X-PDF

Технологическая карта урока по функциональной грамотности Планируем семейный бюджет

Поделиться статьей

 

Технологическая карта урока

 

 

Сведения об авторе

 

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Тихонова Наталья Викторовна

Район

Володарский

Место работы

МБОУ НШ №12

Должность

Учитель начальных классов

 

 

Общая информация

 

Образовательная область, учебный предмет

Функциональная грамотность

Класс

3 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).

Тетрадь «Функциональная грамотность», 3 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк,

С.А. Шейкина. — М.: Планета, 2022. — 112 с. — (Учение с увлечением).

Тема учебного занятия

Планируем семейный бюджет

 

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок открытия новых знаний

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

4 урок в блоке финансово-математической грамотности

Учебная задача

·      Открыть способ …

·      Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

·         Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Цель: формирование представления о планировании семейного бюджета

Предметные задачи:

— учить планировать и рассчитывать бюджет семьи, организуя работу с конкретными ситуациями;

— развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и оценивать учебный материал;

— воспитывать экономное отношение к семейному бюджету.

Метапредметные задачи, способствующие формированию УУД:

регулятивные: учить принимать участие в учебном сотрудничестве, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

познавательные: осознанно строить речевое высказывание, работать с моделями, производить простые логические действия (анализ, сравнение);

коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, строить монологическое высказывание, договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

 

Личностные УУД:

-способствовать формированию осознания себя как члена семьи, общества и государства, осознания личной ответственности за свои поступки;

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – информационное и техническое обеспечение урока

 

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет — ресурсы

ЭОРы

Тетрадь «Функциональная грамотность», 3 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. — М.: Планета, 2022.

Карточки для индивидуальной парной и групповой работы, кроссворд

 

http://nsportal.ru/

http://metodisty.ru/

 

 

Техническое обеспечение

 

Компьютер, презентация, проектор, документ-камера

 

 

 

Сценарий проведения урока

 

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

 

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

-Все приготовились к занятию?

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране финансовой и математической грамотности. И будем сами принимать решения, как взрослые.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи!

 

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

-Но сначала давайте вспомним изученный материал. Разгадаем кроссворд. Работаем в паре. Правильно разгадав кроссворд, вы откроете ключевое слово нашей темы.  Приложение №1

Проверка. Открытие слова семья.

-Что такое семья?

 

 

 

Разгадывают кроссворд.

 

-Группа родственников, живущих вместе и ведущих совместное хозяйство.

 

1.3. Создание проблемной ситуации

— Я приглашаю вас в одну семью. Давайте послушаем, о чем говорят мама с сыном. Сценка.

– Получила я зарплату, отправляюсь в магазин.

Что купить тебе, сыночек?

Отвечает маме сын:

– Ты купи мне самолёт,

а ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маску, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь, мама, чупа-чупсик мне купить!

– Как вы думаете, сможет ли мама купить столько игрушек? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Семейный бюджет – это план расходов и доходов, он включает в потребности ВСЕХ членов семьи. И если покупать все, что хочешь ты, то другие себе ничего не смогут купить.

-Семейный бюджет- это не только доходы (мама получила зарплату), но и обязательные расходы (комунальные платежи, питание, одежда и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

-Рассмотрите рисунки. Объясните, какую ситуацию они иллюстрируют?

Д > Р  Экономия (профицит)

Д < Р  Дефицит

Д = Р  Баланс

— Какой рисунок для семьи самый выгодный? Почему?

— Как этого добиться?

-Попробуйте определить тему сегодняшнего занятия?

 

— С чего нужно начинать при планировании семейного бюджета?

-Как вы думаете, чему мы будем учиться на занятии?

 

 

 

 

 

-Планировать семейный бюджет

-Планирование  семейного бюджета

 

-Посчитать доход семьи и расходы обязательные и необязательные

– Сегодня на занятии мы будем учиться планировать, просчитывать семейный бюджет, сопоставлять доходы и расходы семьи.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

-Давайте поиграем. У нас на уроке 3 семьи: Ивановых, Петровых, Сидоровых. Работаем в группах. С каждой семьей работают по 2 группы.

— Обсудите в группах, какие доходы и расходы будут в семье? Запишите полученные результаты в таблицу.

Расскажите о семье по плану.           Приложение №2

Но сначала познакомьтесь с правилами игры:

1. Семья должна быть дружной.

2. При принятии решения учитываются мнения каждого члена семьи.

3. Все вопросы решаются с учётом большинства голосов.

4. В семье при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.

Проверка групповой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

 

 

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

 

-Итак, что мы сейчас делали? Составляли?

 

-Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье.

 

— План, какой семьи самый выгодный, удачный?

Планировали семейный бюджет, считали доходы и расходы семьи на месяц.

 

 

-Семьи Ивановых. У них есть экономия бюджета. Они могут копить на что-то или больше тратить на то, что желают.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

 

— На семейном совете семьи Ивановых было решено разделить деньги, оставшихся от доходов за вычетом обязательных расходов, следующим образом. (Задание из тетради)

Рассмотрите диаграмму.   Работаем в паре.

Приложение №3

Проверка через документ-камеру

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание

 

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Внимание на экран.

-Вставив пропущенные слова, вы ответите на вопрос: «Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?»

План доходов и расходов семьи — это ……..      …….  .

Он нужен для того, чтобы ……. вести  домашнее ……  .

Благосостояние ….. зависит от …… бережливо и экономно расходовать ……   .

-Итак. Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужно просчитывать семейный бюджет. Финансовая и математическая грамотности связаны и необходимы человеку. Финансово грамотный человек контролирует свой бюджет, чтобы расходы не превышали доходы, чтобы была прибыль в бюджете.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить её? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути

-Я надеюсь, что ваши знания помогут вашей семье!

 

 

 

Вставляют слова.

(семейный бюджет, правильно, хозяйство, семьи, умения, деньги)

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Рефлексия. Самооценка.

-Вот и подошло к концу наше зпнятие. Теперь пришло время оценить свою деятельность на уроке. Возьмите лист. Выберите фразу, которая характеризует вашу работу на уроке. Соедините фразу со словом Я. Объясните свой выбор.                                                  Приложение № 4

Спасибо всем за работу!

 

 

 

 

Оценивание. Высказывания детей.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                         Приложение № 1

Кроссворд

   

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

 

 

1.Деньги, которыетратят на какие-нибудь нужды.

2. Стоимость однойвещи.

3. Правила, законыведения хозяйства это –…

4. Особый товар,который можно обменять на любые другие товары и услуги.

5. Слово “бюджет”в переводе с английского языка означает…..сумка.

 

 

 

 

Приложений№ 2

Карточка№1

СемьяИвановых– 6 человек: папа, мама, сын-школьник, сын-младенец,бабушка, дедушка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы в апреле, руб.

Расходы в апреле, руб.

Выплатили на работе папе

35 000

Коммунальные услуги

7 000

Выплатили на работе маме

15 000

Продукты питания

30 000

Пенсия дедушки

15 000

Одежда и обувь

15 000

Пенсия бабушки

15 000

Товары для дома и хозяйства

4 000

 

 

Оплата кружков и секций

500

 

 

Платеж по кредиту

10 000

 

 

Карманные деньги для 1 ребенка

500

 

 

Лекарства

3 000

 

 

Телефон (связь)

1 000

 

 

Детские игрушки

1 000

ИТОГО:

 

1)     Посчитайте,чему равны доходы и расходы этой семьи.

 Запишитеполученные результаты в таблицу.

                          2) Расскажите о семье по плану:

1)Какой состав семьи?

 

 

2)Все ли члены семьи приносят доход?

 

 

3)Превышают ли статьи расходов и доходов? На сколько?

 

4)Экономно ли члены семьи тратят деньги?

 

 

5)Чтобы вы могли посоветовать данной семье?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №2

Семья  Петровых — 3человека: мама, бабушка, дочь-школьница

Доходы в апреле, руб.

Расходы в апреле, руб.

Выплатили на работе маме

30 000

Коммунальные услуги

6 000

Пенсия бабушки

15 000

Продукты питания

20 000

 

 

Одежда и обувь

6 000

 

 

Товары для дома и хозяйства

1 000

 

 

Оплата кружков и секций

2 000

 

 

Карманные деньги для 1 ребенка

500

 

 

Лекарства

2 000

 

 

Телефон (связь)

1 000

 

 

Платеж по кредиту

5 000

 

 

Культурный отдых

2 500

ИТОГО:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)    Посчитайте,чему равны доходы и расходы этой семьи.

 Запишитеполученные результаты в таблицу.

                          2) Расскажите о семье по плану:

1)Какой состав семьи?

 

 

2)Все ли члены семьи приносят доход?

 

 

3)Превышают ли статьи расходов и доходов? На сколько?

 

4)Экономно ли члены семьи тратят деньги?

 

 

5)Чтобы вы могли посоветовать данной семье?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №3

Семья Сидоровых— 4 человека: папа, мама, сын-студент, дочь-школьница

Доходы в апреле, руб.

Расходы в апреле, руб.

Выплатили на работе папе

35 000

Коммунальные услуги

7 000

Выплатили на работе маме

25 000

Продукты питания

27 000

Стипендия брата

5 000

Одежда и обувь

10 000

 

 

Товары для дома и хозяйства

2 000

 

 

Оплата кружков и секций

2 000

 

 

Транспорт, оплата проезда

5 000

 

 

Карманные деньги для 2 детей

4 000

 

 

Нерегулярные платежи (страховка на автомобиль)

5 000

 

 

Телефон (связь)

2 000

 

 

Посещение театра, кафе

5 000

ИТОГО:

 

 

1)Посчитайте, чему равныдоходы и расходы этой семьи.

 Запишите полученныерезультаты в таблицу.

                          2) Расскажите о семье по плану:

1)Какой состав семьи?

 

 

2)Все ли члены семьи приносят доход?

 

 

3)Превышают ли статьи расходов и доходов? На сколько?

 

4)Экономно ли члены семьи тратят деньги?

 

 

5)Чтобы вы могли посоветовать данной семье?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№3

 

 

 

 

Приложение№ 4

Рефлексия

 

 

 

 

        Ничего                                 Узнал

     не понял                          что-то новое

 

Я

 

 

      Удивился                      Научился

 

                       Расстроился

 

 

 

 

 

 

 

        Ничего                                 Узнал

     не понял                          что-то новое

 

Я

 

 

      Удивился                      Научился

 

                       Расстроился

 

 

 

 

 

 

 

        Ничего                                 Узнал

     не понял                          что-то новое

 

Я

 

 

      Удивился                      Научился

 

                       Расстроился

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет