществление первичного контроля по результату, внесение необходимых корректив после завершения контроля на основе сделанных ошибок, восприятие оценки учителя
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать товарища. Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии.
|
Оценка учителя Эмоциональная оценка при взаимодействии в группе
Оценка учителя Эмоциональная оценка при взаимодействии в группе
Самооценка, отметка
Самооценка
Оценка учителя, отметка
Самооценка
|
Приложение1
ГруппаI. Инструктивная карточка 1
Прочитайтематериал учебника. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению сотчетом.
Лабораторнаяработа «Изучение строения луковицы»
Цель:изучить строение подземного побега-луковицы
Оборудование: препаровальная игла, лупа, целая луковица и разрезанная луковица.
Ходработы:
1.Рассмотритевнешнее строение целой луковицы.
2.Расмотрите внутреннее строение разрезанной луковицы.
3.Зарисуйтев тетради внутреннее строение луковицы. Подпишите основные ее части: почку,донце, кожистую и мясистые чешуи.
4.Ответьте на вопрос: Что такое чешуя в луковице?
5.Сформулируйтевывод: Луковица- это видоизмененный побег, так
как_____________________________________________________________________
ГруппаII. Инструктивная карточка 2
Прочитайтематериал учебника. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению сотчетом.
Лабораторнаяработа «Изучение строения клубня»
Цель:изучить строение подземного побега-клубня
Оборудование: препаровальная игла, пророщенный клубень картофеля, лупа.
Ходработы:
1.Рассмотритевнешнее строение целого клубня.
2.Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля в тетрадь. Подпишите верхушечнуюпочку, глазки, основание .
3.Ответьте на вопрос: Что такое глазки? Какую они выполняют функцию?
4.Сформулируйтевывод: Клубень — это видоизмененный побег, так
как_____________________________________________________________________
ГруппаIII. Инструктивная карточка 3
Прочитайтематериал учебника.
Выполнителабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.
Лабораторнаяработа «Изучение строения корневища»
Цель:изучить строение подземного побега-корневища.
Оборудование: лупа, корневищное растение — ирис.
Ходработы:
1.Рассмотритекорневище ириса и его корневище.
2.Воспользуйтесь лупой. Найдите на корневище узлы, междоузлия,чешуевидные листья и придаточные корни.
3.Ответьтена вопрос: Чем корневище отличается от корня?
4.Сформулируйтевывод: Корневище — это видоизмененный побег, так
как____________________________________________________________________
Приложение 2. Таблица «Видоизмененияпобегов»
Тип побега |
Особенности строения |
Функции |
Примеры растений, значение для человека |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение3
Тестпо теме « Видоизменения побегов» I вариант
1 Сходство клубня картофеля с побегом липызаключается в том, что у клубня есть
А) почки
Б) запас крахмала
В) листья
Г) цветки
Ответ
2. Луковица – видоизменённый побег, этодоказывает наличие на ней
А) главного корня
Б) почек-глазков
В) подземных столонов
Г) плоского стебля – донца
Ответ
3. Корневище – видоизменённый побег, этодоказывает наличие на корневище
А) главного корня
Б) плёнчатых чешуек
В) плоского стебля – донца
Г) механических волокон
Ответ
4. К видоизменённым побегам относитсясъедобная часть
А) моркови
Б) картофеля В) свёклы Г) репы
5. Верны ли следующие суждения овидоизменённых органах растений?
1. Корневище – это орган минерального питания растений.
2. В нижней части луковицы репчатого лука расположен плоский стебель – донце,на нём развиваются видоизменённые листья.
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны
Ответ
6. Какой из видоизменённых органовявляется видоизменённым побегом?
Ответ
7. Клубень — видоизмененный побег,встречающийся у
А) лилии
Б) картофеля
В) пырея
Г) папоротника
Ответ
Приложение3
Тест по теме « Видоизменения побегов» II вариант
1. Что из перечисленного относят квидоизменённым побегам?
А)клубеньки
Б)корневой клубень
В)корнеплод
Г) луковица
2. Сходство клубня картофеля с побегомтополя заключается в наличии
А) почек
Б) запаса крахмала
В) листьев
Г) глазков
Ответ
3. Корневище – это видоизменённый
А) побег
Б) клубень
В) главный корень
Г) придаточный корень
Ответ
4. Что представляет собой клубенькартофеля?
А) подземный побег
Б) видоизмененный стебель
В) корневище
Г) корнеплод
Ответ
5. Верны ли следующие суждения о видоизменённыхорганах растений?
1. Внутренние мясистые и сочные листья луковицы лука содержат запасы воды ипитательных веществ.
2. На корневищах растений находятся плёнчатые чешуйки – видоизменённые листья.
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны
Ответ
6. Какой из видоизменённых органовявляется видоизменённым побегом?
Ответ
7. Какое растение размножается с помощьюлуковицы?
А) тюльпан
Б) картофель
В) морковь
Г) земляника
Ответ